Почему меня больше не интересует научное богословие. Протоиерей Игорь Рябко
24 января – Международный день образования, установленный Генассамблеей ООН.
Каким-то образом в лексику нашего языка давним давно влезло одно, на мой взгляд, досадное недоразумение. Академии и семинарии были названы «духовными школами». Но к духовности они на самом деле не имеют никакого отношения, потому что там этому не обучают, там дают знания.
Духовность относится к сердцу, а образование к рассудку. Их можно называть религиозными православными школами, в лучшем случае богословскими, в схоластическом и, по сути, светском значении этого слова. Духовности учит духовник, а знания дает учитель.
Надеюсь, что я имею право об этом говорить, потому что в свое время, много лет тому назад, я принимал участие в разработке концепции богословского образования для светских вузов. Впервые в Украине нами был разработан учебный план, ОПП, ОКХ для бакалавриата по богословию. Также впервые была создана выпускающая кафедра в одном из вузов.
На этом пути я прошел все необходимые этапы с получением ученой степени, звания, много лет работал заведующим кафедры богословия.
Но, может быть, мой опыт поможет другим людям избежать тех ошибок, которые я совершил на этом пути.
Мир богословских знаний, когда я в него начал погружаться, будучи еще студентом педагогического университета, изумил меня своей красотой, глубиной и разнообразием. Мне было интересно все. Это было похоже на страстное увлечение, в которое ты окунулся с головой. Очарованный этим дивным миром, мой любопытной ум хотел знать все больше и больше. Он был похож на прожорливую свинью, которая готова есть все, всегда и при этом не насыщаться, потому что ей нравится сам процесс еды.
Так прошло много лет. Я узнал и изучил много всего, но при этом понимал, что все это было понято и усвоено умом, а я, мой дух, моя сущность не претерпели при этом никаких положительных изменений. Скорее наоборот, мое духовное состояние желало лучшего.
Постепенно я стал осознавать, что научная эрудиция никак не связана со спасением. Она, напротив, отняла у меня лучшие годы жизни.
В душе стало созревать стойкое неприятие, вплоть до отвращения, продолжать и дальше стремиться к накоплению знаний.
Не знаю, к какому бы результату я пришёл, если бы милосердный Господь не познакомил меня со старцем Симоном (Безкровным). Этот человек стал для меня не просто духовником, а отцом, к которому я чувствую глубочайшую любовь и признательность. Собственно эта встреча и изменила всю мою жизнь.
Я наконец понял, что искать ответы о смысле жизни нужно там, где пребывает Сам Христос, в нашем сердце, и спрашивать у тех, кто Христа знает лично, а не у тех, кто он Нем много прочитал. Теперь пришло время идти обратным путем, на каждой из ступеней которого нужно выбрасывать то, что за все прожитые годы успел накопить мой умственный эгоизм.
«Свет пришел в мир» (Ин. 12:46), чтобы всех нас сделать светом вечного духа.
Но мы предпочли искать свет в книгах о свете. Но поскольку даже эти тексты мы читаем по системе Брайля, при помощи ассоциаций, не имея личного духовного постижения, то неизбежно начинаются споры, так как каждый понимает прочитанное по-своему. Есть две разновидности богословов. Одни умные и эрудированные, другие духовные и мудрые. Первые живут своим пониманием, вторые Божественной благодатью.
Эрудированных много, а духовных, к сожалению, единицы. Все, что я приобрел на первом пути – это ясное, уверенное и обоснованное понимание того, что я ничего не знаю. Если кто-то решил, что он понял тот или иной догмат нашей вере, это говорит лишь о том, что он его не изучил достаточного глубоко. Но то же касается и светской науки.
Все наши знания о мире и человеке, при всей кажущейся глубине, на самом деле поверхностны. Да, это понимание несколько отличается от того, когда человек вообще ничего не знает, но сути это не меняет.
Все наши знания и представления о Боге условны. То, что мы можем о Нем на самом деле знать, возможно только пережить и усвоить сердцем, но для этого не обязательно прочитать библиотеки книг.
Преподобный Софроний (Сахаров), человек, получивший очень хорошее образование, утверждал, что одно только внимательное и сосредоточенное произношение молитвы «Отче наш» незамедлительно спасает человека.
Симона Вейль писала о чтении молитвы «Отче наш» так: «Бесконечная сладость этого текста, захватила меня настолько, что несколько дней подряд я не обходилась без того, чтобы не повторять его снова и снова. Уже начальные слова этой молитвы порой исторгают мой дух из тела и перемещают его в какое-то другое место за пределами пространства, в бесконечность второй или третьей степени. Иногда я чувствую присутствие Христа лично, с реальной, ясной и преисполненной любви достоверностью».
Те, кто утвердился в безмолвии, говорят о том, что им достаточно бывает произнести первые два слова молитвы «Отче наш» и непрестанно оставаться в тишине духовного сердца.
Такое же состояние спасения они переживают и тогда, когда с полным доверием и всеобъемлющим чувством всепоглощающей любви произносят всем своим сердцем всего лишь одно слово: «Иисусе». И этого достаточно для того, чтобы погрузиться в непреходящий и нескончаемый мир Божественной благодати.
Но нужно сказать, что к таким результатам приходят истинные богословы, обладающие большой духовной зрелостью, которых во все времена было очень мало.
Книжные знания растекаются по множеству приток, в разных направлениях, каждое из которых имеет свою полноводную глубину и широту. Они как бы расплываться в разные стороны. Духовные же знания, наоборот, стекаются к одной цели, сужаются и фокусируются на Едином, которым и является наш Бог. Там они обретают свою полноту и завершенность. Господь ведет нас Своим промыслом к истинному богословию, которое есть опытное богопознание.
Тот, кто это понимает, в качестве учителей нанимает пост и молитву. А тому, кто, не имея аскетический жизни, искренним сердцем хочет стать богословом, Господь в качестве учителей посылает скорби и болезни.
Истинные богословы учат тому, что к смерти нужно готовиться прежде, чем начнешь умирать, иначе страх парализует ум полностью. Но кто обращает на это серьезное внимание?
«Так называемая смерть — это последний шанс избежать смерти и соединиться с Богом. Кто же с Ним соединяется в этот столь важный момент? Тот, кто старался помнить о Нем всю свою жизнь» (старец Симон Безкровный).
Каждый знает, что тучная пища в большом количестве вредит телу, которое приобретает избыточный вес. Но, кто знает о том, что избыточные знания точно так же перегружают ум, делают его тучным, самодовольным и даже агрессивным.
Многознание – лучшая пища для эгоиста, питаясь которой он уже никогда не сможет приобрести никакого духовного рассуждения, и тем более Богопостижения.
Поиски смысла жизни нельзя сводить к накоплению различного рода ненужных сведений. Между профессором ботаники и профессором богословия нет никакой разницы. Каждый из них накопил огромную сумму знаний, утучнил свой ум, но забыл о необходимости питать свое сердце. Это может показаться странным, но опыт жизни очень часто говорит о том, что чем больше в нашем уме информации о спасении, тем дальше мы отстоим от самого спасения. Потому, что спасение не в уме и знаниях о нем, а в чистом сердце и благодати.
Поэтому мы и просим у Бога: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50:12). Чистое сердце, единое со Христом, становится нашим вечным неотъемлемым христианством.
Я не хочу, чтобы читатели поняли меня превратно. Конечно же, знания, в том числе и книжные, важны. Безусловно, тем, кто решил посвятить свою жизнь служению Богу, очень важно получить базовые основы в области разных богословских дисциплин. Но по-своему, уже тридцатилетнему, опыту священнического служения могу сказать, что 80 процентов тех знаний, которые получают студенты семинарий и академий, на приходском служении им никогда не понадобятся.
Но образование ценно не только тем, что дает знания, но и тем, что приучает к дисциплине, развивает мышление, понуждает думать и рассуждать. А это очень важно.
Тот же старец Симон (Безкровный) – человек глубочайшего ума и величайшей эрудиции. Это касается не только его богословских, но и светских знаний. Да и все духовные чада старца, которых я знаю, это люди незаурядные и получившие блестящее образование, притом не одно. Речь в данной публикации идет о другом.
Если брать аналогию со светской системой образования, то я бы сказал, что все, что мы изучаем, начиная от семинарии и заканчивая академиями, аспирантурой и учеными степенями и званиями – это лишь начальная и средняя богословская школа (первый – восьмой классы). А все, что выше (старшие классы, вузы и далее) – это уже высшая духовная школа. И разница между ними такая же, как между теоремой Пифагора и гипотезой Пуанкаре.
«Как только ты с помощью благодати постигнешь свой собственный дух, ты увидишь новый мир и новую землю. Как только ты соединишься со Христом в своем собственном сердце, ты увидишь славу Божию. Есть земное притяжение, притяжение мира, с его шумом и возбуждением. А есть святое притяжение нашего сердца. Святое притяжение сердца - это безмолвный голос Бога, зовущий нас довериться Ему и принять из Его рук спасение». (Старец Симон Безкровный).
https://spzh.media/ru/istorija-i-kulytrua/78522-pochemu-menja-bolshe-ne-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии