ПАНЕГИРИК НА ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯТОГО КРЕСТА

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Воздвижение Креста Господня. Фреска монастыря Дечаны, Сербия. Иллюстрация: blagofund.org

Воздвижение Креста Господня. Фреска монастыря Дечаны, Сербия. Иллюстрация: blagofund.org

Слово о кресте для погибающих юродство есть,
а для нас, спасаемых, – сила Божия.

(1 Кор. 1: 18)

Возлюбленные верующие, двойственен нынешний праздник. Прежде всего, это праздник радости, потому что сегодня найдено было спасительное древо Святого Креста, которым человек примирился с Богом. Затем – это праздник собирания души[1], ведь сегодня мы слышали чтение Евангелия Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Праздник радости, ведь сегодня Святой Крест возвысился на виду у всего мира; и праздник печали, потому что в этот час мы умом побывали на Голгофе и видели Господа распятым на Кресте за нас! Поэтому на лицах наших сияет улыбка, скрашенная слезами, а в сердцах теплится радость, сдобренная печалью. Итак, давайте поговорим сначала о веселии праздника, затем о печали, а в конце выведем пользу и из того, и из другого.

Но для начала отвечу вам на один вопрос. Когда и как возник праздник Воздвижения Святого Креста? После того как святой император Константин с помощью святого креста победил Максентия, тирана Римского, и Ликиния, воеводу Востока, он перенес свою столицу из Рима в Византий, который и назвал потом своим именем, т.е. Константинополем. Но его угнетала великая печаль из-за того, что он не знал, где сокрыт Крест Господа его, и тогда он отправил в Иерусалим святую Елену, свою матерь, чтобы она нашла Крестное Древо. Но она, много потрудившись и многих прося открыть ей эту тайну, не смогла найти его.

Тогда она услышала об одном старом иудее, некоем Иуде, знавшем место, на котором был погребен Святой Крест, и повелела ему отвести ее туда, и тотчас под некоторым капищем, местом великого нечестия, нашла три деревянных креста. Их стали один за другим прикладывать к телу одного покойника, и когда мертвый ожил, все поняли, который из них тот Крест, на котором распялся Христос.

После такового чуда императрица позвала святого Макария, патриарха Иерусалимского, со всем клиром и великим множеством народа, и все с пением пошли по улицам города, неся впереди Святой Крест. В завершение крестного хода весь народ пожелал облобызать Животворящий Крест, однако не мог по причине огромности толпы. Поэтому патриарх, взяв Святой Крест, с помощью своего клира взобрался на высокое место и поднял вверх Древо Крестное для всеобщего обозрения, чтобы народ утешился хотя бы его лицезрением. И верующие, увидев знамение Святого Креста, стали восклицать в один голос: «Господи, помилуй!» И с тех пор каждый день 14 сентября (по старому стилю) празднуется Воздвижение Святого Креста.

И радость эта, передававшаяся из рода в род ценою пролития крови, призывает сейчас радоваться и нас, ведь сегодня найдено было самое дорогое сокровище и многоценная жемчужина, по которой воздыхает христианство.

Сегодня в мире вновь возжегся светильник Христов, которого веками чаяла Церковь для своего путевождения.

Сегодня нашелся жезл непобедимый, сокрушивший люцифера, на который мы все опираемся и который носит имя Сына Божия

Сегодня нашелся жезл непобедимый, сокрушивший люцифера, на который мы все опираемся и который носит имя Сына Божия.

Сегодня взору открылось знамение Божественного Искупления, которым знаменуется всякий христианин, хранящий исконное правило веры.

Сегодня взошла звезда неизреченной радости, путеводящая стопы по следам Великого Спасителя.

Сегодня воссиял скипетр победы Христовой, побеждающий врагов, венчающий царей, смиряющий гордых, укрепляющий угнетенных, возносящий смиренных.

Сегодня воздвигнут в мире Крест, знамение примирения, источник милосердия, оружие победы, щит веры, лестница спасения, мера любви, якорь надежды, ключ рая.

Сегодня в мире стал виден Крест, Церковь живая и трапеза жизни, престол прощения, пламень молитвы, украшение христиан, укрепление матерей, защита вдовиц, веселие детей, посох старых, надежда нищих, радость путников и похвала смертных.

Сегодня прозябло посреди мира Древо Жизни, от которого питаются нищие земли.

Сегодня взошла на небо церковное звезда светлая, освящающая святые обители, наши дома и дома всех православных христиан.

Сегодня радуется святая Елена со всеми народами, Иерусалим со всеми концами света.

Придите же, все христолюбцы, чтобы нам увидеть Крест Господень, окропленный Его дражайшей Кровию.

Придите, все народы, чтобы нам с благоговением взглянуть на знамение Сына Человеческого, которым мы примирились с Богом.

Придите, все верующие, малые и великие, молодые и старые, мужи и жены, чтобы нам поклониться Святому Кресту и, облобызав его с верою, в один голос воскликнуть: «Господи, помилуй!».

Возлюбленные верующие!

Двойственен нынешний праздник, двойственен и смысл Святого Креста. Крест – это прежде всего наисвященнейшее знамя христианства, окропленное драгоценной Кровию Христа, это стяг Церкви христианской, который она двадцать веков несет и в мирные времена, и сквозь бурю.

Крест – это первый престол, на котором принес Себя в жертву Христос между церковью и алтарем, то есть между небом и землей, между человеком и Богом, совершив, таким образом, первую Святую Литургию как Агнец и Великий Архиерей.

Крест – это трон, предоставивший покой Господу, когда Его ударяли люди.

Крест – это лестница, возносящая души христиан на небо.

Он щит во всяческих искушениях, целебное врачевство в болезнях, защитное оружие против бесов, страстей и похотей, которое мы должны почитать, носить и восхвалять со всем благоговением – не как истукана или древо позора, а как оружие защиты и спасения. К этому нас увещевает и великий Павел, когда говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14).

Вот в кратких словах, что такое Святой Крест. Но кто бы мог описать, как велика его сила? Крест освящает храмы и святые алтари, крест украшает дома христиан, крест сияет на облачениях, иконах, святых обителях, крест покоится на груди верующих, крест освящает своим знамением священников, он сводит к нам Дух Святой, его знамением прелагаются Святые Тайны, освящаются елей, агиасма, иконы, дома, люди и всё сущее горе, на небесах.

Где есть Крест Святой, там есть и Христос, а где нет Креста, там нет и Самого Христа. Крест примиряет народы, крест останавливает войны, крест усмиряет моря, крест утоляет бури, он утучняет нивы, умножает здоровье, отгоняет болезни, соблазны, громы и всякое зло. Крест возносит на небо и низводит в ад, крест воскрешает смиренных и умерщвляет своих врагов. Добрых он собирает, злых рассеивает, хульников разделяет, терпеливых награждает венцом.

Крест рождает человека, растит его, совершенствует. Крест вдохновляет, защищает, хранит, соединяет, крест связывает небо и землю. Вот почему знамение креста есть повсюду: в руках пастырей, в сердцах священников, за пазухой матерей, на груди нищих, в изголовье болящих, на перекрестках дорог, над безмолвной могилой.

Его почитала Матерь Божия, им хвалился Павел (Гал. 1: 14), его проповедовали и водружали повсюду на земле святые апостолы Христовы. Им знаменовали себя мученики в пламени огня, им ограждали себя христолюбивые отшельники в пучине искушений, им утешались наши предки в годину бедствий и лихолетий.

Им осеняет себя поутру отец, идя в поле для стяжания хлеба насущного. Им ограждает младенца мать, качая его в своих объятиях. Им укрепляются путники, отправляясь в далекое море. Им всегда знаменуют себя нищие, вдовы, сироты, больные и все вообще чада Церкви Христовой. Им подобает знаменовать себя и нам, верующим, во всякое время и на всяком месте. Его подобает с великим благоговением носить на груди, в домах наших, в сердцах наших. Его подобает лобызать и восхвалять, ведь мы для того и собрались сегодня в большем количестве, чтобы вместе поклониться животворящему древу Святого Креста.

Но есть среди нас и такие, кто называет себя именем Христовым, а вместо похвалы порицает Святой Крест. А некоторые, что еще хуже, отрекаются от него как от символа позора. Это сектанты, распространившиеся во всех селах и городах. Однако мы скажем вместе со святым Павлом:

«Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1: 18).

И пусть некоторые порицают Святой Крест и отрекаются от него; мы же не будем забывать, что бесы в него веруют и трепещут его силы

И пусть некоторые порицают Святой Крест и отрекаются от него; мы же не будем забывать, что бесы в него веруют и трепещут его силы. Поэтому где знаменуется крест, там изгоняются бесы, утоляются искушения, утихают помыслы, отступают болезни, ликуют сердца. Святые отцы говорят, что бесы ничего так не боятся, как меча Святого Креста. Поэтому двух вещей они не могут изобразить для нашего прельщения: образа Матери Божией и знамения Святого Креста.

Доселе мы говорили о кресте, что он непобедимый стяг христианства, повсюду несущий несметные дары и Божественные силы. А крест во втором смысле – это символ страдания в жизни сей за Бога, за правду, за жизнь вечную. И крестный путь – это единственный путь, которым нужно следовать, чтобы встретиться со Христом, как Он Сам говорит нам:

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34).

Этот путь прежде всех прошел Сам Спаситель наш, неся крест и страдая за нас. Вы слышали сегодняшнее Святое Евангелие. Знаете, конечно, тайну искупления человека страданиями Господа. Ведь Сын Божий пришел в мир, чтобы спасти мир от греха. И сделал для нас всё. Проповедовал словом, делом, чудесами. Учил, запрещал, исцелял, злобу отсекал, на раны возливал елей. Всё Он делал хорошо. Но грехолюбивые люди Его не приняли, не послушали Его. Изгнали Его, связали, повели на свои собрания. Сыны дома Израилева отреклись от Него и предали в руки римлян.

– Кого вы хотите, чтобы я освободил вам, – спрашивал Пилат, – Христа или Варавву?

– Варавву, – отвечали иудеи.

– Что же мне сделать со Христом, называемого Иисусом?

– Возьми, возьми Его, распни!

– Царя ли вашего распять?

– У нас уже есть царь – Кесарь. Нам не нужен царь – сын Марии! Мы не хотим в цари галилейского рыбака, бедного и босого!

– Но что плохого Он сделал? – спрашивал снова Пилат.

А иудеи с глазами, налитыми кровью от гнева, отвечали:

– Он вземлет души наши (Ин. 10: 24)[2]. Он обличает беззакония наши в лицо, как никто другой, Он разоряет наши обычаи, Он исцеляет больных в субботу, Он бичами выгоняет нас из храма Соломонова, и меновщиков гонит, и опрокидывает столы с деньгами… Вот сколько зла причиняет Он нам и скольких наказаний достоин. Так что, Пилат, не раздумывай более, убери Его с глаз наших, ибо мы Его терпеть больше не можем… Распни, распни Его! (Ин. 19: 6).

И побежден был голосом их Пилат, и отринул Его, и предал в руки их, как овцу на заклание, и люди творили с Ним что хотели! Связали Его, оплевали, избили, сняли с Него одежду Его и, возложив на спину тяжелый Крест, вывели из города, чтобы Он претерпел там крестную смерть за находящихся в городе, за людей.

И пробыл Он там три дня и три ночи, на Кресте и в гробу, между небом и землей, между нами и Богом, соделавшись позорищем для ангелов, и людей, и бесов, и так спас души наши.

Вот каковы свершения Креста, вот как велика сила страдания! Христос пострадал плотью, и мир исцелился. Он первым понес крест, и под его спасительной сенью сегодня мирствует столько народов.

Мы не сможем получить помощи Креста Христова, если сами не потрудимся нести его в жизни сей, как нес его Он вместе со всеми святыми

Но мы не сможем получить помощи Креста Христова, если сами не потрудимся нести его в жизни сей со смирением и терпением, как нес его Он вместе со всеми святыми. Конечно, поклоняться Святому Кресту и нести его – повод для великой душевной радости, но нести крест скорбей, страдать за правду, терпеть всё ради Христа – повод для печали, слез и боли.

Итак, как Иисус Христос спас мир, только неся крест и страдая за мир, так же и мы не сможем спастись, только поклоняясь Святому Кресту, не страдая от креста земных скорбей. Будем же почитать Святой Крест, но и нести его будем с радостью. То есть будем делать то, что делал Господь. Совместим радость с печалью, веру с деланием добра. И не будем забывать, что надо сначала пострадать, помучиться, потерпеть раны креста и только потом наслаждаться покоем и наградой. Внизу боль, труд, а радость и мир только там, наверху, на Голгофе. К этому увещает нас и святой Павел, говоря: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11: 1).

Но куда зовет нас святой Павел? На Фавор ли, чтобы нам увидеть свет невечерний? На брак ли в Кане Галилейской, чтобы испить отменное вино? Или в пустыню, чтобы мы насытились рыбой и хлебом? А, может, он зовет нас еще куда-нибудь? Нет, братия. Великий апостол призывает нас к страданию на Голгофе; там терния, гвозди, уксус и желчь, ведь и сам он, следуя за Господом, претерпел все это.

А если вам хочется притчей, то приведу притчу о розе, цветы которой так красивы, но она имеет так много шипов. Роза олицетворяет собой крест. Цветы креста – это его дары: исцеление болезней, изгнание бесов, умножение плодов, спасение душ. А шипы креста – его страдания: воспитание детей, терпение болезней, несправедливых обид, бедность, нужда, голод, пост и всякий подвиг Христа ради.

Возлюбленные верующие!

Неизреченна честь Святого Креста на небе и на земле. Он сияет перед Пресвятой Троицей. Его хвалит Матерь Божия. Ему поклоняются все святые. Его окружают ангелы. Его несут херувимы и серафимы. Его красит солнечный свет. Его украшают венцом звезды. Под его сенью текут христианские народы. Его прославляют верующие. Его восхваляют священники. Перед ним преклоняется всякое колено человеческое.

Но если так велика слава Святого Креста и несокрушимы его сила и мощь, то как же должны мы, христиане, относиться к нему? Чтить его как наидражайшее сокровище Церкви, поклоняться ему со всем благоговением и лобызать его каждый день с верою; носить его всегда на груди вместо всяких бесполезных вещей. Осенять себя святым крестом как можно чаще, на всяком месте и во всякое время (по святому Ефрему Сирину), утром, днем, вечером, ночью, на работе, за столом, в пути. Совершать правильно крестное знамение на лицах наших, а не криво и поспешно, как привыкли. Будем все иметь Святой Крест в домах наших и читать ему, когда можем, акафист.

Но что делаем мы? Одни ругают Святой Крест, как хулители Христа. Другие считают его символом позора, как еретики. Третьи избегают носить его на груди и иметь в своих домах. Четвертые стыдятся креститься на людях, а другие делают это, но быстро, вкривь и вкось, к своему осуждению. И если ко всему этому добавляется и грешная, блудная жизнь, полная ненависти, злобы, похотей и пьянства, тогда можно понять, почему мы так много страдаем и молимся, но Бог не слышит нас.

Если мы хотим, чтобы нас услышал Отец Небесный, когда молимся, тогда покаемся прежде всего в грехах, затем будем молиться с великим благоговением и усердием. Не будем отныне ругать Святой Крест, но станем правильно накладывать его на лицах наших и воздевать к Господу чистые руки, подобно Моисею.

Ибо когда Моисей на молитве держал руки воздетыми крестообразно, евреи побеждали амаликитян в пустыне Аравийской, а когда опускал руки, тогда одолевал Амалик. И так Моисей держал руки воздетыми вверх, пока народ не победил всех амаликитян. Так же станем делать и мы, когда нас будут одолевать искушения. Моисей символизирует христианина вообще. Простертые руки означают знамение креста. Амалик – это диавол со всеми его страстями. А пустыня Аравийская – мир сей пустующий без любви Христовой.

Побежим, как Моисей, на гору, то есть в Святую Церковь, и помолимся здесь перед Святым Крестом со всем благоговением

Итак, когда опасности и страсти Амаликовы начнут угнетать нас, побежим, как Моисей, на гору, то есть в Святую Церковь, и помолимся здесь перед Святым Крестом со всем благоговением, говоря:

 

«Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его[3]. Не дай же нам погибнуть в сетях вражиих, но помоги силою Креста Твоего. Некогда мы полагались на свою крепость. Хотели победить без помощи Креста. Хотели построить себе счастливую жизнь на земле, без боли и слез, но, вот, не смогли. Овладели нами теперь грехи, смирили болезни, мы ужаснулись страха смертного, испугались страшного Амалика. И вот, припадаем теперь к Тебе: прости, помилуй нас, сынов века сего, ведь мы для того и собрались сегодня в храме Твоем, чтобы исповедать свои грехи, и вместе поклониться Кресту Твоему, и святое Воскресение Твое петь и славить вовеки». Аминь.

Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Cuvântul Ortodox (Православное слово)

[1] Т.е. сосредоточения души, углубления ее в ту или иную тему. Объяснение святоотеческого термина «собирание души» можно найти в книге прп. Иустина (Поповича) «Путь богопознания. Гносеология святого Исаака Сирина», глава «Созерцание».

[2] См. ц.-сл. текст: «Доколе души наша вземлеши? Аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся».

[3] В румынской практике это тропарь Елеосвящения, который поется во время соборования верующих (вместо «Услыши нас, Господи, услыши нас, Владыко, услыши нас, Святый») https://pravoslavie.ru/put/060317113605.htm.

https://pravoslavie.ru/163613.html