Патриашее слово после Литургии Преждеосвященных Даров в Великий вторник
30 марта 2010 г., в Великий вторник, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Никольском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря в Хотькове. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреподобие, матушка Олимпиада, Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, братия и сестры!
Я хотел бы, во-первых, сердечно поблагодарить вас за добрые слова, подарок и выразить радость по поводу совершения Божественной службы Литургии Преждеосвященных Даров на Страстной седмице в славной Свято-Покровской Хотьковской обители. К сожалению, по состоянию здоровья я не смог в январе месяце быть на празднике, но Господь по своему устрояет наши пути, и я сегодня нахожусь здесь и радуюсь тому, что вижу: обитель восходит от силы к силе, народ молится и сестры поют хорошо. Особенно радостно мне видеть детей, которые живут и учатся здесь, в обители.
Дай Бог, чтобы, несмотря ни на какие трудности, причиной которых бывают и объективные внешние обстоятельства, а часто мы сами, процветала Хотьковская обитель, восходила от силы к силе, являясь духовным притягательным местом для людей, потому что именно в обителях, как, может быть, нигде больше, чувствуется подвиг христианской жизни, очевиден пример людей, которые отреклись от мира ради того, чтобы быть со Христом. Все это создает совершенно особую духовную атмосферу, как в совершенно особой атмосфере проходит сейчас наше молитвенное служение.
Страстная седмица — это особый период в жизни христиан. Каждый его день посвящен особым воспоминаниям. Господь, торжественно взойдя в Иерусалим, в предшествии народа, который радостно Его приветствовал, лицом к лицу столкнулся в иудейской столице с ненавистью и злобой, с лицемерием и подозрительностью, желанием искусить и наказать. Господь знал, что только дни отделают Его от страшной Крестной смерти, но, несмотря на это, Он каждый день проповедует в храме, проповедует жителям Иерусалима, обращая к ним особенно сильные слова. И на Страстной седмице — в воскресенье вечером, в понедельник, во вторник, в среду — мы слышим эти слова Спасителя.
Сегодняшний день посвящен теме суда, потому что Господь говорит о Страшном суде — том, что будет в конце истории. Для того чтобы понять, что означает этот суд для каждого из нас, нужно понимать, чем вообще является суд.
Суд — это наиболее древнее установление в человеческом обществе. Суд есть проявление нравственной природы человека, которая не соглашается с несправедливостью. Понятие справедливости невозможно объяснить материалистически — вот почему наш лукавый век и подвергает сомнению абсолютное значение нравственной природы человека, говоря о том, что первична свобода, а не нравственность, что каждый может себя вести так, как он желает, что понятия объективной нравственной истины не существует. Этому страшному заблуждению XX и XXI веков можно противопоставить то, о чем мы сегодня говорили: человеку присуще чувство справедливости. Это не приобретенное, не воспитанное чувство — оно проистекает из самой Богом данной человеческой природы. И в соответствие с этим чувством люди сопротивляются всякой несправедливости.
Вот и суд, возникший в глубочайшей древности, является средством преодоления несправедливости мирным путем. Конечно, тот суд, который сегодня существует, не похож на тот, что был в древности, когда судом было просто обращение к третьему лицу за разрешением спора. Этим лицом обычно были люди, имевшие особый авторитет в обществе — либо предводители племен, цари, либо духовные авторитеты. Меняется форма суда, а суть остается та же — обращение людей к авторитету в надежде, что будет обнаружена и утверждена правда.
Суд не делает человека преступником, если он не прав. Преступником человек делает сам себя. И вне зависимости от того, был суд или не было суда, человек, нарушивший закон, является преступником. Суд лишь выявляет преступление и налагает наказание, пресекая, таким образом, зло и поощряя добро. Эти понятия «добро» и «зло» сформулированы на языке законов и являются юридическими понятиями для современного суда, но проистекают из нравственной природы человека, которая одна и та же и тысячи лет назад, и сегодня; которая не зависит от места проживания человека, его национальности, языка и культуры, потому что Бог возжелал создать человека по образу Своему и вложить в него нравственное чувство.
