Перенос крестного хода: правильно или нет? Кирилл Александров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
С 20 марта Кличко ввел в Киеве локдаун. Фото: СПЖ

На Торжество Православия крестного хода в защиту Церкви в Киеве не будет. Причина – локдаун. Почему Блаженнейший согласился на перенос и как это повлияет на УПЦ?

Крестный ход в Неделю Торжества Православия не состоится в КиевеОдессеЧерновцах и ряде других епархиальных центрах УПЦ. Причина – карантинные ограничения в связи с очередной волной коронавируса. Почему священноначалие УПЦ приняло решение о переносе крестных ходов в защиту Церкви и как это может повлиять на дальнейшее развитие событий вокруг УПЦ?

Только 17 марта 2021 г. в статье «Почему мы должны выйти на крестные ходы в день Торжества Православия» звучал призыв откликнуться на Благословение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и засвидетельствовать свою верность Церкви участием в крестных ходах в епархиальных центрах УПЦ. И хотя в части епархий верующие все же выйдут на улицы, единого крестного хода по всей стране не будет. В заявлениях от иерархов УПЦ звучит слово «переносится», но ведь крестные ходы нужны именно сейчас, именно сейчас необходимо продемонстрировать решимость верующих отстаивать свои права. После Пасхи, примерно через полтора месяца, ситуация в стране может поменяться, действия, направленные против Церкви, уже могут состоятся, а крестный ход, если он состоится тогда, возможно будет иметь иное значение.

Для чего организовывался крестный ход?

Крестные ходы в епархиях УПЦ должны были привлечь внимание общественности и власть имущих к проблеме ущемления прав УПЦ и показать, что огромная часть украинского общества выступает против этого. Соответственно власть, увидев столь массовое несогласие гражданского общества к своей политике в отношении УПЦ должна была изменить эту политику. Конкретно ущемления прав УПЦ проходит по двум направлениям:

  • принятие антицерковых законопроектов; 
  • перевод общин в ПЦУ.

Наиболее угрожающей на сегодняшний день выглядит ситуация с уже принятым Законом № 2662 «О внесении изменений в Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях"», который направлен на принудительное переименование Украинской Православной Церкови в Русскую Православную Церковь в Украине. Сейчас дело о несоответствии этого закона Конституции Украины находится на рассмотрении в Конституционном суде. И решение суда наверняка будет скорее политическим, чем правовым.

Также на рассмотрении Верховной Рады находятся два антицерковных законопроекта.

  1. Законопроект № 5101, который был внесен по инициативе отца-основателя ПЦУ Петра Порошенко и его 38 депутатов из партии «Европейская солидарность». Данный документ предполагает возможность запрета деятельности религиозных организаций за разжигание религиозной розни или за пропаганду действий «государства-агрессора». Его инициаторы особо не скрывают, что направлен это законопроект против УПЦ. И хотя в «Слуге народа», имеющей большинство в Верховной Раде, заявили, что не поддержат данный законопроект, но, во-первых, их мнение может очень быстро поменяться, а во-вторых, представители этой фракции внесли в Верховную Раду свой законопроект, очень похожий на «порошенковский».
  2. Законопроект «Слуг народа» № 5144 угрожает УПЦ еще больше, чем их коллег из «Евросолидарности». Согласно ему, предлагается дополнить Уголовный кодекс Украины новой статьей 111-1 «коллаборационная деятельность», которой предусмотреть уголовную ответственность за сотрудничество с «государством-агрессором», его оккупационной администрацией и/или ее вооруженными или военизированными формированиями в военной, политической, информационной, административной, хозяйственной и трудовой сферах. Нужно ли говорить, что при желании любого архиерея или священника УПЦ из Крыма или неподконтрольных территорий можно привлечь к такой ответственности.
  3. 17 марта 2021 г. народные депутаты из фракции «Слуга народа» внесли в Верховную Раду законопроект №5258, которым запрещается идеология «русского мира». И этот законопроект также может быть использован в качестве инструмента борьбы с УПЦ, ведь под идеологию «русского мира» при желании можно подвести и церковно-славянский язык богослужений и русских святых, и еще очень-очень многое.

Второе направление гонений на Церковь происходит или в форме насильственного захвата храмов национал-радикалами или в форме незаконного перевода общин в ПЦУ местными чиновниками. А чаще всего в обеих этих формах сразу. Совершается все это, как правило, при попустительстве правоохранительных органов, весьма неохотно реагирующих на нарушения прав верующих УПЦ. Даже при наличии всех юридических прав на церковное имущество у общины УПЦ зачастую судебные и административные разбирательства затягиваются и фактически права верующих не могут быть реализованы.

К сожалению, у властей сложился такой стереотип, что если УПЦ не заявляет громко о своем протесте против нарушения ее прав, если люди массово не выходят на улицу и не заявляют о своем несогласии с решениями власти, если общины УПЦ часто просто уступают храм захватчикам, то значит такую политику можно продолжать и дальше.

Поэтому, как призвал Блаженнейший Митрополит Онуфрий, «Мы должны с молитвой на устах и ​​святынями в руках пройтись по улицам родных городов, чтобы засвидетельствовать и нашу верность Святому Православию, и нашу любовь к родной Украинской земле – нашему земному Отечеству. Мы – граждане Украины, и у нас есть отвоеванное кровью наших предков право исповедовать Православную веру так, как это завещали Апостолы Христовы и Святые Отцы».

Почему Крестный ход отменили?

В последние дни в Украине и, в частности, в столице очень сильный рост заболеваемости и смертности от COVID-19. В связи с этим в Киеве с 20 марта и до 9 апреля вводятся усиленные карантинные ограничения. Примеру Киева последовали также многие другие города и населенные пункты. Поэтому Блаженнейший Митрополит Онуфрий заявил о переносе Крестного хода в Киеве. «Поддерживая столичную власть в стремлении как можно скорее улучшить эпидемическую ситуацию и вознося об этом молитву к Милосердному Богу, мы переносим проведение крестного хода на другое более благоприятное время», – написал Предстоятель УПЦ в своем заявлении. Аналогичное решение было принято и в других епархиях.

В данной ситуации УПЦ проявила ответственность за жизни и здоровье граждан Украины. В ситуации, когда против Церкви развернуты самые настоящие на гонения, описанные выше, и когда крестный ход мог бы оказать влияние на отношение к ней власть имущих, священноначалие принимает решение его отменить! Это красноречиво доказывает, что УПЦ – это Церковь украинского народа, и она заботится о здоровье своих верных. И причем делает это не в первых раз. Вспомним, как летом 2020 г. было принято решение отменить ежегодный Великий Крестный ход в день Крещения Руси. Тогда также очень хорошо было бы показать всем примерно вот такую картину.

Великий Крестный ход в Киеве в 2019 г. собрал до 300 тысяч верующих

Возможно, если бы в 2020 г. такой Крестный ход состоялся бы, то власти были бы более осторожными в ущемлении прав верующих УПЦ. Но священноначалие посчитало, что риск распространения коронавируса не дает нам морального права проводить подобные мероприятия.

УПЦ готова жертвовать своими интересами ради жизни и здоровья людей, а вот к действиям государства возникают вопросы. Власти объявили о введении жестких карантинных ограничений, но некоторые детали этого решения наводят на мысль о присутствии антицерковной составляющей в подобных действиях. При еще худшей ситуации, когда 28 ноября 2020 г. был поставлен антирекорд – 16294 случая заболевания в сутки, никаких локдаунов не вводили. Но зато локдаун вводили с 12 марта по 3 апреля 2020 г., при том, что на 3 марта в Украине был всего 1 (один!) подтвержденный случай заболевания коронавирусом. И тот первый локдаун пришелся также на начало Великого поста.

Также определенные вопросы вызывает список ограничений в Киеве. Их опубликовал мэр столицы Виталий Кличко на своем Телеграмм-канале. Там, в числе запрета театров, музеев, концертов указаны и богослужения (если площадь храма не обеспечивает 10 кв.м. на человека. Но в то же время транспорт будет работать в привычном режиме.

Что, например, это означает для вечернего метро можно увидеть на фото:

Киев, станция м. "Площадь Льва Тольстого", 

Соблюдаются ли здесь карантинные нормы лучше, чем могли бы соблюдаться на крестном ходе? Вопрос из разряда риторических. Но в УПЦ чтут законы. И если власти заявляют об опасности крестных ходов – Церковь их переносит до улучшения эпидемиологической ситуации.

Что дальше?

Итак, Церковь отказалась в данный момент от использования такого серьезного средства демонстрации своей сплоченности как крестный ход. В своем Заявлении по этому поводу Блаженнейший Митрополит Онуфрий сказал: «Воспринимаем эту ситуацию как наше духовное испытание». И это испытание нужно вынести по-христиански: «Усилим пост, покаемся в грехах и принесем достойные плоды покаяния для того, чтобы Господь исцелил наши телесные и душевные немощи». Эти слова Митрополита Онуфрия нельзя воспринимать как просто красивый оборот речи. Все же крестный ход – это не самое сильное средство защиты Церкви. Намного сильнее – искренне упование на Бога и молитва к Нему. «Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся» (Пс. 19, 7-8), – говорит святой пророк Давид. Именно к этому призывает нас Предстоятель.

Вопрос о том, состоится ли крестный ход после Пасхи остается открытым. Будем надеяться на милость Божию, на то, что после Светлого Христова Воскресения наступит то «другое благоприятное время» для крестного хода, о котором говорил Митрополит Онуфрий. Но в любом случае мы должны хранить верность Святой Церкви, не верить той лжи, которая на нее выливается, не бояться заявлять о своей принадлежности к ней, не предавать ее своим равнодушием. И Бог укажет, что нам надлежит делать, чтобы защитить Православие в нашей стране.

https://spzh.news/ru/zashhita-very/78277-perenos-krestnogo-khoda-pravily...