Перед исповедью. Протоиерей Александр Авдюгин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Протоиерей Александр Авдюгин

В прошедшую субботу в православных храмах начали читать Постную Триодь. На всенощном бдении зазвучали умилительные слова покаянных тропарей. Первый из них:

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

Идут предуготовительные недели пред Великим постом. Воскресение 6 марта – Прощеное. Далее святая Четыредесятница. Время сугубой молитвы и покаяния. Господь вновь предоставляет нам очередную возможность привести наши души, наше духовное «я», в порядок, достойный грядущего светлого праздника Пасхи.

Сколь много раз не начинали бы мы проводить этот пост, всегда возникает масса вопросов и преткновений, а часто и откровенных недоразумений связанных с этими покаянными днями. Это не удивительно. Постижение веры, путь к Богу – тернист и сложен. Для внешнего человека или неофита, то есть недавно пришедшего в храм, изначально трудно понять, что доброе почти всегда приобретается с трудом. “Царство Боже нудится”, с усилием приобретается, говорит Евангелие. Врагу мира сего крайне нежелательно, что бы мы отказывались от его услуг и стремились жить по заповедям Божиим. Препятствия во дни Четыредесятницы обязательно последуют. Очень часто они труднопреодолимы не только для недавно пришедших, но и для тех, кто является постоянными прихожанами, для кого храм Божий и молитва необходимая часть жизненных будней.

Различных рекомендаций, пособий, уставов и советов, как наиболее плодотворно и духовно полезней провести время Великого поста, написано множество. Есть правила обязательные для всех, есть исключения и послабления. Церковь с любовью и пониманием относится к каждому своему чаду, вступившему на поприще реального покаяния, стремящегося к изменению своей греховной сущности, к духовному преображению.

Не надобно забывать, что каждый из нас может вместить лишь ту меру покаяния, к которому он готов сегодня. Нет одинаковых. Все разные. Общее лишь одно: ступени духовно лестницы ведущей к Богу постигаются постепенно и чем выше эта ступень, тем большего труда она требует. Нельзя брать ту меру постового делания, который нам не под силу, как и нельзя оставаться на достигнутой высоте. Вся жизнь христианина проходит в покаянии, так как с прекращением покаяния прекращается и духовная жизнь человека. Вот почему преподобный Амвросий Оптинский пишет: «Покаяние не совершается (не оканчивается) до гроба, и имеет три свойства или части: очищение помыслов, терпение находящих скорбей и молитву, т. е. призывание Божией помощи против злых прилогов вражиих. Три эти вещи одна без другой не совершаются. Если одна часть прерывается, то и другие две не тверды бывают».

Много наших раздумий, вопросов и недоумений, в дни Великого поста, связаны именно с покаянием, которое имеет свое завершение в Таинстве исповеди.

Как исповедоваться? Насколько часто подходить под священническую епитрахиль? Как быть с забытыми и неосознанными грехами? – это именно то, что чаще всего беспокоит прихожан в Четыредесятницу. Это не удивительно. Христово Воскресение, светлая Пасха лишь тогда касается сердца во всей своей полноте, когда в тебе звучит симфония соединения внутреннего и внешнего, когда белые цвет твоего праздничного наряда находится в гармонии с духовной чистотой, «паче снега убеленной».

Итак, исповедь. С чего начать?

Для того, кто пришел на нее впервые с самого главного: с рассказа о тех моментах своей прошедшей жизни о которых стыдно вспомнить и которые мы прячем от всех. Вспомните, когда вы сами себе говорили: «Господи, хоть бы никто не узнал!» или о том, что правдами и неправдами изгоняется из собственных воспоминаний. Трудно, поведать то, что до сих пор жжет душу, но покаявшись именно в этом, будет легче рассказать об ином.

Смущается, впервые исповедующийся, реакции на данные откровения священника, принимающего исповедь. Это смущение от лукавого. Для священника всегда радостно, что пред ним тот, кто решился действительно покаяться, как и всегда печально, когда кающийся говорит общими и ничего не значащими фразами. Часто приходится слышать даже такое определение собственного духовного состояния: «Грешна (-ен) во всём!». Это не исповедь, это четкая попытка уйти от покаяния, от преображения духовного.

На исповеди нужно обязательно быть последовательным. Это возможно и не столь трудно, если тогда, вы разобьете свои грехи по пунктам заповедей Божьих.

Еще одна особенность «правильной исповеди» есть то, что в ней не должно быть поиска виновных вашего греха. К сожалению, первое чему мы быстро и очень успешно учимся в этом мире – это умению оправдываться, находить виновных своему греху. Греху нет оправдания, какие бы внешние обстоятельства ему не способствовали.

Естественно, что наше желание искренне покаяться будет испытывать серьезные препятствия, поэтому для тех, кто сильно волнуется, кто забывчив или в преклонном возрасте вполне возможно, да и полезно, заранее написать на листочке основные пункты грядущей исповеди.

Понятие «генеральная исповедь», о которой столь много сегодня говорят и даже вводят в ряд обязательной для новоначальных, к мирянам отношения не имеет. Такую исповедь проходят будущие священнослужители перед рукоположением. Для тех, кто впервые пришел к покаянию или относился к исповеди не серьезно, перебирая лишь грехи последних дней, вполне уместно выделить несколько постовых дней для своего рода «воспоминаний». Разбейте свою прошедшую жизнь на периоды, этапы или определенные временные отрезки и попытайтесь вспомнить, что было главным для вас в эти годы. Посмотрите на фото тех лет, поговорите с родными и знакомыми, которые были в те годы вместе с вами. Обязательно откроются факты, о которых вы уже и печалиться забыли и в которых не грех покаяться.

В любом случае, даже если вы уже не первый раз стоите пред Евангелием и Крестом, надобно знать, что Богу нужны не ваши грехи, а раскаяние, и что нет такого греха, которого бы Господь не простил, если у вас есть искреннее желание, от них избавится.

Вполне в наших силах добиться того, чтобы в дни Великого поста заключительный покаянный тропарь храмовой утрени:

«Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости» – стал для каждого из нас объективной реальностью.

Доброй и искренней Вам исповеди.


Источник: Православие и мир