ПАСТЫРИ О ТОРЖЕСТВЕ ПРАВОСЛАВИЯ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Первая неделя Великого поста называется Торжеством Православия. Если абстрагироваться от исторического смысла этого праздника, посвященного победе над иконоборческой ересью, то никакого особенного торжества Православия в нашей жизни не видно. Всюду — и на личном, и на государственном уровне — нужно ежечасно и ежесекундно бороться с грехами и пороками. И везде эта борьба ведется лишь с переменным успехом: мы не можем сказать, что там-то и там-то эта борьба выиграна окончательно и бесповоротно, и можно о такой-то своей беде или таком-то общественном пороке забыть. И тем не менее этот воскресный день должен восприниматься именно как торжество Православия. О том, как прочувствовать этот праздник и какой смысл в него вложить порталу Православие.ру рассказали священники Русской Православной Церкви протоиерей Игорь Беловиерей Фома Диц и игумен Лука (Степанов).

Торжество Православия
Торжество Православия

    

«Только находясь в Церкви Христовой,
можно говорить о преодолении греха и порока»

 

Протоиерей Игорь Белов
Протоиерей Игорь Белов, клирик подворья Валаамского монастыря в Москве:

— Торжество Православия — это не преодоление греха или порока. Торжество Православия — это победа нашей апостольской, святоотеческой веры, победа истины Христовой над еретической диавольской ложью, победа Православной Церкви Христовой. Нельзя сводить Православие только лишь к нравственности. Святитель Иоанн Златоуст еще в IV веке говорил, что «целомудрие еретика хуже всякого распутства». Православие — это истинная вера. А Церковь Православная — единственная ее хранительница. Вот наша победа!

И только находясь в Церкви Христовой, можно говорить о преодолении греха и порока. Потому что только в Церкви Христовой преподаются благодатные Таинства, необходимые для усвоения лично себе каждым христианином искупительных заслуг Христа для благодатного соработничества с Богом в деле нашего спасения.

***

«В день торжества Православия Церковь празднует то,
что Господь сподобил ее очиститься от ересей»

Иерей Фома Диц
Иерей Фома Диц, клирик храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря:

— Триумф, победа, праздник — этими понятиями переводится слово «торжество» на европейские языки, и все они составляют общее понятие слова торжества. Победу Церковь одерживает над врагами не из плоти и крови, а над духовными врагами. Враг человеческий подталкивает отдельных членов Церкви к введению чуждых учений, опирающихся на личные убеждения и мнимые вдохновения свыше. Суть победы лежала и лежит всегда в том, что Церковь распознает и отвергает возникающие в ее недрах лжехристианские учения. Церковь вновь и вновь открывает истину, что, собственно, заповедано ей Господом: «…и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). Но это стояние за истину стоит многого. Оно приносит с собой времена долгих преследований православных. Примером может служить борьба с арианством и иконоборчеством, которая потребовала от отдельных подвижников подлинной жертвенности.

Чин анафемы в день Торжества Православия хорошо показывает его смысл. В этот день Церковь празднует то, что Господь сподобил ее очиститься от ересей. Господь испытывает нашу совесть для того, чтобы мы могли различить, что является истинным христианством, а что ересью. Чин заключается не в получении удовлетворения от уничтожения инакомыслящих или ликования о том, что православные численно преобладают в наших многонациональных обществах. Подобные представления мотивированы, скорее всего, мирскими и политическими убеждениями людей, стремящихся к власти или склонных к национализму, который видит свой идеал в этнической чистоте.

Многим понятие «ересь» представляется слишком резким, поэтому в настоящее время хотят от него отказаться, потому что само это слово становится непонятным и пугающим для современных верующих. При этом чин праздника ясен: анафематствования отлучают лжеучителей от Церкви и разоблачают лжеучения как ересь, чтобы предостеречь христиан от того, что апостол Павел пишет во втором послании к Коринфянам: «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Кор 2:17). В любой ереси слово Божие поверяется человеческим разумом, изобилует вольными измышлениями и выдумками с определенной целью — воспитывать человека в русле определенной идеологии. Когда еретическое учение укореняется и становится частью предания определенной христианской общины, то слово Божие уже не обладает в ней целительной силой и становится причиной духовной болезни. Все христианские конфессии вне Православия — от католицизма и протестантизма до бесчисленных отколовшихся от него сектантских деноминаций — приспосабливали отчасти слово Божие к своим учениям.

В нашем современном мире ереси не исчезли. Два современных православных святых, преподобный Иустин Попович (+1979) и преподобный Гавриил Тбилисский (+1995) не стеснялись применять понятие ересь к современному экуменизму. Оба характеризировали его как «сверхересь», т.е. как ересь, считающую различия между Православием, католичеством и протестантизмом несущественными или даже не существующими. Их слова нам, православным, заданы для приобретения церковного мышления.

***

«Торжество Православия — не победа на выборах одной из политических партий»

Игумен Лука (Степанов)
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, автор и ведущий программы «Душевная вечера» на телеканале «СОЮЗ»:

— Торжество Православия не в том состоит, чтобы все люди его приняли и соблюдали, а в том, что «малое стадо» верно хранит апостольское предание, и Дух Святой свидетельствует о его присутствии в Православной Церкви! Наивно полагать, что торжество Православия должно быть подобно победе на выборах одной из политических партий или ликованию акционеров по поводу получения их корпорацией самой крупной прибыли! Даже в меньшинстве, даже в гонениях и скорбях мы возвещаем миру победу, победившую мир — веру нашу, принятию от святых отцов и сохраненную для грядущих христианских поколений. Эта вера укрепляет нас прежде всего стать победителями на поле брани своего сердца, а потом дает возможность послужить обращению и утверждению в ней, тех, кто еще захочет приложиться к числу спасающихся.

Подготовила Анна Ерахтина

http://www.pravoslavie.ru/put/69058.htm