Падение в пропасть только началось…

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Президент РАН Александр Сергеев встревожен падением уровня знаний выпускников российских вузов

В рамках форума «Молодежь и наука» в Нижнем Новгороде президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев раскритиковал уровень знаний выпускников российских вузов. Об этом сообщает пресс-служба ННГУ им. Н.И.Лобачевского, передаёт портал «Нижний Новгород».

По мнению академика, качество студента на выходе из университетов падает, в том числе из-за последствий кризиса 90-х и 2000-х годов, а также из-за уровня школьного образования.

«Мы были свидетелями падения уровня выпускника и связывали это с очевидной причиной беспорядка, который был в стране. Но тем не менее задача заключается в том, как нам качество студента повысить. Но когда университетам высказывается такая претензия, <...> то университеты кивают на школы: "А из школы кто приходит? Такие, что, извините, надо таблицу умножения учить"», — рассказал Сергеев участникам и гостям форума.

Также президент РАН уточнил, что одна из самых серьезных проблем современного школьного образования — это отсутствие идеологии, которая «должна строиться на тех ценностях, которые объединяют» жителей страны. Вторая проблема — престиж профессии учителя, который необходимо поднимать при поддержке университетов и РАН.

«Считаю, что задача сопровождения молодежи, начиная со школы, — одна из главных задач членов РАН», — заключил президент.

Отчаянный посыл президента РАН проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов:

Глава РАН констатировал очевидную истину, о которой мы, учителя и преподаватели, говорим на протяжении десяток лет. Я являюсь одновременно доцентом нескольких университетов с многолетним стажем, включая наш славный Санкт-Петербургский государственный университет, который я и оканчивал. Ну, и конечно, всегда работал в школе. Сначала мои дети учились в частной школе по моей авторской методике. Теперь уже учатся внуки. И свою жизнь я не представляю вне школы. Как председатель православного педагогического общества я знаком со многими учителями и преподавателями. И все они говорят о глубоком падении уровня образования. С каждым годом падение глубже. Почему? Простите за занудство, но без исторической справки не обойтись.

Привычная, считающаяся непоколебимой и единственно возможной классно-урочная система образования пришла к нам в 19 веке с Запада, в частности, из Чехии, которую теперь внесли в список недружественных для России стран.

Классно-урочная система была изобретена протестантами-повстанцами, а затем подхвачена и развита епископом протестантской общины Чешских Братьев Яном Коменским – величайшим педагогом современности. В Чехии его чтят, но понимают, что классно-урочная система устарела. Эту систему изобрел не он, а Ян Гус с целью формирования полков протестантских юношей - сражаться с католиками и отстаивать протестантские ценности.

Насаждение духовного протестантизма, проще говоря, - протеста на русскую православную почву принесло горькие плоды, которые мы теперь пожинаем в школах и вузах.

Господь выводит своих овец на пастбища, кормит своих детей духовной пищей, каждую овечку – живую душу – называет по имени, призывая к себе.

Так называемая коллективная общая соборная исповедь, которая проводится в некоторых монастырях, всё-таки сопровождается личной исповедью каждого, исповедующегося соборно. И в этом есть глубокий смысл.

На каждом уроке учитель, преподаватель или доцент исповедует свою веру, желает он того или нет, является исповедником – служителем истины. И конечно он обращается не к огромной расплывчатой массе, которая перед ним сидит, записывает конспект, внимает каждому слову, откровениям его, а к каждому лично. Но не просто к каждому лично, а еще через фильтр ума пытается достучаться до сердца внимающего ученика. Господь говорит: «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч. 23, 26).

Если не донести живого зерна Истины до сердца учащегося, не подходить лично, не работать на основе индивидуальных программ и не воспитывать, подавая духовную пищу, которая способствует возрастанию о Господе, личностному росту человека, то ничего не получится.

Ученик носит святое имя своего небесного покровителя, у которого своё житие и своя судьба. И у каждого преподобного – свой образ преподобия.

Нельзя массово привить весь яблоневый сад – нужно каждую яблоньку отдельно прививать и ухаживать за ней. Иначе яблоня останется дикой или погибнет. Так же и с учащимися.

А вся эта массовость и всеохватность – всеобщее среднее образование, всеобщее высшее образование, всеобщая магистратура… Люди пишут слово «корова» через букву «е» и думают полчаса, сколько будет два умножить на восемь. Зачем «курам на смех» массовость? Кому это надо? Помоги Богу спасти одного человека!

Я процитирую Александра Исаевича Солженицына. В своей Нобелевской лекции он очень точно сказал, что каждый писатель, каждый автор, каждый художник, каждый преподаватель или учитель, сочиняющий свою лекцию, свой урок, конспект, может быть двух родов.

Быть маленьким подмастерьем у Бога, делать всё по-Божески, то есть обращаться лично к каждому ученику, думать о нём, о его судьбе, о его состоянии духа и какое живое слово до него донести и как донести. Быть маленьким подмастерьем у Бога или же стать строителем великих новых миров, писателем-фантастом Гербертом Уэллсом, который сам-то себя прославляет, а миры эти оказываются химерой, обманом и иллюзией. Рушатся фантазийные миры, потому что они созданы на фальшивых основаниях, на массовости. Строители Вавилонской башни пытались создавать себе имя на небесах. Пока мы будем стирать в порошок личность каждого ученика, начиная с детского сада и заканчивая вузом, пока будем стандартизировать всех по ОГЭ и ЕГЭ, пока будем заниматься массовостью безумной, будем получать не только малообразованных учеников и студентов, но и безграмотных учителей и преподавателей.

Учителя видят, что они не нужны как личности, что востребована только их сумма знаний. Поэтому пока мы будем по-коммунистически, по-протестантски решать проблемы российского образования и воспитания, будем получать нарастающее ухудшение. Я не пророчествую, а как учёный прогнозирую: падение в пропасть только началось… Лететь ещё долго. Если Богу не взмолимся, не уцепимся в отросточки деревьев и не выкарабкаемся из зловонной ямы массового, стандартного, всеобщего, единственно правильного классно-урочного, лекционно-семинарского образования, которое губит уже ни одно поколение наших детей, нас ждет катастрофа. Причем с введением Болонской системы и ЕГЭ система стала губить в десятки раз быстрее. Теперь стало заметно, что мы летим в пропасть. Поздравляю!

https://ruskline.ru/news_rl/2021/05/18/padenie_v_propast_tolko_nachalos