О возникновении и особенностях католических движений в ХХ веке

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Скриншот видеозаписи

Москва, 6 октября, Благовест-инфо. «Смысл и процесс оцерковления в католических церковных движениях ХХ века» – с таким докладом выступила 4 октября научный сотрудник Культурного центра «Покровские ворота» Джованна Парравичини на конференции, посвященной 100-летию РСХД. Концепт «оцерковление жизни» стал ключевым для членов РСХД – русских эмигрантов 1920-х годов, он же был в центре обсуждения на форуме. Парравичини в этом ключе рассмотрела феномен католических движений в Европе, опыт которых живо заинтересовал участников конференции.

В среде участников католических движений понятия «оцерковления жини» как такового не было, но в своей деятельности они явно открыли новую форму «посвящения жизни, исключительно свободную и одновременно исключительно требовательную», отметила докладчица. Так она сформулировала суть «пути святости», который, в контексте нового самосознания Католической Церкви, привел к образованию после Второй мировой войны новых форм церковной жизни, т.е. так называемых «церковных движений». Вот их основные принципы: «отказ от внешнего, формального следования благочестивым обрядовым и этическим нормам, к которому часто сводилась церковная жизнь и стремление приобрести живое общение с Христом». При этом эти новые движения нельзя упрекнуть в призывах к индивидуализму, к субъективизму, разрыву с церковной традицией. Напротив, в самих названиях почти всех церковных движений «фигурирует намек на Церковь или на общинное измерение – «Общение и освобождение», «Фоколяры» – («Очаги») и т.д.».

Анализируя исторический и церковный контекст образования католических движений, Парравчини отметила, что они, как и РСХД в свое время, стали «знамением времени»: эти движения возникли в условиях постепенной секуляризации общества и утверждения новой левой атеистической культуры, студенческого бунта. Но вместе с тем развивалась традиция «социальной святости», в том числе – святости мирян (она привела имена врачей Джузеппе Москати и Риккардо Пампури, студента Пьерджорджо Фрассати и др.), с интенцией, что «христианство может и должно преобразить этот мир, все его сферы, вплоть до политики, социального устройства и экономики». В богословии же в этом время заметен явный импульс возрождения первоначального христианства, возвращения к Отцам Церкви (Гвардини, Бальтазар, Де Любак и т.д., на которых сильно влияли мыслители русской эмиграции Бердяев, Булгаков, Афанасьев, Лосский).

Парравичини не раз подчеркивала непростые отношения между разными «харизмами» и церковной институцией, когда католические движения стали «событием для всего церковного организма», проявлением нового церковного самосознания. Оно было сформулировано II Ватиканским Собором (Апостольская конституция «Свет народов», 1964) и развивалось позже. Суть этого послания, применительно к истории движений, в понимании Церкви «не столько как иерархической пирамиды, сколько как народа Божьего, с подчеркиванием «царственного священства» каждого христианина, независимо от сана или его отсутствия.

Отсюда – особенности католических движений: они появляются не внутри приходов и не образуются сверху, но возникают «спонтанным образом» – «вокруг некого священника или мирянина, и действуют в миру по-разному, в разных сферах, в зависимости от харизмы, то есть от дара, интуиции основателя», пояснила докладчица. Члены таких движений берут на себя ответственность за дело, каждое из которых подчиняется главной цели – христианскому воспитанию. Парравичини привела пример активности мирян в их взаимоотношениях с иерархией, который живо заинтересовал участников конференции: в Италии существует дом-приют для священников в кризисной ситуации, которым руководит группа мирян, и епископы не только им доверяют, но и посылают туда своих «проблемных» священников.

Итак, церковное измерение новых движений в ХХ веке соотнесено с идентичностью христианина. «Мирянин – то есть христианин», – привела докладчица слова о. Луиджи Джуссани, основателя церковного движения «Общение и освобождение». Он предложил воспитательный путь, основанный на свидетельстве о встрече с живым Христом, о том, как эта встреча преобразила жизнь каждого. В таком понимании миссии есть «глубоко личное измерение верующего, но при этом она невозможна без общения, без пребывания внутри церковного тела». По мысли Джуссани, важный элемент церковных движений – то, что они созданы не ради себя самих, но как инструменты для служения Церкви. – иными словами, для миссии внутри общества, и это, как считает Парравичини, вполне соотносится с путем «оцерковления жизни», который предлагали члены РСХД.

В докладе были также рассмотрены проблемы соотношения церковности и клерикализма, власти и авторитета. По словам Парравичини, на Западе у Церкви уже нет «искушения прибегать к сильной руке государства» для разрешения сложных ситуаций, но «всегда есть искушение жить как в осажденном городе», что ставит новые вопросы о миссии. Так, Церковь не может рассчитывать на помощь государства в «окатоличивании» школ, но движения, и в частности – хорошо известное докладчице «Общение и освобождение» являет обществу христианство через свою деятельность, через просвещение и «безоружную красоту», за что ответственен каждый член движения. В этом смысле можно говорить об «оцерковлении жизни» как о «рискованном пути ежедневного преображения».

При этом каждое из движений на протяжении всей своей жизни проходит между Сциллой и Харибдой: «с одной стороны, риск авторитаризма иерархии, требующей от «поданных» слепого подчинения; а с другой – риск некоей ложной «демократизации», когда последним и единственным критерием является индивидуальное мнение». Но и перед Церковью как институтом это ставит вопрос «о действии Духа Святого и о свободе внутри институции, которая сама рождается из высшей харизмы Христа: если институция их различает, очищает и придерживает в правильном русле, они призваны оживить, развивать, углубить опыт Христа в данных обстоятельствах».

На вопрос об исторической функции католических движений в Церкви в XX веке Парравичини отвечает словами о. Джуссани: «Она заключается в том, чтобы вернуть жизнь в дом институции и тем самым сделать его настоящим очагом». Папа Иоанн Павел II говорил, что саму Церковь можно считать движением, «потому что Дух Святой постоянно двигает ею через харизмы святости».

Доклад вызвал множество заинтересованных вопросов участников конференции, которые говорили о ценности католического опыта для осмысления проблемы общин, братств и других общностей в православии. Запись выступления и дискуссии доступна на YouTube-канале СФИ.

Юлия Зайцева

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=105456