Почему Блаженнейший поехал на красный свет. Протоиерей Игорь Рябко
Публикация посвящена Собору УПЦ, прошедшему в столичном монастыре Феофания 27 мая 2022 года.
Нарушение правил дорожного движения
Вначале я хочу, чтобы читатели представили следующую картину. Водитель автомобиля с огромной скоростью проносится на красный свет светофора, создавая при этом много аварийных ситуаций. Он также отказывается останавливаться на требования полиции и уходит от преследования. Погоня приводит всех к крыльцу больницы.
Как потом выяснилось, водитель спешил спасти жизнь пассажира, поэтому, игнорируя правила дорожного движения, делал все возможное, чтобы побыстрее доехать до пункта приема «скорой помощи». Удалось ли ему спасти пассажира или нет, мы не знаем. Но, по крайней мере, он сделал все возможное, чтобы его спасти. Полицейские вошли в положение водителя и не стали его наказывать, несмотря на то, что он совершил множество нарушений.
Причина созыва Собора
Теперь вернемся к событиям реальным. Верховная Рада все время пытается дать ход закону о запрещении деятельности УПЦ на всей территории Украины. Юридическими основаниями этого заперта они считают то обстоятельство, что руководящий центр УПЦ находится в стране-агрессоре. Мы не раз слышали от представителей УПЦ утверждение о том, что на самом деле руководящий центр УПЦ находится в Киеве, о том, что нас с Москвой ничего не связывает и т.д. По факту это так и есть. Но давайте откроем Устав УПЦ и прочитаем что там написано:
«УПЦ является самоуправляемой частью Русской Православной Церкви. В обязанности Собора УПЦ входит …наблюдение за претворением в жизнь решений Поместных Соборов Русской Православной Церкви… Предстоятель УПЦ… благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси».
Эти выдержки можно было бы продолжить, но я думаю достаточно только одной первой фразы (п.5 Устава) для доказательства тезиса о том, что УПЦ – это РПЦ в Украине. Никого не интересует, что фактически наша связь с РПЦ существует исключительно на духовном, а не на административном уровне. Из песни (Устава) слов не выкинешь. Все эти положения Устава могли бы дать достаточно оснований для запрета деятельности УПЦ на территории всей страны.
Сомнительная легитимность и юридическое признание
Для канонического, законного внесения изменений в Устав УПЦ нет ни времени, ни возможности, а решение по этому поводу нужно осуществлять срочно. Поэтому Блаженнейший Митрополит Онуфрий принял решение ехать на красный свет.
Можно было бы долго перечислять все те нарушения, с которыми проходила подготовка к Собору и сам Собор. По совокупности их более чем достаточно, чтобы поставить под сомнение легитимность Собора, как такового, не говоря уже о канонической правомочности принятых на нем решений. Но, все это касается нашего внутреннего Церковного права. С позиции же государственных чиновников эти решения юридически были правильно оформлены. Следовательно, ставить их под сомнение нет никаких оснований. Следовательно, запретить деятельность УПЦ теперь можно только по правовому беспределу.
К чему приведет децентрализация управления УПЦ
Рецепция на решения Собора включилась сразу же после его проведения и оглашения результатов. Многие епархии одна за другой отказались принимать его решения. Но главное даже не в этом. Собор включил механизм децентрализации жизни Церкви, который, скорее всего, приведет к тому, что УПЦ прекратит свое существование в нынешнем виде.
Седьмой пункт решения собора дает возможность в условиях войны каждой епархии самой определяться как по отношению к решениям самого Собора, так и к собственному каноническому статусу, исходя из потребностей своей внутренней жизни. Вопросы и решения, которые ранее были в компетенции Предстоятеля и Священного Синода, теперь имеет право решать правящий архиерей епархии.
Правовой абсурд
Несмотря на то, что ни Предстоятель, ни Священный Синод, не имеют права отменять решения Собора, и седьмой пункт постановления Собора также этого не предусматривает, на практике епархиальные собрания сами принимают решения о том, соглашаться ли им с постановлениями Собора или нет. Более того, Ровеньковская епархия УПЦ объявила о решении не поминать Блаженнейшего Онуфрия на литургии, поминая при этом только своего правящего архиерея и Патриарха. Со стороны Киевской Митрополии на такое решение Ровеньковской епархии замечаний не последовало. Все это говорит о том, что Собор положил начало децентрализации управления УПЦ со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Сегодня мы имеем ситуацию, когда каждая епархия УПЦ живет по тому принципу, который был сказан еще священномучеником Игнатием Богоносцем: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь». Перефразируя его слова, можем сказать, что «где епископ, там и Церковь». Потому, что епископ обладает всей полнотой власти, как духовной, так и административной, в пределах своей области (епархии).
Полицейские отреагировали правильно
Каноническую сомнительность решений, принятых на Соборе, хорошо видят и понимают как в самой Русской Православной Церкви, так и за ее пределами. Но руководство кириархальной церкви также понимает всю сложность той ситуации, в которой оказался Блаженнейший митрополит Онуфрий. Поэтому, подобно полицейским из нашего примера, они приняли во внимание ситуацию и их реакция была максимально мягкой и сдержанной.
О наших перспективах
Что в будущем появится на месте нынешних, теперь уже полуавтономных, епархий УПЦ, покажет время. Это зависит от двух факторов. Первый – это политика украинского государства в отношении Церкви, а второй – события, которые будут разворачиваться на фронтах. Они-то и будут теми рычагами, через которые воплотится воля Божия по отношению к Украинской Православной Церкви.
На сегодня большая часть епархий Юга и Востока Украины, в том числе и наша Запорожская епархия, приняли решение оставаться в том статусе, в котором они были и до Собора. Конечно же, есть и те епархии, которые приняли решения Собора, согласились с изменнениями, внесенными в Устав, и их судьба станет развиваться иначе.
Сейчас нет смысла делать прогнозы на будущее и размышлять о том, во что выльется переформатирование церковной жизни УПЦ в связи со всеми этими событиями. Можно с уверенностью сказать лишь то, что истинной причиной всех этих процессов стало беспрецедентное давление на УПЦ со стороны государственных политиков, которого не было даже во время советских гонений на веру.
Сложный выбор Блаженнейшего
Теперь вернемся к началу статьи. Водитель и в самом деле не единожды поехал на красный свет светофора. Мотивация этих нарушений была одна – сделать все возможное для сохранения жизни пассажира. Те, кто сравнивают Блаженнейшего Онуфрия с Михаилом Денисенко, не видят колоссальной разницы в мотивации поступков одного и другого. В данной ситуации логичнее выглядело бы сравнение митрополита Онуфрия со Христом, который также не раз нарушал субботу, потому что ставил человека выше закона.
Каноны Церкви даны нам для Ее охранения. Но бывают в жизни нестандартные ситуации, когда приходится нарушать эти каноны с той же целью – сохранить бытие Церкви. Каноническое право – это не мертвые буквы закона, а живое воплощение Церковной традиции, которое должно иметь не столько юридическое, сколько духовное толкование. Блаженнейший в данном случае поставил любовь к Церкви и свою ответственность за Нее выше канонов. То, что он получил в результате этого, мы все видим. Если раньше в него бросали камни только в лицо, то стали бросать их и в спину.
Но, почему-то мне кажется, что Бог оправдает нашего Предстоятеля так же, как и Иова, и осудит тех «профессионалов в области канонического права», которые считают себя «всевидящим оком православия». Хотя бы потому, что любовь превозносится над судом.
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/88866-pochemu-blazhennejshij-poj...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии