Освященный Благодатью Святого Духа. Протодиакон Иоанн Полищук
Преподобный Савва, основатель одного из крупнейших монастырей в Палестине, родился в 439 году в селе Муталаска близ Кесарии Каппадокийской. Имея 17 лет от роду, юный подвижник принимает монашеский постриг в монастыре Флавиана.
Через десять лет после этого он отправляется в Иерусалим, а оттуда – к крупным столпам монашеской аскетической жизни, преподобным Евфимию Великому и авве Феоктисту. После смерти последнего, Савва, будучи всего тридцати лет от роду, уходит в пустыню, где поселяется близ обители преподобного Герасима Иорданского. Но так же, как не может светильник оставаться в темноте не заметным, так и не могли подвиги преподобного быть скрытыми от таких же людей, которые искали уединения и бежали от светской суеты в пустыню. В 484 году у преподобного начинают собираться ученики, стараниями которых вместе с Саввой был возведен первый храм, положивший начало существованию славной Лавры СаввыОсвященного.
Прожил преподобный Савва Освященный долгую жизнь, из которой большую часть – в подвигах поста и молитвы. Особенностью служения и жития преподобного было то, что, кроме монашества, он был еще и священником, почему и называется освященным, то есть рукоположенным, или посвященным в священный сан. Принял святой блаженную кончину в своей обители в возрасте 94 года, произошло это в 532 году. На момент кончины угодника Божия в монастыре проживало около 5000 иноков.
Мощи святого основателя были погребены в особой часовне-усыпальнице, но в 1256 году были похищены и вывезены в Венецию, однако в 1965 году были возвращены Католической церковью обратно в обитель. На память о пребывании преподобного Саввы в Венеции, там был оставлен его деревянный монашеский крест, вырезанный из Честного Древа Креста Господня.
Становление и исторический путь обители
.
Историю становления славной обители из маленькой пустынной каливы сопровождали многие скорби, которые претерпел сам преподобный и его последователи. В скалах, возле небольшой речки, которая в Евангелии известна как поток Кедронский, в двенадцати километрах восточнее Вифлеема вырос целый монашеский город-лавра. За время своего существования обитель многократно переживала периоды подъема и упадка, но высокая аскетичная жизнь не давала угаснуть самому главному – молитве и стяжанию Святого Духа, которые всегда были главной потребностью насельников этого Святого места. Обитель неоднократно разрушалась кочевниками-бедуинами, и даже был период, когда из-за набегов последних монастырь почти сто лет пустовал
.
Обитель со всех сторон окружена большими фортификационными стенами, которые построил император Юстиниан Великий. Кроме основателя Лавры из нее вышли такие святые, как преподобный Иоанн Дамаскин, преподобномученик Филумен Святогробец и другие. Пещера, в которой жил прп.Иоанн в Лавре Саввы Освященного, стала тем местом, в котором из под его пера вышли почти все известные богословские трактаты и творения. Менее чем через сто лет, во время великого нашествия персов в 614 году, мученическую смерть приняли большое число иноков, черепа которых сберегаются в реликварии монастыря. Затем, в 786 году, бедуинами были снова вырезаны все насельники, а обитель разграблена. Последнее восстановление обители, которое произошло в середине XIX в., было проведено стараниями Российской империи. Его особенностью стало построение контрфорсов для поддержания стен монастыря от проседания.
Устав Саввы Освященного и его роль для Русской Церкви
В 532 году из-под пера преподобного Саввы выходит богослужебный устав для его братства. Собственно устав предусматривал не только порядок богослужений, но и другие вопросы монастырского быта: роль игумена, его отношения с братией, монастырские должности, порядок трапез и другие. С древних времен жизнь в обители прп. Саввы отличалась большей строгостью, чем жизнь в других пустынных обителях. Этому уставу было суждено стать тем пособием, на основе которого во многих местах далеко от Иерусалима совершали свои богослужения Православные храмы, и формировали уклад жизни монастыри. К сожалению, до сегодняшнего дня не дошел оригинал, писанный рукой преподобного, – он был потерян в VI веке во время нашествия на Палестину Хозроя. В восьмом веке этот устав был заново составлен святителем Софронием Иерусалимским и дополнен комментариями преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского.
В первой половине XIV столетия этот типикон попадает в Московию благодаря преподобному Афанасию Высоцкому, который долгое время проживал в Константинополе. Впервые Афанасий ввел его в Серпуховском Высоцком монастыре, откуда устав и начал распространяться по славянским землям, вытеснив при этом Студийский, принесенный в свое время преподобным Феодосием Печерским. Позже на основе Иерусалимского стали формироваться местные уставы, которые претерпевали ряд дополнений и исправлений.
Лавра преподобного Саввы сегодня
В настоящее время главным храмом, или на древне-византийском – кафоликоном, является храм Благовещения Пресвятой Богородицы, строительство которого было начато братьями Исаврами Геласием и Феодулом, а закончено уже упомянутым Юстинианом. Длина Благовещенского кафоликона составляет 27 метров, венчается храм одним куполом. Особенностью кафоликона является то, что на царских вратах, рядом с иконой Благовещения, вместо Евангелистов изображены прославленные в лике Святых выходцы из обители: преподобные Иоанн Молчальник, Савва Освященный, Харитон Исповедник и Евфимий Великий.
На месте старинного пещерного храма Святых Ангелов, который стал первым построенным руками преподобного Саввы и его учеников, в 1967 году стараниями игумена Серафима построен новый храм в честь Ангелов и святителя Николая Чудотворца.
На сегодняшний день обитель преподобного Саввы является крупнейшим монастырем Иудейской пустыни, настоятелем которого является сам патриарх Иерусалимский. В повседневной жизни обителью руководит заместитель патриарха или наместник в сане игумена. В отличие от других монастырей, строгость монашеской жизни там актуальна и поныне, исповедь, как у братии, так и у паломников, принимает сам игумен. Вход на территорию обители, по древнему уставу, женщинам запрещен.
http://uoj.org.ua/publikatsii/govorit-istoriya/osvyashchennyy-blagodatyu...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии