По три архиерея на епархию и урезание прав Филарета: чем живет ПЦУ. Кирилл Александров
Спустя почти четыре месяца с момента основания в ПЦУ процветают юридический и организационный хаос и война за полномочия.
Почти месяц назад мы анализировали данные госреестра юридических лиц. Тогда на запрос «Православной Церкви Украины» система выдавала аж 7 юридических лиц. При этом и руководство государства, и руководство ПЦУ заявляло о 350 общинах УПЦ, перешедших в ПЦУ. За месяц ситуация изменилась: система выдала 70 юрлиц. Тоже не 350. И данные госреестра касательно ПЦУ продолжают удивлять.
Скриншот сайта Министерства юстиции Украины
Среди этих 70 юрлиц 53 церковные общины, 15 управлений епархий, 1 учебное заведение и собственно «Киевская митрополия Украинской Православной Церкви (Православной Церкви Украины)».
И вот тут открывается страшная тайна: никакого объединения религиозных конфессий, как анонсировали на «объединительном Соборе» 15 декабря 2018 г., не произошло и не произойдет в ближайшем будущем. Все те епархии, которые существовали по отдельности в УПЦ КП и УАПЦ, продолжают свое существование. Никто их не объединял и не реорганизовывал, их просто переименовали, добавив указание на принадлежность к ПЦУ.
Возьмем, к примеру, Ровенскую епархию. Их как было две, так две и осталось. Соответственно УПЦ КП и УАПЦ. Вот данные по епархии УАПЦ.
Учредителем этой епархии является УАПЦ, дата госрегистрации – 29.08.2002 г.
А вот данные по епархии УПЦ КП.
Учредитель – УПЦ КП, дата госрегистрации – 30.03.1992 г.
Но еще более интересная ситуация в Виннице. Там целых три епархии ПЦУ: Винницко-Брацлавская, Винницко-Тульчинская и Винницко-Барская. Первые две – это епархии УПЦ КП и УАЦП. А с третьей все очень интересно. Как известно, бывший митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий) – единственный правящий архиерей УПЦ, который решил стать перебежчиком в ПЦУ. Но известно также, что из его Винницкой епархии за ним последовало всего несколько приходов. «Почетный патриарх» ПЦУ Филарет Денисенко назвал его и еще одного перебежчика, бывшего викарного митрополита Александра (Драбинко), архиереями без епархий. Соответственно, для экс-митрополита Симеона в ПЦУ необходимо было создать епархию. Ее и создали, данные про это в госреестре имеются.
Учредителем этой епархии является Синод ПЦУ.
А теперь внимание: Синод ПЦУ Винницко-Барскую епархию не учреждал. Журналы заседаний этого руководящего органа ПЦУ об этом ничего не говорят. Единственная епархия, которую создал Синод ПЦУ, – это епархия бывшего митрополита Александра (Драбинко).
Налицо подлог документов по Винницко-Барской епархии. Она зарегистрирована как основанная Синодом ПЦУ, а решение Синода об этом отсутствует. По Переяславско-Вишневской епархии решение содержит все необходимые элементы: утверждение устава, назначение руководителя и уполномочивание его на проведение всех регистрационных действий. Причем в решении зачем-то дважды упомянули полное имя экс-митрополита Александра (Драбинко). Ничего этого в отношении Винницко-Барской епархии нет. Как она могла быть зарегистрирована и как в регистрационном деле учредителем может значиться синод ПЦУ – загадка!
А вот Переяславско-Вишневская епархия бывшего митрополита Александра (Драбинко) в госреестре не значится. Скорее всего, она еще не успела пройти регистрацию. Но, как следует из текста решения Синода ПЦУ, ее создали как исключение, чтобы объединить под руководством экс-митрополита Александра приходы, которые переводят (как правило, принудительно) в ПЦУ из Киевской, Бориспольской и Белоцерковской епархий УПЦ.
Киевская епархия ПЦУ как таковая в госреестре не значится. Вместо этого существует «Киевская митрополия Украинской Православной Церкви (Православной Церкви Украины)».
Не совсем понятно, что это – Киевская епархия или вся ПЦУ? Скорее всего, последний вариант. Однако согласно журналам заседаний Синода ПЦУ, Киевская епархия все же существует. И управляется она весьма интересно. Традиционно предстоятель Церкви одновременно является и епархиальным архиереем столичной епархии. Однако помимо Епифания Думенко, существует еще и «почетный патриарх». Вот что о нем сказано в решении Синода ПЦУ.
То есть Денисенко управляет не Киевской епархией, а только киевскими монастырями, да и то не всеми. Монастырей УПЦ КП в Киеве зарегистрировано всего четыре, и один из них, Киево-Братский Богоявленский, является недействующим. Михайловский Златоверхий из управления Денисенко исключили. Остается всего два: Выдубицкий и Свято-Феодосиевский. Формально «святейший патриарх всея Украины» руководит всего двумя монастырями, в которых, наверное, и десятка монахов не наберется. Вот это подвинули «почетного патриарха» в аппаратном плане!
Но это еще не все. Традиция управления православными епархиями знает епархиальных архиереев, знает викарных, изредка, но встречаются титулярные архиереи, но вот викарный архиерей с правами епархиального – это уже какой-то нонсенс. Однако таковой в Киевской епархии ПЦУ имеется. Это Агапит Гуменюк, «архиепископ» Вышгородский, наместник Михайловского Златоверхого монастыря. Зачем викарному «архиерею» понадобилось предоставлять права епархиального – опять загадка.
Формально «святейший патриарх всея Украины» Филарет Денисенко руководит всего двумя монастырями.
Таким образом, согласно официальным документам ПЦУ, Киевской епархии (которая, напомним, не значится в госреестре) управляют сразу трое: Епифаний Думенко, Филарет Денисенко и Агапит Гуменюк.
Из всего этого можно сделать несколько выводов.
- Никакого реального объединения УПЦ КП и УАЦП в единую ПЦУ не произошло и не предвидится. Все организационные структуры УПЦ КП и УАПЦ как были, так и остаются.
- Каждый «архиерей» ПЦУ сидит на своей «старой» епархии и не хочет ее сливать ни с какой другой, а тем более поступаться званием епархиального «архиерея». В итоге ПЦУ имеет по два, а то и по три «архиерея» на фактически одной епархии.
- При регистрации епархий наблюдается несоответствие между решениями руководящих органов ПЦУ и данными госреестра. Это свидетельствует, как минимум, о юридических манипуляциях с документами.
- Началась самая настоящая аппаратная война между «почетным патриархом» и новым руководством ПЦУ. Кто больше себе пропишет прав, кто кем будет управлять, кто привлечет на свою сторону больше сторонников.
- Весь этот юридический и организационный бардак, который существует в ПЦУ, наглядно свидетельствует, что эта религиозная структура и отдаленно не напоминает то, что должна из себя представлять Поместная Православная Церковь.
И все это – плоды изначально беззаконного решения патриарха Варфоломея, который этим людям подарил Томос об автокефалии. Собирается ли он что-то делать со своим детищем, приводить его хоть в какой-то порядок? Или это уже не фанарское дело? Время покажет.
https://spzh.news/ru/zashhita-very/61359-po-tri-arkhijereja-na-jeparkhij...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии