От Навуходоносора до гонений на УПЦ: уроки Вавилонской печи. Кирилл Александров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Фото: СПЖ
Фото: СПЖ

Ключ к пониманию сегодняшних процессов находится в Священном Писании. История о Вавилонской пещи очень современна. Там мы найдем ответ на вопрос: что делать?

История, о которой пойдет речь, изложена в третьей главе книги пророка Даниила, которая входит в Ветхий Завет. Навуходоносор II был одним из величайших правителей в истории, он царствовал в Вавилоне с 605 по 562 гг. до Рождества Христова, т. е. целых 43 года. Его империя, которую историки впоследствии назвали Нововавилонской, охватывала практически весь Ближний Восток. В 599-597 гг. он завоевал Иудею, захватил сокровища царского дворца и часть сокровищ и богослужебных предметов Иерусалимского храма, также он увел в плен множество иудеев, среди которых были и четыре отрока: Даниил, Анания, Мисаил и Азария. В Вавилоне им дали халдейские имена. Даниил был назван Валтасаром, Анания – Седрахом, Мисаил – Мисахом и Азария – Авденаго. Их обучили халдейскому языку и наукам, и поскольку они проявили исключительную мудрость и рассудительность, их поставили высшими сановниками при царском дворе. «И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его» (Дан. 1, 20). Но не только это было причиной их возвышения.

Интересный вопрос: почему вдруг могущественный царь в своем государстве ставит на самые высокие посты плененных им людей из другого народа, а не своих соотечественников? Такая практика в истории разных империй была очень распространенной. Пленных отроков, а часто и детей из покоренных народов воспитывали в преданности царю и делали из них элитных воинов или чиновников высокого ранга. Причиной этому было то, что такие люди были обязаны своим положением исключительно монарху. Остальные чиновники из титульной нации их недолюбливали, а значит, чужаки не могли ни на кого опереться, приди им в голову составить заговор против монарха. Да они и не желали этого делать, поскольку именно от благополучия монарха зависела не только их карьера, но и жизнь. Этот вопрос преданности монарху (а в современных условиях государству) очень важен для понимания всей истории с Вавилонской пещью.

Даниил, Анания, Мисаил и Азария служили Навуходоносору верой и правдой, но при этом соблюдали закон Моисея. Так, они отказались питаться с царского стола, а ели овощи, при этом выглядели даже бодрее и здоровее тех служителей, кто получал полноценное питание. Они в полной мере исполняли слова Христовы, которые прозвучат еще через шестьсот лет: «…отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21). Так продолжалось какое-то время, пока Навуходоносор не решил посягнуть на то, что Божие.

«Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, высотой в шестьдесят локтей, шириной в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской» (Дан. 3, 1). Это была огромная статуя высотой примерно 25 метров, причем историки допускают возможность того, что она была отлита действительно из золота. Что это был за истукан, кого он изображал, Священное Писание не указывает, но по косвенным признакам мы можем определить, что скорее всего это было изображение самого Навуходоносора. Так считали святые Иоанн Златоуст, блаженный Иероним, Симеон Метафраст и некоторые другие толкователи. За то, что это не было изображением какого-либо божества, говорят следующие аргументы: во-первых, идолам, изображающим языческих богов, не только поклоняются, но и приносят жертвы, окуривают кадильным дымом, зажигают перед ними огонь и произносят молитвы. Ничего такого Навуходоносор не требовал. Он требовал только поклонения: «…объявляется вам, народы, племена и языки: в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор» (Дан. 3, 4-5).

Во-вторых, несколько раз в тексте книги пророка Даниила языческие божества и истукан Навуходоносора разделяются, показывая, что это не одно и тоже. Например, на празднике обновления истукана, когда иудейские отроки не поклонились ему, на них тут же донесли их коллеги по чиновнической службе из халдейской нации и наябедничали Навуходоносору: «Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются» (Дан. 3, 12). Вероятно, эти ябедники увидели подходящий случай разделаться со своими ненавистными конкурентами, но для нас важно то, что «богам твоим не служат» – отдельно, а «золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются» – отдельно.

А в-третьих, незадолго до того, как Навуходоносор воздвиг истукана, ему приснился сон, где он увидел аналогичного истукана. «Тебе, царь, было такое видение: вот, какой‐то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные» (Дан. 2, 31-33). И никто иной как Даниил объяснил ему, что это означало. А еще и то, что именно он, Навуходоносор, был золотой головой истукана. «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты – это золотая голова!» (Дан. 2, 37-38). Поэтому вполне возможно, что Навуходоносор и решил отлить свою статую по аналогии с видением во сне. Впрочем, этот сон мог быть лишь дополнительным стимулом, поскольку очень многие цари и императоры воздвигали статуи себе и требовали поклонения им.

Итак, истукан – это не идол какого-либо божества, и поклонение ему не носило чисто религиозный характер. Но при этом также нельзя утверждать, что религиозной составляющей там не было вовсе. Дело в том, что правители всегда стремятся придать себе некий сакральный характер и тем самым упрочить свою власть. В язычестве правители объявлялись богами или посланцами богов, в христианстве сакрализация власти происходила через помазание на царство, и даже в современных странах инаугурация президентов порой сопровождается молебнами и благословениями. Вспомним, как в недавнем советском прошлом во всех городах СССР стояли статуи В.И. Ленина, перед которыми совершались обряды на советский манер, а апофеозом этого был Мавзолей с останками вождя, куда советские граждане приходили на поклонение. А в центре туркменской столицы Ашхабаде с 1998 по 2010 гг. стояла почти стометровая конструкция с золотой статуей Сапармурада Ниязова, называвшегося «отцом всех туркмен».

В сознании людей времен Навуходоносора, да и почти во всех последующих временах, поклонение монарху как богу, полубогу или по крайней мере божьему избраннику означало выражение преданности ему, признание его власти над собой. Мероприятие, которое устроил Навуходоносор на поле Деире, также исполняло эту функцию – выражение преданности и признание власти. Недаром на него были собраны чиновники со всех подвластных земель. «…Послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор» (Дан. 3, 2). Они могли верить во что хотели, могли поклоняться своим собственным богам, совершать свои национальные языческие обряды и все прочее, но в одном они должны быть едины – в признании власти Навуходоносора, что неразрывно было с признанием божественности его самого и поклонением его статуе.

Если экстраполировать эту формулу на сегодняшнюю ситуацию в Украине, то мы увидим то же самое. И не только в Украине. Желающие могут самостоятельно проанализировать это и в других странах, но нас интересует собственное государство. Наше государство создало Православную церковь Украины (ПЦУ), тогдашний президент П. Порошенко лично ездил на Фанар, проводил переговоры, и даже в тексте Томоса ПЦУ он указывается как его адресат: «…Его высоковажности Президенту Украины господину Петру Порошенко…». Теперь от всех православных христиан украинская власть требует присоединиться к этой религиозной организации не потому, что она единственно правильная, а потому что такой шаг равносилен выражению преданности украинской власти и государству. Можно верить или не верить, считать себя православным или атеистом, но признавать ПЦУ обязательно. Это декларация лояльности. Не будем сейчас касаться вопросов каноничности ПЦУ или морального облика ее представителей. Просто власть имущие, как при Навуходоносоре, так и в нынешние времена считают, что если ты кланяешься тому, на что они тебе указывают, значит ты верен своей стране и своему правителю, отказываешься это делать – ты минимум неблагонадежен, максимум предатель и коллаборант. Очень показательной в этом отношении является позиция следователей СБУ в деле православных журналистов. Они утверждают, что ПЦУ является атрибутом Украинского государства и, соответственно, любая критика в ее адрес – это госизмена и оскорбление государственных символов. Кто-то скажет, что следователи СБУ просто не читали Конституцию Украины, в которой написано обратное. Но на самом деле, они очень четко выразили всю суть вопроса: ПЦУ – это атрибут государства, и ее почитание или не почитание – это вопрос не религиозных убеждений, а критерий лояльности к власти. Так считает сама власть. Так было почти во все времена. И попытки доказать, что можно быть патриотом, но при этом не кланяться государственным богам или истуканам, как правило терпят неудачу.

Теперь давайте посмотрим на то, как вели себя Анания, Мисаил и Азария, которых обвинили в нелояльности к Навуходоносору и нежелании поклоняться его статуе. 

Во-первых, они в отличие от Навуходоносора прекрасно понимали, где заканчивается житейское и начинается сакральное. Они верой и правдой служили царю, который, не будем забывать, поработил их народ и взял их самих в плен. Они приносили огромную пользу Вавилонскому царству своими талантами и способностями. Но когда их хотели заставить совершить поклонение истукану, т. е. действие религиозного характера, они ответили решительным отказом. Навуходоносор их очень ценил, он совершенно не желал лишиться столь мудрых и честных чиновников, при этом он прекрасно знал, что они чтут Единого Истинного Бога и поклоняются Ему. Более того, Навуходоносор и сам признавал Бога евреев самым высшим Богом. «И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!» (Дан. 2, 47). Это еще раз доказывает, что в глазах Навуходоносора поклонение истукану было не отказом от своей веры, а доказательством лояльности к его власти. Также и сейчас нам говорят: переходите в ПЦУ, этим вы нисколько не нарушаете православной веры, вы только доказываете свою преданность Украине. Но как Анания, Мисаил и Азария понимали, что на самом деле поклонение истукану есть нарушение заповеди: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи, так и современные украинские христиане понимают, что присоединение к ПЦУ является нарушением слов Символа Веры: «Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Во-вторых, отказ отроков поклоняться истукану был высказан предельно решительно. Они надеялись на избавление, но при этом соглашались сгореть в пещи даже если избавления не последует. «И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3, 16-18). Как мы видим, здесь нет никаких поисков компромиссов, попыток сближения позиций, выдвижения условий и так далее. Это есть пример того, как надо поступать в подобных ситуациях. Если объяснить и доказать не получается, то нужно просто стоять в своей вере и принять то, что последует. Есть в недавней истории пример, когда этот принцип был нарушен и при этом, образно говоря, отроки все равно оказались в вавилонской печи. Это политика патриарха Сергия (Страгородского), названная впоследствии «сергианством», когда он шел на компромиссы с советским режимом, пытаясь спасти Церковь, но большевики все равно продолжали ее уничтожать самым жестоким образом.

В-третьих, отроки, оказавшись в огне в печи Вавилонской не роптали на Бога, допустившего сие, не проклинали халдеев, несправедливо обрекших их на мучения, не задавались вопросом: «за что же нам такое наказание?» Нет, они каялись перед Богом. Сами лично они вели праведную жизнь, но они каялись за весь народ израильский, не отделяя себя от него. Книга пророка Даниила передает нам их молитву: «Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны. Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас и на святый град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навел Ты все это на нас за грехи наши. Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили. Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было. И все, что Ты навел на нас, и все, что Ты соделал с нами, соделал по истинному суду» (Дан. 3, 27-31).

Мы сегодня можем сколько угодно обвинять украинские власти, что они гонят Церковь несправедливо, можем роптать и злиться, но можем поступить, как эти три отрока?

В-четвертых, брошенные в печь не переставали уповать на Бога и от Него ожидать милости и избавления. «Не посрами нас, но сотвори с нами по снисхождению Твоему и по множеству милости Твоей и избави нас силою чудес Твоих, и дай славу имени Твоему, Господи» (Дан. 3, 42-43). Они не придумывали каких-либо хитрых схем, планов, многоходовок, чтобы избавиться от мучений. Они просто стояли в своей вере и ожидали милости от Бога.

В-пятых, и это очень важный момент, именно посреди мучений они обрели Бога. «Навуходоносор царь изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь! На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан. 3, 24-25). Святитель Лука Крымский, прошедший тюрьмы и ссылки, не раз бывший на волоске от смерти, озаглавил свою автобиографию так: «Я полюбил страдания». Почему такое парадоксальное название? Потому что именно в страданиях он обрел Бога в своем сердце. Септуагинта и церковнославянский перевод приводят и еще некоторые, довольно важные подробности: «Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их» (Дан. 3, 49-50). Это очень красноречивый образ того, как действует Благодать Божия. Человек находится посреди страданий, вокруг него бушует пламя. Бог не убирает все это, но делает в сердце человека такой островок своей Благодати, что человеку становятся нипочем все внешние испытания.

И, наконец, в-шестых, отроки находятся посреди пещи, вокруг них как бы облако Благодати, они ходят и восхваляют Бога: «Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога: Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки» (Дан. 3, 51-52). При этом они не делают попыток самостоятельно выйти из печи. И приходит такой момент, когда сам Навуходоносор подходит к пещи и призывает их выйти. «Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите! Тогда Седрах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня» (Дан. 3, 26).

Нам, христианам, сталкивающимся с преследованиями со стороны светских властей, следует помнить о примере Анании, Азарии и Мисаила. Они показали, что истинная вера и преданность Богу выше лояльности земным властям. Решительный отказ трех отроков поклоняться статуе Навуходоносора напоминает нам, что стойкость в вере и непреклонность перед неправедными требованиями властей имеют решающее значение для спасения души. Более того, прославление Бога даже в испытаниях, как это делали отроки, показывает, что наша вера может приводить к изменениям в мире. Трое отроков, претерпев мучения, получили не только избавление, но и признание и духовную победу над самим Навуходоносором, что свидетельствует о великой силе Божьей благодати.

Есть повод задуматься и современным гонителям Церкви. Ибо слова, которые были начертаны на стене таинственной рукой во время пира Вавилонского правителя: «Ме́не, ме́не, те́кел, упарси́н», означали следующее – «исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень легким; разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».

https://spzh.live/ru/chelovek-i-cerkovy/80483-ot-navukhodonosora-do-hone...