Обретение мощей преподобного Иакова Железноборовского

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

День празднования: 18 мая

По­сле пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го его чест­ные мо­щи бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом в ос­но­ван­ной им оби­те­ли. Как при жиз­ни свя­той, со­глас­но ле­то­пи­сям, тво­рил мно­же­ство чу­дес, так и по кон­чине гроб­ни­ца пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва про­сла­ви­лась ис­це­ле­ни­я­ми и чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

По пре­да­нию, поль­ско-ли­тов­ские вой­ска ра­зо­ри­ли до­тла мо­на­стырь, со­жгли и над­гроб­ную ча­сов­ню преп. Иа­ко­ва. Од­на­ко во­лею Бо­жи­ей это зло­дей­ство обер­ну­лось про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ной: 5 мая 1613 г. при вос­ста­нов­ле­нии мо­на­стыр­ских хра­мов бы­ло об­ре­те­но нетлен­ное те­ло пре­по­доб­но­го. «Как свет­лое солн­це сре­ди непро­гляд­но­го мра­ка и скор­би, Гос­подь да­ро­вал бра­тии и ве­ру­ю­щим это бла­го­дат­ное и ра­дост­ное уте­ше­ние».

Ме­нее чем через два ме­ся­ца по­сле тор­же­ства Ко­стро­мы и всей Сред­ней Рос­сии, очи­щен­ной от по­ля­ков и об­ра­до­ван­ной из­бра­ни­ем се­бе за­кон­но­го ца­ря, Цер­ковь празд­но­ва­ла об­ре­те­ние свя­тых мо­щей пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва. В этом свя­щен­ном со­бы­тии бы­ло яв­ное зна­ме­ние бла­го­во­ле­ния Бо­жия к Рос­сии и к вос­ста­нов­лен­но­му ро­ду за­кон­ных ца­рей рус­ских в ли­це во­ца­рив­ше­го­ся Ми­ха­и­ла Фе­до­ро­ви­ча, по­кро­ви­те­лем ко­то­ро­го как бы яв­лял­ся пре­по­доб­ный, быв­ший мо­лит­вен­ни­ком и дру­гом пред­ков ро­да его – ве­ли­ких кня­зей Ва­си­лия Дмит­ри­е­ви­ча и Ва­си­лия Ва­си­лье­ви­ча. И сам царь Ми­ха­ил Фе­до­ро­вич со­зна­вал эту ми­лость Бо­жию к се­бе, яв­лен­ную в но­во­от­кры­тых мо­щах угод­ни­ка Бо­жия, а по­то­му и оби­те­ли ока­зал зна­ки бла­го­го­вей­но­го сво­е­го цар­ствен­но­го вни­ма­ния.

Два Еван­ге­лия, на­пе­ча­тан­ные по бла­го­сло­ве­нию пер­во­го все­рос­сий­ско­го пат­ри­ар­ха Иова, на­пре­столь­ный крест, ико­на Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са, око­ван­ная вы­зо­ло­чен­ным се­реб­ром, и ико­на пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва, на­пи­сан­ная, по пре­да­нию, при жиз­ни Ми­ха­и­ла Фе­до­ро­ви­ча – все это да­ры бла­го­че­сти­во­го ца­ря.

Кро­ме то­го, об­ре­те­ние нетлен­ных свя­тых мо­щей пре­по­доб­но­го со­про­вож­да­лось еще и дру­гим весь­ма важ­ным со­бы­ти­ем. Хо­тя па­мять пре­по­доб­но­го и бы­ла бла­го­го­вей­но по­чи­та­е­ма ве­ру­ю­щи­ми, хо­тя су­ще­ство­ва­ло и икон­ное его изо­бра­же­ние, и со­вер­ша­е­мо ему бы­ло пе­ние мо­леб­ное, но еще не бы­ло ни од­но­го хра­ма, по­свя­щен­но­го его име­ни, ни в мо­на­сты­ре, ни в ка­ком-ли­бо дру­гом ме­сте. Те­перь же, ко­гда свя­ты­ня мо­щей его яви­лась ми­ру, с бла­го­сло­ве­ния Ка­зан­ско­го мит­ро­по­ли­та Еф­ре­ма, в зва­нии вер­хов­но­го ар­хи­пас­ты­ря управ­ляв­ше­го Рос­сий­ской Цер­ко­вью и вен­чав­ше­го на цар­ство Ми­ха­и­ла Фе­до­ро­ви­ча, вос­ста­нав­ли­ва­е­мый в оби­те­ли храм по­свя­щен был име­ни ее пер­во­на­чаль­ни­ка.

Од­на­ко по неиз­вест­ной при­чине в 1647 г. в мо­на­сты­ре про­изо­шел по­жар, жерт­вою ко­то­ро­го сде­ла­лась Иоано-Пред­те­чен­ская цер­ковь с при­де­лом пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва. В 1667 г. бы­ла вновь по­стро­е­на цер­ковь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с при­де­лом пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва. Мо­щи его по­чи­ва­ют под спу­дом за ле­вым кли­ро­сом со­бор­но­го хра­ма.

Судь­ба мо­щей пре­по­доб­но­го

В 1927 го­ду мо­на­стырь был за­крыт. В хра­мах оби­те­ли устро­и­ли зер­но­хра­ни­ли­ще и кол­хоз­ную трак­тор­ную ма­стер­скую.

Ин­те­рес­на судь­ба свя­тых мо­щей пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва. По сви­де­тель­ству по­след­них на­сель­ни­ков мо­на­сты­ря, в пе­ри­од про­ве­де­ния со­вет­ским го­су­дар­ством ак­ций по «осви­де­тель­ство­ва­нию» мо­щей чест­ные остан­ки пре­по­доб­но­го бы­ли ими вы­ко­па­ны и пе­ре­пря­та­ны на тер­ри­то­рии оби­те­ли.

При­ве­дем сви­де­тель­ство од­но­го, яв­но на­стро­ен­но­го про­тив ре­ли­гии, оче­вид­ца вскры­тия мо­щей и су­да над на­сель­ни­ка­ми мо­на­сты­ря, ко­то­рый в то вре­мя опи­сы­вал про­ис­хо­див­шее так: «Про­шли в цер­ковь, две­ри из­нут­ри за­пер­ли на за­сов и при­сту­пи­ли к ра­бо­те. От­ня­ли при­креп­лен­ную к по­лу ре­шет­ку. Сня­ли с гроб­ни­цы пар­чо­вое по­кры­ва­ло, а за­тем и ико­ну с изо­бра­же­ни­ем Иа­ко­ва. Гроб­ни­ца ока­за­лась око­ван­ной мед­ны­ми окра­шен­ны­ми под се­реб­ро ли­ста­ми, обо­рва­ли и от­та­щи­ли в сто­ро­ну об­шив­ку. Там ока­зал­ся сде­лан­ный из сос­но­вых до­сок боль­шой ящик, весь­ма по­хо­жий на опро­ки­ну­тый вверх дном хлеб­ный ларь. Здесь, под этим ла­рем, по на­ше­му мне­нию, дол­жен был на­хо­дить­ся и гроб. Ра­бо­чие при по­мо­щи ло­мов ото­рва­ли ларь от по­ла, при­под­ня­ли – там бы­ло пу­сто. Чи­стый, из от­лич­но­го сос­но­во­го те­са пол по­чти не по­тем­нел. Но бы­ло яс­но вид­но, что пол под гроб­ни­цей от об­ще­го по­ла в церк­ви был по­стлан от­дель­но.При по­мо­щи то­по­ров вы­бра­ли пол. Пу­сто и там. По­про­бо­ва­ли ло­мом – там твер­дый грунт. Ко­гда ло­па­та­ми счи­сти­ли пе­сок, там ока­зал­ся боль­шой, во всю ве­ли­чи­ну гроб­ни­цы, кир­пич­ный свод, сна­ру­жи очень по­хо­жий на свод боль­шой рус­ской пе­чи. Там-то, под этим сво­дом, ожи­да­ли, и по­хо­ро­нен Иа­ков. Ло­ма­ми на­ча­ли бить свод, это де­ло ока­за­лось нелег­кое: свод был сде­лан из проч­ней­ше­го, очень круп­но­го кир­пи­ча на из­ве­сти, и тол­щи­на сво­да ока­за­лась бо­лее ар­ши­на. Но вот, на­ко­нец, в сво­де про­би­та ды­ра. Всем с нетер­пе­ни­ем хо­те­лось уви­деть, как со­хра­ни­лись гроб и те­ло Иа­ко­ва, за­хо­ро­нен­ные тут бо­лее 500 лет на­зад. На­до бы­ло ви­деть, как чле­ны ко­мис­сии, сго­рая от нетер­пе­ния, вы­тя­ги­ва­ли шеи, ста­ра­ясь уви­деть, что на­хо­дит­ся внут­ри сво­да. При по­мо­щи за­жжен­ной све­чи за­гля­ну­ли внутрь скле­па – там то­же ни­че­го нет – чи­стый, жел­тый, су­хой, хо­ро­шо раз­ров­нен­ный пе­сок. Ко­гда свод был разо­бран, в пес­ке на­шли несколь­ко от­лич­но со­хра­нив­ших­ся ще­пок да две мед­ные мо­не­ты с вен­зе­лем Ека­те­ри­ны II. Оче­вид­но, склеп был по­стро­ен уже по­сле ека­те­ри­нин­ских вре­мен, т.е. через 200–250 лет по­сле пред­по­ла­га­е­мо­го по­гре­бе­ния. Про­бо­ва­ли ко­пать зем­лю. Вы­ко­па­ли при­мер­но на 1,5 мет­ра. По­сле то­го, как акт вскры­тия все­ми чле­на­ми ко­мис­сии был под­пи­сан, цер­ков­ные две­ри бы­ли от­кры­ты, и ты­ся­чи лю­дей один за дру­гим про­шли пе­ред вскры­той гроб­ни­цей…»

Та­ким об­ра­зом, по­пыт­ка эта не увен­ча­лась успе­хом.

Вряд ли мож­но со­мне­вать­ся, что свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го, тор­же­ствен­но об­ре­тен­ные в 1613 го­ду и при­на­род­но по­ло­жен­ные под спуд, ку­да-то ис­чез­ли про­сто так. Из­вест­но, что в 20-е го­ды XX сто­ле­тия бы­ло вскры­то мно­же­ство мо­щей свя­тых угод­ни­ков, ко­то­рые за­тем сда­ва­лись в му­зеи и му­зей­ные за­пас­ни­ки, где обыч­но бес­след­но ис­че­за­ли. До­ста­точ­но вспом­нить уже совре­мен­ные (10–15-лет­ней дав­но­сти) об­ре­те­ния мо­щей пре­по­доб­ных Алек­сандра Свир­ско­гоСе­ра­фи­ма Са­ров­ско­го. По­это­му сви­де­тель­ства по­след­них на­сель­ни­ков оби­те­ли вполне до­стой­ны до­ве­рия, и мож­но с боль­шой до­лей до­сто­вер­но­сти счи­тать, что свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва и ныне пре­бы­ва­ют в его оби­те­ли. Наи­бо­лее до­сто­вер­ное пред­по­ло­же­ние – без­бож­ни­ки про­сто не на­шли мо­щи, со­кры­тые в зем­ле в ме­сте, ко­то­рое бы­ло из­вест­но лишь при­бли­зи­тель­но. Что же ка­са­ет­ся при­ве­ден­но­го сви­де­тель­ства оче­вид­ца о вскры­тии гроб­ни­цы свя­то­го, то неуди­ви­тель­но, что мо­на­хи, пе­ре­пря­тав мо­щи и со­крыв их от по­ру­га­ния, ута­и­ли от су­да этот факт.

Ра­ка и сень над мо­ща­ми

Пер­во­на­чаль­но для по­кло­не­ния свя­тым мо­щам в Хра­ме Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы бы­ло устро­е­но изящ­ное рез­ное и вы­зо­ло­чен­ное над­гро­бие.

Бо­лее позд­няя ра­ка, наи­бо­лее ча­сто вос­про­из­во­ди­мая в ли­те­ра­ту­ре и до­шед­шая до нас в до­ре­во­лю­ци­он­ных фо­то­гра­фи­ях и опи­са­ни­ях, от­но­сит­ся уже к 1837 г.

Опи­са­ние ее сле­ду­ю­щее: «че­кан­ная и мед­но-по­се­реб­рен­ная, по су­ще­ству­ю­щей над­пи­си на ней, устро­ен­ная в 1837 го­ду, с че­тырь­мя мед­но-по­зла­щен­ны­ми столп­ца­ми, на­хо­дя­ща­я­ся в сквоз­ной ар­ке, со­еди­ня­ю­щей Рож­де­ство-Бо­го­ро­диц­кий и Иа­ко­влев­ский хра­мы. С трех сто­рон ея вы­че­ка­не­ны со­бы­тия из зем­ной и за­гроб­ной жиз­ни Пре­по­доб­на­го, а с во­сточ­ной – ос­ми­ко­неч­ный крест. Она по­ме­ща­ет­ся под де­ре­вян­ною бла­го­леп­ною се­нью, ме­ста­ми вы­зо­ло­чен­ною и име­ю­щею эмале­вые укра­ше­ния. Под этой свя­щен­ной гроб­ни­цею в те­че­ние по­чти пя­ти ве­ков ве­ру­ю­щие при­па­да­ли до пра­ха зем­но­го, мо­ля Угод­ни­ка Бо­жия, зде, в нед­рах зем­ли, те­лом по­чи­ва­ю­ще­го, ду­хом же ли­ку­ю­ща­го на небе­сах, да бу­дет о них теп­лый и усерд­ный пред­ста­тель ко Гос­по­ду, ско­рый из­ба­ви­тель от бед и скор­бей и бла­го­серд­ный вра­че­ва­тель от об­дер­жа­щих их бо­лез­ней ду­шев­ных и те­лес­ных. В 1912 го­ду ра­ка вновь по­се­реб­ре­на при игу­мене Мел­хе­си­де­ке и по­кры­та стек­лян­ным фу­тля­ром».

В 1860-х гг. ра­ка пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва и верх­няя се­реб­ря­ная ри­за бы­ли «вы­зо­ло­че­ны чер­вон­ным зо­ло­том через огонь, а во­круг нея, на всем про­стран­стве верх­ней дос­ки, вновь сде­ла­ны окла­ды ап­пли­ке; кар­ти­ны со­бы­тий из жиз­ни Пре­по­доб­но­го про­чи­ще­ны и сде­ла­ны над ни­ми со­от­вет­ству­ю­щие над­пи­си».

«Во­круг ра­ки сло­ва, с юга: «Пер­вое про­ро­че­ство Пре­по­доб­на­го Иа­ко­ва Кня­зю Ва­си­лию Дмит­ри­е­ви­чу, что он скор­бя­ше и посла к Пре­по­доб­но­му Иа­ко­ву да мо­лит Бо­га о Кня­гине его и о раз­ре­ше­нии и о рож­де­нии Ва­си­лия, и да бу­дет ей жи­вот»; с за­па­да: «как ис­це­лил се­ла Мол­ви­ти­на кре­стья­ни­на Кон­дра­та Ива­но­ва»; с се­ве­ра: «Тре­тье чу­до, как ис­це­лил Во­ло­год­ской окру­ги кре­стьян­скую дев­ку име­нем Еф­ро­си­нью. Не ви­де­ла све­та от рож­де­ния сво­е­го и при­ве­зе­на к Пре­по­доб­но­му и абие про­зре».

Са­ма гроб­ни­ца, как и мно­же­ство дру­гих ре­лик­вий, ве­ро­ят­но, бы­ла уни­что­же­на в пер­вые го­ды по­сле ре­во­лю­ции в хо­де ра­бот по изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей Ис­пол­ни­тель­ным ко­ми­те­том ра­бо­чих, кре­стьян­ских и крас­но­ар­мей­ских де­пу­та­тов. В на­сто­я­щее вре­мя из­го­тов­ле­на но­вая ра­ка и сень по об­раз­цу ста­рой бла­го­да­ря име­ю­щей­ся фо­то­фик­са­ции. Они уста­нов­ле­ны в вос­ста­нав­ли­ва­е­мом по­сле бо­лее по­лу­ве­ко­во­го раз­ру­ше­ния Хра­ме Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы на том же ме­сте, где сто­я­ли и преж­де.

https://azbyka.ru/days/sv-iakov-zheleznoborovskij