По апостольскому примеру. Священник Василий Куценко
Вот и миновал праздник Пятидесятницы, а вместе с ним подошел к своему завершению пасхальный период — очень важный, особенный этап богослужебной жизни. В течение сорока дней Церковь прославляла воскресшего Господа, затем — воспевала Его Вознесение и наконец — радовалась схождению Духа Святого.
Завершающим праздником пасхального периода является Неделя Всех святых — первое воскресенье после Пятидесятницы. В этот день Церковь прославляет всех тех, кто в своей жизни стал причастником благодати Духа Святого.
После Недели Всех святых, в понедельник, начинается Петров пост. Он является подготовкой к празднику в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля по новому стилю). Из книги Деяний апостольских нам известно о том, что ученики Христовы всегда постились перед выходом на проповедь: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2–3). Поэтому и мы, готовясь к празднованию памяти святых апостолов Петра и Павла, постимся — по апостольскому примеру.
Длительность Петрова (или, как его иногда называют, Апостольского) поста связана с датой празднования Пасхи. Ведь поститься мы начинаем через неделю после праздника Пятидесятницы — дня Святой Троицы. Это значит, что чем раньше Пасха и, соответственно, Пятидесятница, тем продолжительнее период Петрова поста, и наоборот. Причем этот пост был изначально связан именно с этими праздниками.
Совершим небольшой исторический экскурс. Пятидесятница наряду с Пасхой является древнейшим христианским праздником. Интересно то, что в древности в период от Пасхи до Пятидесятницы полностью отменялся пост и коленопреклонения. Об этом сообщает известный христианский апологет Тертуллиан (ок. 165 — ок. 240 г.). Он пишет, что христиане не постятся и не преклоняют колен по воскресным дням и, как он выражается, пользуются «той же самою льготою» в течение пятидесяти дней после Пасхи, проводя это время «во всяком ликовании». Подобные свидетельства можно встретить и в более поздний период. Христианка Эгерия, совершившая в 381–384 гг. паломничество в Святую Землю, записала в дневнике, что «в Иерусалиме от Пасхи до Пятидесятницы совершенно никто не постится». Святитель Епифаний Кипрский (ок. 315–403 гг.) писал: «В пятьдесят дней Пятидесятницы и коленопреклонений не бывает, и пост не заповедан». О том же обычае, соблюдаемом египетскими монахами, свидетельствует и преподобный Иоанн Кассиан (ок. 360–435 гг.): «Во все дни Пятидесятницы никто вовсе не преклоняет колен и не держит поста до девятого часа».
Правда, нужно сделать одно уточнение. Согласно древней традиции, закрепленной позже в монашеских уставах, пост подразумевает или полный отказ от пищи, или прием пищи один раз в день (обычно вечером). Соответственно, в «непостные» дни пищу вкушали более одного раза. Поэтому, когда мы встречаем свидетельства о том, что египетские или палестинские подвижники не постились от Пасхи до Пятидесятницы, это не означает того, что они вкушали скоромную (в нашем понимании) пищу, а говорит о количестве трапез. Кроме этого, пост — это всегда время покаяния. Период от Пасхи до Пятидесятницы и в этом смысле отличался от остального богослужебного года — он становился для христиан периодом радости и ликования о неизреченных благодеяниях Божиих.
Но также по свидетельствам древних церковных авторов известно о том, что после пасхального ликования верующие вновь вступали в покаянный период поста. В паломнических заметках Эгерии есть и такая запись: «Со следующего дня [после] Пятидесятницы все постятся по обычаю, как во весь год, каждый как может, исключая дни субботние и воскресные». В другом памятнике, составленном в конце IV века и известном под названием «Апостольских постановлений», содержится предписание: «После Пятидесятницы одну седмицу поститесь, ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием, и постились после послабления».
Таким образом, пост после Пятидесятницы являлся своего рода восстановлением подвига воздержания и напоминанием о необходимости покаяния после пятидесяти дней пасхальных торжеств.
Но есть и еще одно значение поста после Пятидесятницы, о котором пишет священномученик Ипполит Римский: «Никто на Пасху пусть не вкушает до причащения. Ибо кто так поступает, тому пост не засчитывается. Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы». То есть, по мысли священномученика Ипполита, этот пост был особенно необходим тем христианам, которые по каким-либо причинам не соблюдали предпасхальное воздержание.
Из описанных древних практик поста после Пятидесятницы и зародился летний пост, повсеместно известный как Петров. В этом году он начнется 8 июня. Этот пост не так строг в плане ограничений в пище, как другие многодневные посты. И в этом также проявляется мудрость Церкви и ее забота о своих чадах. Можно вспомнить, как постепенно вступали мы в Святую Четыредесятницу, понемногу привыкая к великопостному воздержанию. Строгий пост после праздника Святой Троицы был бы тяжел для верующих. Поэтому Церковь заповедует нам именно такой постный подвиг, чтобы нам было по силам выдержать его. Она как бы напоминает нам о посте — прежде всего для того, чтобы каждый из нас еще раз заглянул внутрь себя, задумался о том, сколько еще предстоит одержать побед над самим собой, сколько еще предстоит пройти, бережно неся сосуд благодати Божией.
И конечно, Апостольский пост еще раз напоминает нам о том, что каждый верующий — это ученик и апостол Христов. Каждый из нас призван свидетельствовать о нашем Учителе и Господе. Не будем забывать, что святые апостолы постились перед выходом на проповедь — постимся и мы, прося Господа дать нам сил, терпения и мудрости нести свет христианского учения.
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 11 (535)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/po-apostolskomu-primeru
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии