Паисий Святогорец: Люди становятся похожими на роботов
Люди становятся похожими на роботов. Теряют способность к суждению. Через несколько лет рассуждать смогут только те, чья профессия связана с исследованием. Остальные станут как машины.
***
Святые отцы советуют не обращать внимание на сны. Даже если они от Бога, мы ничего не потеряем, если их проигнорируем. Богу угодна наша осторожность в этом вопросе (1) и он обязательно откроет нам то, что хотел сказать через сновидение, каким-либо другим образом.
***
Если у кого-то, кого соблазнили в ересь, будет добрый настрой – он не найдёт там себе покоя. Но если причиной его падения стал эгоизм – он будет упорствовать в своём заблуждении. Следует оплакивать такого человека.
***
Коммунисты хотели уравнять всех людей. Но в этом заключена величайшая несправедливость и неравенство, ведь все люди разные.
***
Человек должен отдавать свою любовь Богу и ближнему, а то что остаётся – остальному творению. Но экологи (друзья животных) любят только Божиих тварей, а не самого Бога и созданного по его образу и подобию человека.
***
Быть мужественным – значит иметь героизм и храбрость внутри. Люди ставшие великими (герои) имели большое сердце и доблесть. Мужество – это всецелое доверительное посвящение себя Богу. Если кто-то тебе скажет что-то дурное – ничего страшного. Сразу вспоминай сколько раз ты сам грешил и ошибался. Сносить обиды и несправедливость – вот настоящее мужество.
***
Тот у кого мужественная душа вне зависимости от того чем будет заниматься – добьётся успеха. Если станет военным – будет выдающимся военачальником, женится – будет хорошим семьянином, станет разбойником – преуспеет и в этом. А если будет жить духовно – станет святым.
***
Когда человек совершает сердечную молитву, он сначала чувствует тепло в области сердца, которое потом постепенно распространяется по всему телу.
***
Византийские императоры сделали великий дар Богу и людям, построив столько монастырей. В православных обителях люди находили как духовную так и материальную пищу.
***
Не следует вслух говорить о своих искушениях. Одному столетнему афонскому монаху диавол явился из-за, казалось бы, пустяка. Он всего лишь сказал: «Ах это искушение!».
***
По моему мнению, одно из основных различий отделяющих нас от католиков – это их рационализм.
***
Монах не должен легко покидать место своего подвига и-за первых искушений. Следует бороться пока не истощатся все границы его терпения.
***
Диавол большой мастак. Каждого хочет на чём-нибудь поймать. Самое главное для нас – это контроль за своими помыслами.
***
Постоянное внушение нам злых помыслов – это рукоделие сатаны.
***
Творя Иисусову молитву не надо принимать ни дурные ни добрые помыслы. В этот момент не следует ни о чём думать. Даже если приходят смиренные чистые помыслы и вспоминаются душеполезные наставления – не следует обращать на них внимания. Нужно полностью сосредоточится на самой молитве.
***
Нам необходимо Божественное просвещение и духовный опыт.
***
Человек должен становиться лучше по доброй воле. Не важно станет ли он фонарём в городе (2) или маяком на скалах (3). Главное чтобы он нёс в себе свет.
***
Чтобы преуспеть в духовной жизни – следует всегда находить для других (даже для диавола) смягчающие обстоятельства. Себя же самого не оправдывать никогда. Ни в коем случае нельзя перекладывать на других свою собственную вину.
***
Я никогда не перебиваю собеседника, если только он не богохульствует и не несёт чепухи.
***
Если хочешь испортить духовного монаха – поручи ему управленческие дела.
***
Однажды старец Паисий сказал одному министру: «Не оказывайте Афону материальной помощи, а то монахи оставят духовное делание и станут прорабами».
***
Один католический монах, принявший Православие, захотел жениться. Но старец Паисий выразил с этим своё несогласие: «Ты обещал хранить целомудрие, не Будде или Магомеду, а Христу. Жениться тебе нельзя».
***
У старца должен быть духовный опыт. Если он им не обладает – ставит эксперименты на себе и на других. Святые отцы на себе испытали разнообразные лекарственные средства и, опираясь на свой опыт, оставили нам в наследие целую духовную аптеку.
***
Внутренняя гордость распознаётся с трудом. Один из её явных признаков – то, что человек не может найти душевного покоя. Если превозносится человек безумный – Бог даёт ему радость, но тот, кто одержим внутренним самолюбием лишён Божественного утешения. После того как он осознает свой «духовный диагноз», гордец должен не принимать людских похвал и избавляться от высокого мнения, которое о себе питает. Если примешь похвалу за добродетель, которая у тебя действительно есть – это ещё «пол греха». Если за то, чего не заслуживаешь – «полтора». У человека нет ничего хорошего от себя, всё – дар Божий. Можно обманывать свой помысл, но свою совесть (если она ещё жива) не обманешь.
***
Монах не имеет права себя оправдывать даже когда прав. Самоопровдание делает душу человека жилищем бесов.
***
Святая Гора Афон достигнет духовного расцвета. Она даст подвижников, которые добьются высоких духовных состояний. Будет много хороших монахов. Наполнятся общежительные монастыри. «Материал», который есть сейчас, очень хороший. Следующее поколение иноков также сможет легко преуспеть. Но после этого придут новые монахи – люди, которых ранил мир, которые попробовали всё и нигде не нашли успокоения. Разочаровавшись во всём они станут монахами. Но и они смогут преуспеть духовно, если будут иметь к этому желание. (Сказано в 1978 году)
***
Монах должен учиться практическому, а не университетскому богословию.
***
Прежние монахи имели простоту, современные подходят ко всему с позиций логики и почти не верят в чудеса.
***
Даже преуспевшим в духовной жизни полезно отсекать свою волю.
***
Добрые помыслы – основа духовной жизни.
(1) У старца Паисия дословно: «Бог умиляется нашей осторожности».
(2) Останется в миру.
(3) Станет монахом.
Источник: Издательский дом "Святая Гора"
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии