Открытое письмо священнику Иоанну Охлобыстину от свящ. Константина Пархоменко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 Размещаю по просьбе священника Константина Пархоменко. http://azbyka.ru/parkhomenko/index.shtml
Священнику Иоанну Охлобыстину
Дорогой отец Иоанн.
Прочитал сообщение, что Вы решили сделать «честный выбор» и подали прошение (или собираетесь подать) об увольнении Вас за штат. Передают Ваши слова: «Я, действительно, категорически не соответствую общепринятому нормативу внешнего образа священнослужителя: я снимаюсь в кино, предпочитаю светскую одежду, причем своеобразную, занимаюсь боевыми искусствами, мое тело покрывают татуировки, пальцы мои частенько унизаны перстнями, и у меня не растет борода, в конце концов…»
Принципиально несогласен и удерживаю Вас от этого шага!

Плохо, если бы священники стали совмещать свое служение с актерством. Как плохо, если они вообще работают на светской работе. Кстати, для православных батюшек Запада – обычная ситуация. Приснопамятный митрополит Сурожский Антоний даже культивировал это. В храме – священник, а потом – преподаватель, булочник, работник бензоколонки и т.д. При всем моем уважении к владыке, я всегда выступал против такого подхода. Священник – это тот, кто всю жизнь, до последней минуты, посвящает делу пастырского служения и предстояния Богу.
Но исключения всегда были и будут.
Плохо, если бы все стали совмещать свое служение с актерством. Но в исключительном случае это возможно.
Плохо, если бы все батюшки пересели на мотоциклы. Но батюшка-байкер как исключение – возможный и нужный вариант.
Плохо, если бы все священнослужители параллельно работали в светских НИИ и госаппарате. Но у нас в Петербурге есть профессор Университета – диакон и сотрудник аппарата мэрии – батюшка. И они на своем месте и на своем уровне несут Христа своей аудитории.

То же – в отношении Вашего преподобия.
Это уникальное и единственное в своем роде явление. Священник-артист, священник-шоумен.
Это не может быть обыкновением и системой, но это может иметь место как уникальное явление.
Простите, но ведь есть священники-прорабы, которые возводят корпуса воскресных школ, приютов и проч. и почти совсем забыли о молитве и пастырской деятельности… И оправдывают себя: «Столько дел, что лба не перекрестить…». Чем священник-прораб лучше священника-актера?

О Вашей деятельности критически отзывались московские батюшки. Это их личное мнение! И я сам критиковал Вас в устных разговорах, но не Ваше актерское служение, а те моменты, когда Вы высказывались от лица Церкви как богослов, как пастырь. Порой мне видится в Ваших словах мнение искренне верующего человека, но никак не мнение пастыря. Это не Ваша харизма. Вы, судя по публикациям, – не пастырь душ овец православных. Вы – актер и пастырь-миссионер, который служит делу Христову самим фактом своего существования и совмещения этих разных служений: священства и актерства.
Вы – не массовое явление, Вы – явление особое и уникальное.
Пусть сегодня так, пусть преимущественно съемочная площадка, а не солея, но как оно будет через 5, 10 лет?.. Ведь жизненные приоритеты меняются, и Вам в прямом смысле сам Бог велел не изолировать себя лишь в круге света софитов. Может быть, через какое-то время именно пастырская и священническая деятельность станет для Вас основной.

Но Ваша оригинальность и нетрадиционность – не повод уходить из священства, как бы кому-то этого ни хотелось; не повод сжигать мосты между Церковью и современной культурой. Это не повод и не мотив закрывать возможность для Вашего брата-актера впервые сложить руки лодочкой: «Ваня, это, благослови…»
И панихиду, скажем, о Янковском вправе открыть именно Вы, а не бородатый посторонний батя из соседнего прихода.
И молодая журналистка – фанатка Ксении Собчак впервые именно от Вас услышит, что Господь – везде, надо только открыть сердце, чтобы впустить Его. От Вас – услышит и пискнет: «Ах вот оно как…» А от меня не услышит, потому что до меня она и не дойдет.

В советское время было много священников, которые служили на светской работе. Священник-бухгалтер, священник-зек… На любом месте можно быть служителем Божиим. На любом месте можно напоминать людям, соприкасающимся с тобой, что есть высшая правда и красота – Господь.

Бог с ней, с бородой. Христос – не в бревнах (и бородах), а в ребрах!
Пусть татуировки и «гаджеты». Лишь бы к часам и мобильникам (Вы сами, отец Иоанн, впустили эту тему в СМИ) жизнь не сводилась…

Есть те, кто от Вашего служения соблазнился: священник – и так себя ведет…
Но есть и те, кто сказал лично мне: «Отец Иван показал мне, что возможно быть современным светским человеком – и христианином. Что это вещи и сферы совместимые!»

Дорогой собрат, отец Иоанн. Оставайся священником! Ты – наш, и от нас мы посылаем тебя на проповедь в самую гущу мира!

Священник Константин Пархоменко,
клирик Свято-Троицкого Измайловского собора, Санкт-Петербург
руководитель сектора по вопросам семьи и брака Санкт-Петербурской епархии, преподаватель Православного университета

 

http://kirillkbt.livejournal.com/1796.html