ОСОБЕННОСТИ МИССИИ ПРП. МАКАРИЯ (ГЛУХАРЕВА)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

31 мая Православная Церковь отмечает день памяти прп. Макария (Глухарева), известного миссионера и просветителя Алтая.

Если заглянуть в сознание рядового церковного человека, то увидим, что вопросы миссионерства и проповеди Евангелия стоят у многих далеко не на первом месте. Нередко, даже чисто психологически, активность в этой сфере мы связываем с деятелями Католической Церкви или каких-либо протестантских деноминаций. Действительно, латиняне здесь преуспели значительно больше, чем восточные христиане, но это отнюдь не означает, что у них все получается идеально, а православные «пасут задних».

Мы не станем сейчас подробно разбирать особенности католических и протестантских миссий, но обратим внимание на замечательную и несправедливо забытую в церковной среде личность настоящего православного миссионера прп. Макария (Глухарева).

Архимандрит Макарий родился в городе Вязьме в 1792 году. Обладал он незаурядными способностями, блестяще окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и занял профессорскую должность в Екатеринославской семинарии, а в возрасте 29 лет стал ректором уже семинарии Костромской. Перспективы церковного карьерного роста сулили ему архиерейство, но благодаря знакомству с учениками прп. Паисия Величковского архимандрит Макарий выбирает созерцательную жизнь. Он уходит в затвор, где, помимо молитвы и постов, занимается переводами восточных и западных святых отцов и мистиков.

В первой половине XIX века на востоке Российской империи поднялась волна вероотступничества – проповедь Евангелия в тех краях была сопряжена с попытками русификации коренных народов, которые при первой же возможности возвращались к своему родному язычеству. Эти факторы в 1828 году побудили Священный Синод обратиться с призывом о помощи добровольцев, желающих отправиться в миссию для прекращения нарастающих процессов отхода от христианства. Святой Макарий, вызвавшийся на миссионерское служение, к тому времени был типичным аскетом-интеллектуалом, совсем непохожим на человека, способного понести тяготы служения в далеком и неприветливом крае. При этом он выбрал один из наиболее суровых регионов – горный Алтай. Здесь абсолютная годовая амплитуда температуры воздуха достигает 90-95°C, всего около 120 безморозных дней в году, а в зимние месяцы повсеместно воют сильные метели.

С прп. Макарием отправляются и два его товарища, при этом они договариваются об общем использовании имеющегося у них имущества. Вот здесь и обнаруживается первая особенность именно православной миссии святого Макария. Дело в том, что общежитие понималось ими не столько как забота о соблюдении монашеских обетов (хотя это тоже важно), сколько как свидетельство любви и единодушия христианской общины. Как настоящий православный миссионер, прп. Макарий не стал навязывать кочевникам свой язык, но сделал упор на изучении языков местных племен. Он пользовался любой возможностью для проповеди Евангелия, но его голос оставался практически неслышим. Почти все его усилия были напрасными, что привело бы любого миссионера к печали и постановке вопроса о закрытии миссии для народов, еще не готовых принять Христа, но у нас речь идет о незаурядном святом. Прп. Макарий искренне верил, что среди кочевых дикарей все-таки найдутся люди, готовые услышать его слово о Спасителе. «Не существует народа, – говорил он, – из среды которого Господь не избрал бы Себе Своих людей; нет такой глубины неведения и тьмы, куда не смог бы проникнуть Господь».

Неудачи заставили прп. Макария поменять подход к миссионерству. Он фактически переходит к немой проповеди. Вместо того чтоб продолжать говорить, прп. Макарий становится слугой у окружавших его племен. Самой своей жизнью он выражает основы веры, для кочевников старается быть примером в медицине и гигиене. Святой Макарий вводит в обиход профилактические меры, по мере своих способностей и возможностей осуществляет лечебную практику. Будучи маленьким и хилым с виду, он приходит в жилища кочевников и убирает их. Это еще одна отличительная черта алтайской миссии, о смысле которой писал французский исследователь, издатель и переводчик Никита Струве: «Это символическое действие фокусирует в себе то миссионерское богословие, которое осуществлялось св. Макарием на практике. Подметать пол, как это делал бы смиренный раб, значило уподобляться Христу, свидетельствовать о Нем способом более доходчивым, чем слова».

Образ жизни прп. Макария и его сподвижников становится богословием на практике. Они не просто показали пример, но и «утвердили богословскую концепцию образа жизни, который должен быть свойственен христианской общине, – пишет известный миссионер Иаков Стамулис, – своей заботой о физической стороне человеческого существования св. Макарий не просто пытался привлечь внимание, но являл живой пример того, что образ человеческого существования не безразличен Богу».

Старания алтайского просветителя не остались напрасными, и язычники начали откликаться на евангельский призыв святого. Прп. Макарий не гнался за положительной динамикой крещеных, но много времени уделял катехизации. Для него крещение было не завершением образовательного процесса язычников, но вступлением на тропинку христианской жизни. За четырнадцать лет своего служения он крестил 675 человек. Цифра эта кажется совсем незначительной, но, учитывая проделанный им труд, можно с уверенностью говорить, что качество здесь существенно превалирует над количеством. Нет смыла гнаться за массовостью крещений, если большинство таких людей в скором времени совершенно забывают о Христе.

Следуя засвидетельствованным им самим принципам жизни евангельской общины, прп. Марий селил свою паству в новообразованные христианские деревни, тем самым еще и ограждая их от влияния языческих соплеменников.  Показывая пример жертвенного служения, а также учитывая ошибки предыдущих миссионеров, святой уделил немало времени строительству школ и больниц. Именно в этом он видел возможность укрепления веры новообращенных, чего не замечали или не хотели замечать его предшественники.

Постепенно алтайская миссия из келейной монашеской общины вызвала интерес всей Церкви. За время интенсивной работы прп. Макарий осознает, что залогом успеха любой проповеди является перевод Священного Писания. Составив план практических мероприятий и подготовив себе преемника, он стремится применить этот принцип к собственной Церкви. Так возник замысел перевода Ветхого Завета на русский язык. В 1843 году святого Макария назначают наместником Болховского Оптина монастыря в Орловской губернии.  «С болью в сердце он осознал, – пишет Никита Струве, – что русские люди в массе своей христиане поверхностные, а потому не соответствуют великому апостольскому предназначению, возложенному на них Богом. Отложив все дела, он посвятил себя миссии у себя дома и открыл двери монастыря всем, кто нуждался в наставлении». С момента возвращения из миссии прп. Макарий стремился попасть на Святую землю, но разрешение он получил лишь в 1846 году и, едва собравшись в паломничество, скончался 31 мая 1847 г.

Святой Макарий (Глухарев) был удивительным человеком, творчески подходившим к решению поставленных перед ним задач, а пример его жизни и миссионерские труды сохраняют свою актуальность и в наши дни.

Протоиерей Владимир Долгих

https://pravlife.org/ru/content/osobennosti-missii-prp-makariya-gluhareva