Почему Филарет боится Зеленского. Кирилл Александров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Глава УПЦ КП Филарет опасается, что Владимир Зеленский обеспечит конфессиям равные условия существования

Чего так опасаются лидеры раскольников и униатов в случае смены президента Украины.

«Почетный патриарх» ПЦУ Филарет Денисенко боится, что по результатам второго тура президентских выборов 21 апреля 2019 г. к власти придет Владимир Зеленский, а не получатель Томоса Петр Порошенко.

Боится этого не только Филарет, одновременно с ним созвучное заявление сделал и глава украинских католиков восточного обряда Святослав Шевчук.

Почему же лидеры униатов и раскольников так опасаются смены власти в Украине и почему Предстоятель УПЦ, Блаженнейший Митрополит Онуфрий спокойно призывает свою паству к покаянию и духовным подвигам Великого поста?

Второй тур выборов уже совсем скоро. Социологические прогнозы показывают неутешительные для действующего Президента цифры: 71,4% опрошенных собираются голосовать за Зеленского и только 28,6% – за Порошенко (данные группы «Рейтинг»).

Как получатель Томоса рассчитывает преодолеть разницу более чем в 40% – неизвестно. Однако не будем забывать народную мудрость: о том, что будет завтра, мы узнаем послезавтра. В этой ситуации лидеры некоторых христианских конфессий делают отчаянные попытки повлиять на предпочтения своей паствы и заставить ее голосовать за «правильного» кандидата.

Глава УГКЦ Святослав Шевчук 12 апреля выпустил обращение, в котором дал наставления своей пастве относительно голосования. Конечно, он не так глуп, чтобы называть конкретные фамилии, но в его обращении указание на одного из кандидатов прочитывается совершенно однозначно.

Скриншот официального сайта УГКЦ

Еще ранее глава Православной церкви Украины Епифаний Думенко участвовал в так называемом Томос-туре по городам страны, который проходил в преддверии президентских выборов и имел ярко выраженную агитационную окраску. А билборды с Порошенко и Думенко висели повсюду.

Билборд с Петром Порошенко и Епифанием Думенко

Во всех призывах Епифания по вопросу голосования на президентских выборах угадывался действующий Президент.

Но результаты первого тура голосования для агитаторов нынешнего гаранта Конституции оказались нерадостными: 30,24% – за Зеленского и 15,95% – за Порошенко. Нерадостными они оказались и для украинских раскольников. Причем настолько нерадостными, что «священник» из Владимирского собора в Киеве Петр Зинич заявил: те, кто голосовал за Зеленского, будут гореть в аду.

Скриншот публикации с Facebook-страницы Юрия Дорошенко

Согласно данным Центризбиркома, за Зеленского проголосовали 5,7 млн избирателей. И «священнослужитель» ПЦУ всех их отправил в ад, за что его не извергли из «сана» и даже не отстранили от «священнослужения» – по крайне мере, об этом не объявляли.

И вот 12 апреля Филарет Денисенко в эфире одного из украинских телеканалов делает довольно грустное заявление: «Украинская Церковь Московского Патриархата надеется, что он (Зеленский – Ред.) будет поддерживать ее. И мы думаем, что будет поддерживать. Результат может быть таким, что объединение или прекратится совсем, или будет очень медленным».

Это высказывание заслуживает того, чтобы вдуматься в него поглубже.

  • Во-первых, «почетный патриарх» полагает, что Зеленский на посту президента будет поддерживать УПЦ и что УПЦ даже на это надеется. Откуда у него такие сведения? До сего дня Зеленский в симпатиях к УПЦ замечен не был. Впрочем, и в антипатиях тоже.
  • Во-вторых, то, что Филарет называет «объединением», на самом деле является насильственным захватом храмов УПЦ, с использованием административного ресурса и национал-радикалов.
  • В-третьих, поддержка УПЦ должна, по мнению Филарета, привести к прекращению этих насильственных захватов («объединения», в его терминологии). Т.е. прекращение насилия и беззакония по отношению к УПЦ расценивается как ее поддержка со стороны Зеленского!

Впору спросить: а может, это никакая и не поддержка? Может, это элементарное обеспечение права граждан на свободу совести? Права свободно выбирать, в какую Церковь ходить и какую религию исповедовать? Не это ли должен обеспечить любой президент и любая гражданская власть? Это элементарное обеспечение прав человека, причем тут поддержка УПЦ?

Но Филарет боится и этого. Боится этого Епифаний, боится Святослав Шевчук и так далее. Почему же они боятся, что власть может перестать вмешиваться в церковные дела (чего ей в принципе не позволяет делать Конституция Украины) и поставить всех в равные законодательные условия?

Ответ можно найти, вспомнив, что и УГКЦ, и УПЦ КП, и УАПЦ были созданы по инициативе власти, усилиями власти и в интересах власти.

Униатская Церковь возникла в результате Брестской унии 1596 г., которую инициировал польский король Сигизмунд III в целях превращения Речи Посполитой в монорелигиозное государство.

УАПЦ создали в 1920-х годах новые украинские власти в целях утверждения независимости Украинской Народной Республики, а позднее большевики использовали ее для борьбы с Русской Церковью.

УПЦ КП образовали по инициативе первого Президента Украины Леонида Кравчука также для утверждения независимости украинского государства и сохранения партийных денег, которые были перечислены на счета УПЦ, тогда еще руководимой Филаретом Денисенко.

На эти исторические прецеденты можно возразить, что и УПЦ получила свое историческое бытие в 988 г. по инициативе и усилиями светской власти, святого равноапостольного князя Владимира. Однако это пример совершенно иного рода.

Лидеры раскольников боятся, что власть может перестать вмешиваться в церковные дела и поставить всех в равные законодательные условия.

Крещению Руси предшествовало глубокое искреннее обращение святого князя Владимира ко Христу и решимость следовать его заповедям, даже если это будет идти вразрез с личными интересами или интересами государства.

Два маленьких примера. До своего обращения князь Владимир был ненасытным женолюбцем. Летопись повествует о количестве наложниц князя: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». А его нрав характеризует такими словами: «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая». Но после своего крещения и венчания с византийской царевной Анной князь распустил все гаремы и целомудренно с одной женой.

Второй пример касается смертной казни. До своего обращения Владимир, как и любой другой правитель того времени, не задумываясь казнил непокорных или в чем-либо провинившихся. Но после принятия христианства он прекратил казни вообще, что поразило не только его сородичей, русских, но и греческих епископов, пришедших на Русь. Вот как об этом говорит летопись: «И сильно умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: "Вот умножились разбойники; почему не казнишь их?" Он же ответил: "Боюсь греха". Они же сказали ему: "Ты поставлен Богом для наказания злым, а добрым на милость. Следует тебе казнить разбойников, но расследовав"».

Святой князь Владимир использовал свою власть для насаждения на Руси истинной веры. Создатели же униатских и раскольнических конфессий, наоборот, использовали религию для обеспечения своих политических интересов. Таким образом, эти конфессии возникли исключительно благодаря административному ресурсу и существовали благодаря ему. Если этот административный ресурс пропадал, раскольнические и униатские структуры тут же «сдувались».

Так было и с униатской Церковью, когда на территории Украины ослабло, а затем исчезло влияние Польши. Так было и с УАПЦ, когда она оказалась ненужной советской власти. Справедливости ради следует сказать, что УПЦ КП за свою короткую (всего 27 лет) историю еще никогда не оказывалась без поддержки власти. Даже во времена Виктора Януковича существовало множество политических сил, которые обеспечивали УПЦ КП такую поддержку. Поэтому нельзя точно сказать, что произойдет с детищем Филарета, когда (или если) исчезнет политическая поддержка. Но предположить можно.

Самое правильное, что может сделать Владимир Зеленский в случае избрания его президентом – обеспечить соблюдение прав человека в религиозной сфере Украины. Не отдавать предпочтение одним конфессиям и не оказывать силовое давление на другие. Обеспечить справедливое судебное разбирательство во всех возникших конфликтах. Исполнять требования Конституции и законов Украины. Отменить антиконституционный и неправовой закон о принудительном переименовании УПЦ. Создать равные возможности для всех граждан Украины исповедовать свою веру.

Еще неизвестно, станет ли Зеленский президентом, неизвестно, будет ли он действовать вышеописанным образом. Но уже известно, что именно этого очень боятся лидеры униатов и раскольников. Административная и силовая поддержка – вот залог и основа их существования.

Самое правильное, что может сделать Владимир Зеленский в случае избрания его президентом – обеспечить соблюдение прав человека в религиозной сфере Украины.

Украинская Православная Церковь не боится ничего. Потому, что основа ее существования – это Господь наш Иисус Христос. Церкви не страшен ни Порошенко, ни Зеленский на посту президента. Церковь принимает ту власть, которую Богу угодно даровать или попустить. Вот поэтому риторика и Блаженнейшего Онуфрия, и других архиереев УПЦ совсем иная, нежели риторика раскольников и униатов.

Блаженнейший Митрополит Онуфрий:
«Мы сейчас будем избирать президента своей страны, Украины. Я бы хотел, чтобы тот президент, которого Бог поставит в нашей стране, чтобы он помнил, что президент – это тот человек, который должен быть для всех рабом, который должен себя принести людям в жертву, а не людей приносить в жертву себе. Это тяжелое служение, очень жертвенное служение, но если это служение совершать по-Божиему, то оно является очень полезным и спасительным для человека».

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич):
«Зло действительное – это не лгущие политики, а именно грех как свободное противопоставление личной воли человека воле Божественной. Остальное зло, по учению святителя, является злом "мнимым" и посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Все человеческие страдания и бедствия ведут к обузданию настоящего греха, являясь даже необходимым для их уврачевания. Такими "мнимыми" грехами Господь истребляет зло. <…> Испытания, наоборот, являются добром, так как приводят к осознанию своей греховности. Будем нести добро, сражаться за любовь и стремиться к миру, ведь ничто так не свойственно христианину, как творить мир; поэтому и Господь обещал нам за это величайшую награду».

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел:
«Самое большое зло – разделение на своих и чужих. Украинский народ должен быть единым. Здесь проживают многие народности, и президент должен быть для всего народа, для всех конфессий. <…> Политики приходят и уходят, но остаются следы горечи, когда одни выступают против других. А мы же все братья, мы – украинцы. <…> Люди не совершенны, люди разделяются, кто-то хочет быть первым, а Христос сказал: если хочешь быть первым, будь слугой. Апостол Павел сказал: пусть любовь будет у вас в долгу. К сожалению, в наше время этой любви недостает, а потому много зла в этом мире, которое нужно побеждать добром. И люди побеждают его, потому что знают, что это пройдет».

В преддверии второго тура президентских выборов СПЖ также не призывает голосовать за того или иного кандидата. Но обратить внимание на слова религиозных лидеров и подумать о том, какие высказывания более соответствуют Евангелию, наверное, стоит.

https://spzh.news/ru/zashhita-very/61488-pochemu-filaret-boitsya-zelenskogo