Особенности идеологии "серафимо-геннадиевской" ветви РПКЦ. Слесарев А. В.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Особенности идеологии "серафимо-геннадиевской" ветви РПКЦ

«Серафимо-геннадиевская» ветвь "Российской Православной Катакомбной Церкви" (РПЦК) отличается своей либеральной для «катакомбной» среды экклезиологией, допускающей наличие благодати и спасительности таинств в РПЦ МП. Последнее обстоятельство, впрочем, нисколько ни сдерживает «катакомбников» в их резкой критике священноначалия и духовенства канонической Церкви, которым инкриминируется впадение в мифические ереси «сергианства» и «экуменизма».

В силу вышеозначенных особенностей мировоззрения, последователи «серафимо-геннадиевской» ветви РПКЦ ведут двойную церковную и евхаристическую жизнь, периодически участвуя в богослужениях и принимая таинства как в храмах канонической Русской Православной Церкви, так и в домовых катакомбных «храмах». «Катакомбные» молитвенные помещения размещаются, как правило, в частных домах и квартирах. Духовное окормление «катакомбной» паствы совершают тайные «архиереи» и «священники», никак внешне не обнаруживающие свое «священство» (за исключением ношения бороды) и работающие на светских работах. Известен целый ряд примеров, когда «катакомбные» священнослужители повторно принимали священный сан в канонической Церкви и совершали параллельное служение в двух церковных юрисдикциях. Наиболее показателен пример «епископа Гомельского» Антония (Пилецкого) (†2005), который на протяжении ряда лет проживал под видом иеромонаха в Почаевской Лавре, откуда и осуществлял тайное руководство своими последователями. Кроме того, «схиархиепископ Черниговский» Херувим (Дегтярь), получивший «архиерейское посвящение» от «схимитрополита» Геннадия (Секача) и «схимитрополита» Феодосия (Гуменникова), под видом «схиигумена» (в последнее время под видом «схиархимандрита») беспрепятственно совершает богослужения в православных храмах. Помимо священнослужителей с двойной юрисдикционной принадлежностью, имеется достаточно большое число православных клириков, тайно или даже открыто симпатизирующих Катакомбной Церкви.

 Следует отметить, что только в Гомеле в непосредственном подчинении «схиархиепископу Черниговскому» Херувиму (Дегтярю) пребывает семь тайных «священников». В общинах, возглавляемых каждым из этих «священнослужителей», состоит от 10 до 15 человек. Таким образом, даже по самым скромным подсчетам, общее число последователей «схиархиепископа» в одном лишь Гомеле колеблется в пределах 70-100 человек. Некоторые из последовательниц Катакомбной Церкви преклонного и даже среднего возраста прошли тайный иноческий, монашеский или даже великосхимнический постриг от рук «схиархиепископа» Херувима (Дегтяря). Все они, параллельно с посещением тайных собраний, являются прихожанами городских православных храмов и отличаются активностью в распространении идей, присущих катакомбной среде. По имеющимся данным, общее количество священнослужителей «архиепископа Черниговского», поживающих в Гомеле, Чернигове, Санкт-Петербурге и Москве исчисляется несколькими десятками. 

 Оценивая последствия присутствия в православных приходских общинах представителей «серафимо-геннадиевской» ветви "Российской Православной Катакомбной Церкви", можно отметить, что данное явление оказывает крайне негативное и даже деструктивное влияние на приходскую жизнь Русской Православной Церкви. Тайные последователи РПКЦ, сознательно или неосознанно, играют роль «пятой колонны», поскольку именно благодаря их влиянию пропагандируются крайне радикальные псевдоправославные воззрения («монархическое сектантство»), разрушающие духовное здоровье прихожан и вносящие смущение в жизнь приходских общин. К числу наиболее распространенных идей, пропагандируемых активистами Катакомбной Церкви, можно отнести почитание Григория Распутина и Ивана Грозного как «великих российских святых», нагнетание истерии относительно близости конца света и скорого прихода антихриста. Прямым следствием культивируемого «катакомбниками» эсхатологического страха являются призывы не принимать паспорта нового образца, резкая критика ИНН и т.д. Кроме того, «катакомбное» учение о «духовной поврежденности» священнослужителей канонической Церкви приводит к резкому подрыву авторитета церковной иерархии и священства. Для характеристики мировоззрения данной псевдоцерковной юрисдикции весьма примечательно то обстоятельство, что основателем печально известной тоталитарной секты «Богородичный центр» является Иоанн Береславский, «иеромонах» «серафимо-геннадиевской» ветви РПКЦ. Процесс распространения идеологии «серафимо-геннадиевской» ветви РПКЦ приводит к выделению в церковном народе достаточно представительных и агрессивно настроенных групп, которые, не порывая с Церковью, способствуют маргинализации сознания церковного народа. Главная опасность описываемых тенденций видится в том, что дальнейшее расширение влияния «серафимо-геннадиевской» ветви Российской Катакомбной Церкви может поставить духовенство отдельных приходов перед абсолютно неуправляемой паствой, а священноначалие перед проблемой неподдающегося контролю духовенства, готового подчиняться не каноническим, а тайным «катакомбным» «архиереям». 


Источник: Анти-Раскол