Кроме человеческого суда, существует и суд Божий, потому что ни один человеческий суд не способен проникнуть в самую глубину внутренней жизни людей и выявить во всех случаях правду. Недаром существует такое понятие, как судебная ошибка, и мы знаем, какое страдание причиняет людям такая ошибка. Но еще большее страдание причиняет людям несправедливый суд — суд, который вместо утверждения добра и наказания зла делает виновным человека невиновного, а злодея оправдывает. Наверное, никогда не удастся искоренить несправедливый суд из человеческого общежития. Но это не значит, что не существует абсолютно честного суда. Он есть — это суд Божий. И суд Божий совершается не только над теми людьми, которые преступили закон, — суд Божий совершается над каждым из нас за наше преступление Божественного закона. Более того, этот суд совершается постоянно: всякий раз, когда Господь нас наказывает за наши грехи, Он совершает над нами Свой суд. И если этот суд пресечется и Господь перестанет наказывать нас за наши грехи и поддерживать в нас добродетель, то это обернется тяжелейшими последствиями для нашей духовной жизни. Суд Божий постоянно присутствует в нашей жизни. И ведь, наверное, каждый из здесь стоящих испытывал на себе этот Божий суд, когда, получая Божие наказание в виде скорбей, болезней, неудач, мы ясно понимаем — почему все это с нами произошло, что явилось причиной, за какой грех мы несем расплату.
Суд же, о котором повествует нам сегодня Евангелие, — это последний Божий суд, когда в масштабах всего человеческого бытия, всей человеческой истории, в масштабах всего космоса будет явлена абсолютная правда и она будет отделена от лжи. И получат воздаяние все те, кто преступал Божий закон и не раскаялся, укоренился во грехе, и добро будет поддержано — вот этот Божий суд и расставит все точки над i. Вот тогда и будет явлена конечная Божественная справедливость, и ни у одного человека не останется сомнений в том, что Бог справедлив и что всякие зло и неправда Им осуждены и наказаны.
Суд не делает человека преступником. Так же и Страшный суд: не он сделает нас грешниками, если мы будем осуждены, но лишь провозгласит нас теми, кем мы являемся. Мы сами, в течение жизни, делаем все то, чтобы быть оправданными либо осужденными на Страшном Божием суде. И ни для кого решение этого суда не будет сюрпризом, неожиданностью, потому что каждый из нас уже сейчас, по своему наличному состоянию знает, будет ли он осужден или оправдан. Если тяготеет над нами грех, если он нераскаян, если он будит нашу совесть, то это означает, что мы, будь в этот момент над нами конечный Божий суд, будем непременно осуждены. А когда приносим покаяние искренне и сердечно, когда облегчаем душу, когда с радостью причащаемся Святых Христовых Таин и в мире покидаем храм Божий или святую обитель, то знаем или чувствуем, что Господь простил нас, и в этот момент нет над нами опасности вечного осуждения.
Вот почему в течение жизни, проходя через Божий суд, проходя через суд своей совести, мы никогда не должны откладывать в долгий ящик искреннее раскаяние и покаяние, но, прибегая к милости и любви Божественной, испрашивать у Господа прощения своих грехов. Если чувствуем, что этого недостаточно, — на самих себя возлагать епитимью. Совсем необязательно всякий раз спрашивать священника: что я должен сделать? Каждый сам может принять на себя епитимью — либо молитвенную, либо трудом, либо материальной жертвой.
Когда суд осуждает преступника, тот несет наказание. Когда мы осуждаемся голосом своей совести, то есть Божиим судом, мы тоже должны нести наказание. Но ведь об этих наших грехах никто, кроме нас, не знает. Так мы сами должны научиться наказывать себя во исправление своей жизни. Вот тогда наши мысли и дела будут под контролем. Вот тогда мы много раз подумаем, нужно ли нам продолжать грешить и тем более совершать один и тот же грех — потому что, если сами себя будем строго судить, тогда милостивым будет над нами Божий суд.
Святая Страстная седмица погружает нас в глубину Божественной мудрости. Питаясь этой мудростью, мы можем преобразовать свою жизнь по Божиему закону, дабы услышать те слова, которые сегодня слышали из Евангелия, услышать их в самый ответственный момент своей жизни — на Страшном суде Божием: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). Аминь.
http://www.patriarchia.ru/db/text/1126666.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии