О войне отечественной и духовной войне. Сергей Худиев
На сайте Ржевской Епархии появилось сообщение об установке бюста Сталину. Вот как об этом говорится:
«В этот же день на «Красном доме» было положено начало аллеи Маршалов Победы. Первым был установлен бюст Иосифа Виссарионовича Сталина, Маршала и Генералиссимуса Советского Союза. На мемориальной доске написан текст: «СТАЛИН Иосиф Виссарионович. 18.12.1878 – 05.03.1953 гг. Верховный Главнокомандующий ВС СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Маршал Советского Союза, генералиссимус. Под его руководством Красная Армия одержала победу над фашистской Германией». И приводятся слова поэта Михаила Исаковского:
«Спасибо Вам, что в годы испытаний
Вы помогли нам устоять в борьбе.
Мы так Вам верили, товарищ Сталин,
Как, может быть, не верили себе».
Что же, Великая Отечественная Война — одно из ключевых событий нашей истории, когда наш народ и страна оказались перед лицом угрозы полного уничтожения — и, ценой неимоверных жертв и усилий эта угроза была отвращена.
Я помню, как в еще будучи ребенком, в позднем СССР, я был окружен напоминаниями и о подвиге народа вообще, и о конкретных героях, которые сражались и отдавали свои жизни за нашу страну. Почитание Победы было повсюду — и по всему городу, где я рос, стояли памятники павшим.
Но в этом почитании не было Сталина — его имя совершенно замалчивалось. Почему? Потому что даже коммунисты позднего СССР сознавали что он погубил множество невинных (даже по коммунистическим меркам) людей, предал, оклеветал и уничтожил множество своих же товарищей по партии, своими репрессиями (в том числе, против кадровых военных) ослабил армию перед войной.
Современные коммунисты, прославляющие Сталина, с легкостью забыли всех своих предательски убитых товарищей; но это их внутреннее коммунистическое дело. Коммунистов трудно упрекать в забвении памяти новомучеников — это чужие им мученики чужой им религии.
Но когда гонителя Церкви и убийцу ее святых мучеников прославляют люди, относящие себя к Церкви, это счесть внутрикоммунистическим делом невозможно. Это ставит вопрос о самой идентичности Церкви. Что мы исповедуем? Православное христианство или богоборческую идеологию марксизма-ленинизма? Кого чтим — святых мучеников или их мучителей? Кому верим «товарищу Сталину» или Господу нашему Иисусу Христу?
В Священном Писании прочно присутствует образ Церкви как воинства. Невеста Христова «грозна, как полки со знаменами» (Песн.6:4). Ангелы — это «воинство небесное», например, (Лук.2:13). Каждый христианин призван «воинствовать … как добрый воин» (1Тим.1:18) и «переносить страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3)
Святой Апостол Павел призывает Христиан: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф.6:11) Он же называет и наших противников: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12)
Библия говорит о войне, которая ведется между Богом и сатаной за души людей. Войне, в которой решающая победа уже одержана смертью и Воскресением нашего Господа: «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15). Верующие входят в эту победу через твердую веру во Христа — причем Писание особенно подчеркивает подвиг мучеников: «Они победили его [сатану] кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр.12:11)
Крещение — и еще более, рукоположение в священный сан — есть воинская присяга, вступление в войну на одной из сторон многовекового, космических масштабов конфликта.
Христос воздвигает Свою Церковь — которая молится, возвещает Его слово, преподает людям установленные Им спасительные Таинства и руководит их ко спасению. Диавол, видя, что его пленники получают свободу, а его обманы рассеиваются, приходит в «сильную ярость, зная, что немного ему остается времени» (Откр.12:12)
Всю историю Церкви диавол яростно воююет на Церковь: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17)
Он, руками обманутых и порабощенных им людей, воздвигает на Церковь жесточайшие гонения, пытаясь истребить ее с лица земли; в более спокойные времена он пытается разложить ее изнутри, при помощи самых разнообразных уловок и обманов.
Но, в конечном итоге, его усилия не только потерпят поражение — но и обернутся к его собственному вечному посрамлению, и к вечной славе святых Божиих.
Все это должно быть хорошо известно любому христианину — диавол реален, он воюет против Церкви, а Церковь воюет против него. Именно эта война является для христиан самой важной, именно на нее они призваны, именно в ней участвуют каждый день — молитвой, проповедью слова Божия, делами благочестия и милосердия.
Конечно, мы живем среди людей, многие из которых не верят в эту битву — или, во всяком случае, не воспринимают ее всерьез. Они исходят из совершенно других систем координат и совершенно других оценок. Христианин — даже священник — может попасть под влияние мира и мирских представлений. Но мы всегда должны возвращаться к той истине, которая проходит через всю Библию и всю историю Церкви — мы на войне. Мы воюем «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной», а они воюют против нас.
Это важно помнить, в частности, для того, чтобы быть в состоянии ясно отдавать себе отчет, на чьей стороне в этой духовной битве находится марксизм-ленинизм и лично Сталин. Нет, не те миллионы наших сограждан, которые ценой немыслимых трудов, страданий, лишений и смерти защитили нашу страну от нацистов — они заслуживают нашей вечной благодарности.
Но именно идеология марксизма-ленинизма и ее вожди, включая Сталина.
Находясь у власти, коммунисты ни минуты не скрывали, что их идеология носит характер непримиримо-атеистический, неукротимо враждебный всякому богопочитанию, и Православной Церкви особенно.
Те, кто еще застали советскую школу, помнят, какие усилия прилагались для того, чтобы отвратить людей от Церкви, в каком омерзительном свете пропаганда изображала христиан. Впрочем, и те, кто не застал этого времени, легко надут соответствующие материалы — плакаты, книги, фильмы — в Сети.
Но поздний СССР был относительно вегетарианским. Была жесткая дискриминация Церкви (несмотря на формально прописанную в Конституции свободу совести), была яростная атеистическая пропаганда, был душащий контроль со стороны государства, были огромные трудности с тем, чтобы раздобыть хотя бы Библию и молитвослов. Но репрессии уже не носили того кровавого и массового характера, как при Сталине.
При Сталине Церковь столкнулась с попыткой (начавшейся еще при Ленине) просто физически стереть ее с лица земли. В Церковном календаре мы каждый день видим имена новомучеников — тех самых верных Христиан, которые «победили сатану кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти». Часть из них приняли мученический венец еще в годы гражданской войны. Но большинство было замучено и убито вовсе не в неразберихе ожесточенного гражданского конфликта — а тогда, когда власть большевиков прочно утвердилась, и Церковь ничем не угрожала (и не имела возможности угрожать) их диктатуре. Именно годы правления Сталина — и с его несомненного ведома и согласия — были замучены и убиты множество православных Епископов, священников, монахов и благочестивых мирян.
Еще раз подчеркнем — наш нравственный долг почитать память воинов, за отечество души свои положивших.
Они сражались не за марксизм-ленинизм. Они сражались за Родину. От того, что к Родине в это время присосался страшный идеологический паразит, она не переставала быть Родиной — как и паразит не переставал быть паразитом.
И вот этот паразит — марксизм-ленинизм и его вожди — занимает совершенно определённое место в той битве, которую ведет Церковь.
Он находится на стороне сатаны. Прославлять эту идеологию — и Сталина особенно — значит забывать, Кому мы присягали в Святом Крещении, с Кем сочетавались и от кого отрекались.
Священное Писание много раз требует от нас определенности в нашем выборе. «Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар.18:21)
Или мы последуем Господу нашему Иисусу Христу, и Его святым, славным и добропобедным мученикам — или гонителю Его Церкви и убийце Его мучеников. Невозможно одновременно быть и нашим и вашим.
Кадить Богу — и в то же время богоборцам и гонителям Его Церкви — кого это обманет? Некоторых из людей, которые сами желают быть обманутыми — может быть. Но как это обманет Бога и Его святых? Как говорит Апостол, «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор.10:21).
https://radonezh.ru/2021/11/23/o-voyne-otechestvennoy-i-duhovnoy-voyne
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии