Почему константинопольский чин озаглавили именем римского епископа. Протоиерей Владимир Долгих

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Блаженнейший Митрополит Онуфрий за литургией Преждеосвященных Даров. Фото: news.church.ua

О литургии Преждеосвященных Даров.

Продолжается Великий пост, но богослужебная жизнь многих православных христиан вернулась в прежнее русло. Покаянный канон прочитан, праздничные и воскресные литургии нам всем хорошо известны, а в будние дни, в виду занятости, попасть в храм бывает затруднительно.

Однако несмотря на работу, многие миряне все же стараются хотя бы один раз за пост побывать и причаститься на литургии Преждеосвященных Даров. Мне кажется, что богослужение буквально оживает для нас, если мы хотя бы немного в нем разбираемся. Это относится не только непосредственно к последованию, но и к истории, и к смысловому наполнению службы. Именно в этом ключе мне и хотелось бы немного поговорить о такой редкой и необычной для нас литургии Преждеосвященных Даров.

Самое главное отличие этого богослужения – отсутствие анафоры, центральной части литургии, во время которой происходит чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Но тем не менее, другие признаки евхаристического собрания в нем сохраняются – это и совместное моление церковной общины, и преломление хлеба, и причащение.

Интересно, что традиция служения литургии Преждеосвященных Даров среди Церквей восточной традиции сохранилась только у православных и маланкарцев в Индии. У латинян (а также в некоторых приходах англикан) осталось лишь причащение в Великую пятницу, именуемое иногда «мессой Преждеосвященных».

Богослужение буквально оживает для нас, если мы хотя бы немного в нем разбираемся.

Традиция причащать народ заготовленными заранее Дарами своей древностью восходит к временам апостольским, о чем говорит, например, святитель Симеон Фессалоникийский: «Преждеосвященная литургия передана через преемников апостолов… и мы воистину веруем, что она – от апостолов».

Однако первые упоминания об известном нам чине относятся к началу VII века. В константинопольской «Пасхальной хронике» 615 годом датировано следующее указание: «В этот год при Сергии, патриархе Константинопольском, начиная с первой седмицы Великого поста, стали после "Да исправится…", во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакиона в алтарь, петь следующее песнопение: после священнического возгласа "По дару Христа Твоего..." народ сразу начинает: "Ныне силы…". И это поется не только Великим постом во время входа Преждеосвященных, но и в другие дни, когда бы ни случилась служба Преждеосвященных».

Упоминаемый в цитате патриарх Сергий впоследствии оказался еретиком, став одним из тех, кто способствовал распространению монофелитства. Но введенную при нем традицию канонически закрепило постановление VI Вселенского Собора, в 52 правиле которого читаем: «Во все дни поста святыя четыредесятницы, кроме субботы и воскресения и святаго дня благовещения, святая литургия бывает не иная, как преждеосвященных даров».

Такие толковники церковных канонов, как Зонара и Вальсамон, отмечают и некоторое смысловое наполнение литургии. Они пишут, что приношение жертв Богу есть празднование, которое суть выражение радости. Но Великий пост – это время скорби и плача о грехах, потому христианскому народу и преподается жертва, принесенная заранее.

Константинопольский чин литургии Преждеосвященных перекочевал в русскую богослужебную традицию, да так и закрепился до нынешнего дня, но нельзя не сказать, что существовали и другие варианты этого богослужения.

Здесь интересен рассказ, который сохранил греческий агиограф Антоний Хозевит. Он описывает ситуацию, когда некий послушник одного из Палестинских монастырей принес просфоры в свою обитель и по дороге прочитал часть молитвы анафоры, услышанную им в храме, в результате чего Святой Дух сошел на хлеб. Затем игумену монастыря явился ангел и сказал, что Дары освящать не нужно, так как их преложение уже состоялось.

Приношение жертв Богу есть празднование, выражение радости. Но Великий пост – время скорби и плача о грехах, потому христианскому народу и преподается жертва, принесенная заранее.

Это был лишь один из чудесных эпизодов, о котором мне захотелось упомянуть, но в палестинской традиции, где-то до XII, а возможно и до XIV века, совершали литургию Преждеосвященных Даров апостола Иакова, которую нельзя путать с полной литургией апостола Иакова. Как и в остальных чинах, одно из центральных мест здесь занимал торжественный вход со Святыми Дарами под пение «Ныне Силы Небесныя…».

Существовал также египетский чин литургии Преждеосвященных. До наших дней он не сохранился, но на него указывает одна греческая рукопись, происходящая из коптской среды. В ней есть заглавие благодарственной молитвы после причащения из литургии Преждеосвященных апостола Марка, а также полный текст молитвы «Сорока дней святых постов», который совпадает с заамвонной молитвой константинопольского чина.

Египетская богослужебная традиция была тесно связана с нубийской. В одной из сохранившихся нубийских молитв над хлебом и вином есть следующее прошение: «Ниспошли силу Твоего Святого Духа на смешение в этой чаше и преложи его посредством этой преждеосвященной частицы», – что указывает на заготовление заранее Тела и преложение вина в Кровь, посредством соединения Его с Телом Христовым.

На латинском Западе существует «месса Преждеосвященных», совершаемая в Великую пятницу. Но ее нельзя рассматривать как самостоятельное богослужение, потому что этот чин не был обязательным и воспринимался как прибавление к девятому часу.

Теперь должен возникнуть вопрос: если западное христианство не знает самостоятельной литургии Преждеосвященных Даров, как же так получилось, что автором служащегося у нас Константинопольского чина почитают святителя Григория Двоеслова? Напомню, что тропари после благодарственных молитв обращены именно к нему.

До XII века в заглавии литургии Преждеосвященных вообще не указывали никакого автора, но с этого времени иногда стали появляться имена святителей Германа Константинопольского и Епифания Кипрского. В XV-XVI веках к ним присоединяются также имена святителей Григория Богослова, Василия Великого и Григория Двоеслова.

Версий, почему именно Григорию Двоеслову стали впоследствии приписывать авторство литургии Преждеосвященных, несколько. Наиболее вероятная из них говорит, что в Синаксаре Великой Константинопольской Церкви, под 12 марта, были размещены сведения о жизни святителя. В частности, там отмечалось, что на латинском Западе именно он ввел традицию служения полной литургии в будние дни Великого поста. Смешение этих сведений и привело к привычному для нас озаглавливанию литургии Преждеосвященных Даров именем святителя Григория Великого. К слову, в современной греческой традиции, в отличие от русской, не принято упоминать его имя на отпусте.

Напоследок хотелось бы отметить, что раньше литургия Преждеосвященных совершалась не только в будние дни Великого поста. Типикон Великой Церкви, описывающий богослужения Константинополя в IX-XI веках, указывает, что литургию служили также в среду и пятницу Сырной седмицы, в Страстную пятницу, а еще допускалось ее совершение по средам и пятницам в остальные дни года.

О смыслах, содержащихся в богослужебных текстах литургии Преждеосвященных Даров, будет сказано отдельно, а пока ограничимся этой небольшой исторической справкой. Надеюсь, что она хоть немного «расшевелит» в нас интерес к литургике и позволит взглянуть на существующие чины из глубины вековой традиции Православной Церкви.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/78415-pochemu-konstantinopolyski...