ПЕРВЫЕ ДНИ СТРАСТНОЙ – НЕ ПРОПУСТИТЬ. Марина Шмелева
Глубина первых дней Страстной седмицы
Великие, пронзительные и очень глубокие дни Страстной седмицы. Время, которое нужно постараться посвятить воспоминанию о Евангельских событиях. И лучше всего это сделать в храме. Ведь именно событиям Страстной великие песнотворцы нашей Церкви посвятили свои духовно гениальные и вместе с тем очень близкие и по-человечески понятные песнопения.
Чертог Твой вижу, Спасе мой…
Четверг, пятница и суббота на Страстной седмице посвящены таким воспоминаниям, насыщены такими событиями, что их верующие стараются не пропустить. А вот понедельник, вторник и среда как бы отходят на второй план, становятся временем для домашних хлопот. Между тем и эти дни имеют свою особенную красоту, потому не пожалеет тот, кто выберет в них время для храма. Тем более в этом году они выпадают на государственные выходные.
«Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду вонь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя» (ексапостиларий).
По древней традиции, церковный день начинается с вечера, и потому уже вечером в воскресенье мы попадаем в особенную атмосферу первой половины Страстной. Только что было шумное торжество Входа Господня в Иерусалим, и вот уже тишина и чтение Евангелия. Много Евангелия – ведь в первые три дня мы вспоминаем о том, как Христос учил народ в Иерусалимском храме.
В первые три дня мы вспоминаем о том, как Христос учил народ в Иерусалимском храме
И принимая восхваление с криками «Осанна», и наставляя людей, Спаситель уже видел впереди Свой Крестный путь.
«Страсте́й Госпо́дних нача́тки настоя́щий день светлоно́сит. Прииди́те у́бо празднолюбцы, усря́щим пе́сньми: Созда́тель бо гряде́т Крест прия́ти, испыта́ния и ра́ны, Пила́том суди́мь. Те́мже и от раба́ уда́рен быв по гла́ве, вся терпи́т, да спасе́т челове́ка. Сего́ ра́ди возопии́м Ему́: Человеколюбче Христе́ Бо́же, прегреше́ний да́руй оставле́ние покланя́ющимся ве́рою пречи́стым Страсте́м Твои́м» (Седален Великого Понедельника).
В понедельник мы вспоминаем Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет за 20 сребреников. И спасшего свой народ от гибели во время голода. Многие события из его жизни прообразовали земную жизнь Христа. Песнотворцы сравнивают с проданным в Египет юношей нашу душу, проданную в рабство греху, и просят Бога спасти и очистить, дабы прикоснуться к великой тайне Крестных страданий. А самого Иосифа, избежавшего в рабстве соблазна прелюбодеяния со знатной египтянкой, противопоставляют Адаму:
«Втору́ю Е́ву еги́птяныню обре́т змий глаго́лы, тща́шеся ласка́ньми запя́ти Ио́сифа. Но той, оста́вив ри́зу, бежа́ греха́, и наг не стыдя́шеся, я́коже первозда́нный пре́жде преслуша́ния. Того́ моли́твами, Христе́, поми́луй нас».
Проклятие бесплодной смоковницы
Особенность богослужения этих дней – многократные повторения текстов и смыслов, чтобы настроить на внимание нашу душу. Мы вновь и вновь призываем ее покаяться, принять в пример житие добродетельное и убояться посечения за грехи. Проклятие неплодной смоковницы – еще одно воспоминание понедельника:
«Изсо́хшия смоко́вницы за непло́дие, преще́ния убоя́вшеся, бра́тие, плоды́ досто́йны покая́ния принесе́м Христу́, подаю́щему нам ве́лию ми́лость» (Стихира на стиховне Великого Понедельника).
Смоковница – символ человеческой души. Доброе дерево обязано, по слову Господа, приносить плоды добрые
Смоковница – символ человеческой души. Доброе дерево обязано, по слову Господа, приносить плоды добрые. Также как человека можно назвать добрым, только когда он добро творит, а не мечтает о нем. Кроме того, этот случай – видимое предупреждение иудеям, искавшим смерти Спасителя. Почему Он вызывал в них такую ненависть? Потому что их вера в Бога также стала бесплодной. Они соблюдали внешние правила, но не приносили духовных плодов – истинного покаяния, веры и добрых дел. А самое главное, они не имели живой любви к Богу и людям.
Встречая Небесного Жениха
Притча о десяти девах
Великий Вторник посвящён обличению книжников и фарисеев, беседам и притчам Спасителя о дани кесарю, Страшном Суде, воскресении, десяти девах и талантах. Церковь направляет нас к сердечному сокрушению и внимательной жизни.
На Страшном Суде Господа встретят все люди, верили они в Него или не верили, ждали или не ждали. Но душа христианина ждет не просто Судию, а своего Небесного Отца, которого узнала уже в этой жизни. Память о встречах с Ним горит неугасимым светильником, и теперь одна остается забота: поддержать светильник, чтобы хватило ему елея, чтобы не угас он во всю глубокую ночь жизни. А елей для нас – милосердие и добрые дела. Этому учит нас притча о десяти девах.
Мы слышим в эти дни о брачном пире и просим у Бога стать причастниками Его небесной радости
Мы слышим в эти дни о брачном пире и просим у Бога стать причастниками Его небесной радости. Кроме песнопения «Се Жени́х гряде́т в полу́нощи», ставшего для нас символом монашеской полунощницы, звучит множество текстов, в которых и мольба не лишить нас пира, и увещевание к душе – не дремать, не лениться, ждать.
«Что уныва́еши, душе́ моя́ окая́нная? Что мечта́еши безвре́менно попече́ния неполе́зная? Что упражня́ешися к мимотеку́щим? После́днейший час есть отсе́ле, и разлучи́тися и́мамы от су́щих зде. До́ндеже вре́мя и́маши, возни́кни зову́щи: согреши́х Ти, Спа́се мой, не посецы́ мене́ я́коже непло́дную смоко́вницу, но я́ко благоутро́бен Го́споди, уще́дри со стра́хом зову́щую: да не пребу́дем вне черто́га Христо́ва» (Икос Великого Вторника).
Преодолев поприще поста и взирая на свою душу, мы, скорее всего, найдем мало поводов для утешения. И леность, и уныние, и раздражение. И нерачительное использование данных Богом даров, и мало елея добрых дел. Но, вопреки всему, мы надеемся на милость Спасителя и нуждаемся в Его помощи:
«Женише́, добро́тою кра́сный па́че всех челове́к, призва́вый нас к трапе́зе духо́вней черто́га Твоего́, неле́пый мой зрак прегреше́ний совлецы́ прича́стием страда́ний Твои́х: и оде́ждею сла́вы украси́в Твоея́ красоты́, сообе́дника све́тла мя покажи́ Твоего́ Ца́рствия, я́ко Милосе́рд» (стихира на стиховне Великого Вторника).
Предательство ученика и милость грешницы
Жена, омывающая ноги Христу
В Великую Среду – день предания Христа на страдания и смерть – совершается память жены-грешницы, помазавшей Господа миром и приготовившей Его тем самым к погребению. Образ Иуды и образ жены-грешницы, предательство и любовь, сребролюбие и стремление все отдать Господу – богослужение в среду становится все напряженнее, словно тетива натянутого лука. Туча грядущих темных дней все ощутимей, песнопения приобретают более яркую эмоциональную окраску.
Туча грядущих темных дней все ощутимей, песнопения приобретают более яркую эмоциональную окраску
«Иу́да льстец, сребролю́бия рачи́тельствуяй, преда́ти Тя, Го́споди, Сокро́вище Живота́, ле́стно поуча́шеся, отону́дуже и упи́вся, тече́т ко иуде́ом, глаго́лет беззако́нным: что ми хо́щете да́ти, и аз вам преда́м, во е́же распя́ти Его́?» (Седален Великой Среды)
Каких только нелестных эпитетов, укоров и восклицаний не звучит в адрес ученика-предателя! Вплоть до того, что лучше бы ему и не быть зачатым в утробе матери. Но видится здесь не злость, а ужас и жаркая мольба – пощади нас, Господи, от такого предательства, сохрани нас от богоборчества. Потому что всякое может случиться, потому что начатки иудина греха есть и в каждом из нас. И только благодать Божия может спасти и сохранить.
Совсем иной образ кающейся грешницы. Ничего не выгадывая и не выпрашивая, она приходит к Спасителю, всем сердцем поняв, в Ком искать защиту от «разжжения блуда невоздержанна, мрачного же и безлунного рачения греха». Бескорыстный поступок грешницы, которую иудеи презирали до брезгливости, еще более оттеняет циничное сребролюбие ближайшего ученика. Как о носящей миро будут, по слову Спасителя, вспоминать веками, так и предательство Иуды сделает его имя позорно нарицательным.
Иуда. Художник: И.Е. Репин. 1885 г.
Служба этого дня составлена разными песнотворцами, и каждый из них вкладывает в уста кающейся грешницы свои собственные слова покаяния. Последняя и самая длинная из одиннадцати стихир этого дня – «Господи, яже во многия грехи впадшая жена» – принадлежит инокине Кассии – женщине-гимнографу, написавшей часть канона Великой Субботы.
«Прими моя источники слез, Иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием», – молит она Христа.
«Душеспасче Спасе мой, да мя рабу Твою не презриши, иже безмерную имеяй милость», – завершает инокиня Кассия свое песнопение.
В этом слове – Душеспасче – выражена вся суть подвига Христа, пришедшего в наш мир, чтобы спасти душу каждого человека от вечной погибели.
Вдумываясь в эти слова, произнося их от имени кающейся грешницы, мы как бы входим в эти священные события, становимся их свидетелями и участниками. И уже не можем остаться в стороне от следующих дней Страстной седмицы.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии