Освятивший землю. Марина Шмелёва

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Двадцатый век подарил нам сотни святых имен новомучеников и исповедников Церкви Русской. Каждый день церковного календаря посвящен памяти одного или нескольких страдальцев за веру. Но на иконе новомучеников – в среднике и боковых клеймах – изображены лишь немногие, чья жизнь стала символом эпохи. Священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский, чью память мы совершали 20 июня, – один из них.

Путь миссионера

Владимир Никольский родился 1 августа 1870 года в семье сельского диакона Ярославской епархии. В ту пору жизнь сельского духовенства мало чем отличалась от крестьянской, будущий святитель рано узнал ее тяготы. Затем был обычный для представителя духовного сословия путь: училище, семинария. После ее окончания юноша поступил в Московскую духовную академию, где уже на втором курсе определился с выбором жизненного пути – стал монахом. Это решение будущий святитель принял по благословению праведного Иоанна Кронштадтского.

По окончании академии в 1895 году он принимает сан иеромонаха и становится помощником инспектора в Кутаисской семинарии, через год – преподавателем, а затем инспектором Александровской миссионерской семинарии в Осетии.

В 1897 году отец Андроник был назначен  миссионером в Японию и стал помощником уже тогда легендарного святителя Николая Японского. Японцы поразили его простотой восприятия учения Христова и силой веры. По болезни отец Андроник покидал эту удивительную страну на шесть лет, но Господь судил ему вернуться туда снова. 5 ноября 1906 года он был хиротонисан в епископа Киотского. Вторично приехав в Японию, в город Осака, он за короткое время сумел создать там православную общину. Но по состоянию здоровья был вынужден вновь вернуться в Россию.

Образец древнего благочестия

В 1908 году владыку назначают епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии. Архипастырь борется с падением нравов и нигилизмом, процветавшими в дореволюционном обществе к тому времени. Затем были подвижнические труды на Омской кафедре, истощившие святителя до крайности. И в завершение земного пути – Пермь.

«На Пермскую кафедру взошел подвижник и архипастырь-миссионер, подобный святому Стефану Пермскому – крепкий молитвенник, ни во что вменявший всякое богатство. Все средства жертвовал владыка на помощь беднякам, одевался просто. Его жизнь была образцом древнего благочестия, а время служения святителя – временем расцвета духовной жизни в епархии», – читаем мы в житии.

Лекции, беседы, собрания духовенства и мирян. В аудитории при Стефановской часовне начались занятия миссионерского и народно-певческого кружков, работала хорошая библиотека духовных книг. Владыка советовал приходским священникам завести в храмах общенародное пение: «Нет лучших распевов, чем знаменные… Начать нужно со всем известных молитв и кончить тем, чтобы все богослужение вместе с канонархом исполнялось самими прихожанами».

Крестный путь

В начале войны 1914 года святитель открыл в епархии лазареты для раненых и сам часто посещал находившихся в них воинов. Но внутренний враг опаснее внешнего, предупреждал народ святитель. Он с самого начала 1917 года показал себя непримиримым противником революционеров, чего ему, конечно, не простили – святитель Андроник одним из первых архипастырей пострадал за свою веру.

После опубликования большевицкого декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви начались бесчинства. Владыка обличает распоясавшуюся безбожную власть как разбойников, бесстыдно обманывающих народ. Тысячи людей, даже совершенно неверующих, шли послушать мужественное слово святителя.

Чтобы арестовать святого, большевики объявили город на военном положении, около колокольни собора поставили вооруженную охрану. Состоялся единственный допрос, после которого в ночь на 7 июня (по старому стилю) 1918 года палачи отвезли исповедника в лес по Сибирскому тракту, заставили вырыть себе могилу. Закончив работу, владыка помолился, поклонился на четыре стороны света и лег в свое последнее пристанище. Его тут же начали закапывать заживо, но священномученик не подавал признаков жизни. Несколькими выстрелами чекисты закончили свою «работу адову».

«На четвертом клейме изображен подвиг двух праведников: священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Соликамского, и священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского. Первого зарывают живым в землю, второго топят в реке Тобол с камнем на шее. Их добровольное принесение себя в жертву ради веры Христовой и ради вечной жизни освящает землю и воду», – читаем мы в описании иконы новомучеников и исповедников Церкви Русской. 

***

Архиепископ Андроник: «Искренне желая полного возрождения народной жизни, желаю, чтобы это совершилось не путем внешнего переворота, а путем внутреннего переворота, путем глубокого возрождения души народной. А для сего горячо желаю, чтобы господствующий теперь режим и еще поцарствовал некоторое время. Захотели люди рай на земле устроить без Бога, так пусть в полноте и избытке насладятся его бесчисленными благами. И когда дойдут люди до осознания, когда в один дух раскаются перед Богом, тогда Господь и возвратит всему народу разум и волю. Тогда-то и познают истинное равенство и братство всех свободных перед Богом».

 «Православное Заволжье»

https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/osvyativshijj-zemlyu