Освященный Благодатью Святого Духа. Протодиакон Иоанн Полищук

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Освященный Благодатью Святого Духа

Преподобный Савва, основатель одного из крупнейших монастырей в Палестине, родился в 439 году в селе Муталаска близ Кесарии Каппадокийской. Имея 17 лет от роду, юный подвижник принимает монашеский постриг в монастыре Флавиана. 

Через десять лет после этого он отправляется в Иерусалим, а оттуда – к крупным столпам монашеской аскетической жизни, преподобным Евфимию Великому и авве Феоктисту. После смерти последнего, Савва, будучи всего тридцати лет от роду, уходит в пустыню, где поселяется близ обители преподобного Герасима Иорданского. Но так же, как не может светильник оставаться в темноте не заметным, так и не могли подвиги преподобного быть скрытыми от таких же людей, которые искали уединения и бежали от светской суеты в пустыню. В 484 году у преподобного начинают собираться ученики, стараниями которых вместе с Саввой был возведен первый храм, положивший начало существованию славной Лавры СаввыОсвященного.

12.05_sv_sava.jpg

Прожил преподобный Савва Освященный долгую жизнь, из которой большую часть – в подвигах поста и молитвы. Особенностью служения и жития преподобного было то, что, кроме монашества, он был еще и священником, почему и называется освященным, то есть рукоположенным, или посвященным в священный сан. Принял святой блаженную кончину в своей обители в возрасте 94 года, произошло это в 532 году. На момент кончины угодника Божия в монастыре проживало около 5000 иноков. 

 мощі Савви.jpg

Мощи святого основателя были погребены в особой часовне-усыпальнице, но в 1256 году были похищены и вывезены в Венецию, однако в 1965 году были возвращены Католической церковью обратно в обитель. На память о пребывании преподобного Саввы в Венеции, там был оставлен его деревянный монашеский крест, вырезанный из Честного Древа Креста Господня.


Становление и исторический путь обители

.11731-Plan_of_st._Savva_monastery-1024x713 (1).jpg

Историю становления славной обители из маленькой пустынной каливы сопровождали многие скорби, которые претерпел сам преподобный и его последователи. В скалах, возле небольшой речки, которая в Евангелии известна как поток Кедронский, в двенадцати километрах восточнее Вифлеема вырос целый монашеский город-лавра. За время своего существования обитель многократно переживала периоды подъема и упадка, но высокая аскетичная жизнь не давала угаснуть самому главному – молитве и стяжанию Святого Духа, которые всегда были главной потребностью насельников этого Святого места. Обитель неоднократно разрушалась кочевниками-бедуинами, и даже был период, когда из-за набегов последних монастырь почти сто лет пустовал

.черепа убитих іноків.jpeg

Обитель со всех сторон окружена большими фортификационными стенами, которые построил император Юстиниан Великий. Кроме основателя Лавры из нее вышли такие святые, как преподобный Иоанн Дамаскин, преподобномученик Филумен Святогробец и другие. Пещера, в которой жил прп.Иоанн в Лавре Саввы Освященного, стала тем местом, в котором из под его пера вышли почти все известные богословские трактаты и творения. Менее чем через сто лет, во время великого нашествия персов в 614 году, мученическую смерть приняли большое число иноков, черепа которых сберегаются в реликварии монастыря. Затем, в 786 году, бедуинами были снова вырезаны все насельники, а обитель разграблена. Последнее восстановление обители, которое произошло в середине XIX в., было проведено стараниями Российской империи. Его особенностью стало построение контрфорсов для поддержания стен монастыря от проседания.

Устав Саввы Освященного и его роль для Русской Церкви

В 532 году из-под пера преподобного Саввы выходит богослужебный устав для его братства. Собственно устав предусматривал не только порядок богослужений, но и другие вопросы монастырского быта: роль игумена, его отношения с братией, монастырские должности, порядок трапез и другие. С древних времен жизнь в обители прп. Саввы отличалась большей строгостью, чем жизнь в других пустынных обителях. Этому уставу было суждено стать тем пособием, на основе которого во многих местах далеко от Иерусалима совершали свои богослужения Православные храмы, и формировали уклад жизни монастыри. К сожалению, до сегодняшнего дня не дошел оригинал, писанный рукой преподобного, – он был потерян в VI веке во время нашествия на Палестину Хозроя. В восьмом веке этот устав был заново составлен святителем Софронием Иерусалимским и дополнен комментариями преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского.

Хрест Савви.jpg

В первой половине XIV столетия этот типикон попадает в Московию благодаря преподобному Афанасию Высоцкому, который долгое время проживал в Константинополе. Впервые Афанасий ввел его в Серпуховском Высоцком монастыре, откуда устав и начал распространяться по славянским землям, вытеснив при этом Студийский, принесенный в свое время преподобным Феодосием Печерским. Позже на основе Иерусалимского стали формироваться местные уставы, которые претерпевали ряд дополнений и исправлений.

Лавра преподобного Саввы сегодня

В настоящее время главным храмом, или на древне-византийском – кафоликоном, является храм Благовещения Пресвятой Богородицы, строительство которого было начато братьями Исаврами Геласием и Феодулом, а закончено уже упомянутым Юстинианом. Длина Благовещенского кафоликона составляет 27 метров, венчается храм одним куполом. Особенностью кафоликона является то, что на царских вратах, рядом с иконой Благовещения, вместо Евангелистов изображены прославленные в лике Святых выходцы из обители: преподобные Иоанн Молчальник, Савва Освященный, Харитон Исповедник и Евфимий Великий.

0_d61cb_c8ae1909_XL.jpg

На месте старинного пещерного храма Святых Ангелов, который стал первым построенным руками преподобного Саввы и его учеников, в 1967 году стараниями игумена Серафима построен новый храм в честь Ангелов и святителя Николая Чудотворца. 

2f4c35fc2973a9c8a3fa871e6a1a88d0.jpg

На сегодняшний день обитель преподобного Саввы является крупнейшим монастырем Иудейской пустыни, настоятелем которого является сам патриарх Иерусалимский. В повседневной жизни обителью руководит заместитель патриарха или наместник в сане игумена. В отличие от других монастырей, строгость монашеской жизни там актуальна и поныне, исповедь, как у братии, так и у паломников, принимает сам игумен. Вход на территорию обители, по древнему уставу, женщинам запрещен.

http://uoj.org.ua/publikatsii/govorit-istoriya/osvyashchennyy-blagodatyu...