О СТАРЦАХ И ЛЖЕСТАРЦАХ, ИЛИ КТО ВИДЕЛ СТАРЦА, ТОТ ВИДЕЛ БОГА

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Беседа с настоятелем Афонского подворья в Киеве иеромонахом Алексием  (Корсак)

С июля 2012 года в Киеве при Свято-Михайловском храме, что на территории Александровской больницы (Шелковичная, 39/1),  действует подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Редакция  портала «Православная Жизнь» планирует цикл бесед с насельниками Святой горы о современной аскетике, о проблемах духовного развития христианина в условиях современного секулярного мира. Сегодня наша беседа с настоятелем Афонского подворья в Киеве иеромонахом Алексием  (Корсак).

– Отец Алексий, завершается вторая седмица Великого поста. Многие люди, делающие первые шаги в Церкви, ищут наставников. А иногда прямо спрашивают в церковной лавке: «Скажите, как мне увидеть и поговорить со старцем?» Расскажите, пожалуйста, что вкладывается в понятие «старец» вообще и на Афоне в частности?

– Есть несколько понятий «старец». Первое, самое простое, используется как уважительное обращение к монаху: «Старец, благослови!» Второе значение –старый, пожилой человек. И есть третье, духовное понимание этого слова – тот, кто руководит учениками, имеет благодать Божью, чтобы окормлять их. Официально в нашем Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне есть собор старцев. Первое  лицо – это игумен, за ним следует эконом, потом благочинный  и еще семь человек, которые являются старцами монастыря официально. Ведь что такое старец? Это человек, который через богоугодную жизнь достиг обожения, богопросвещения, в нем живет Сам Бог. Старец настолько отсек свою волю через пост и молитвы, через аскетические труды, настолько соединился со Христом, что Он сам живет в этом человеке.

– При этом важно послушание. Почему?

– В принципе, послушание присутствует везде: в армии, в милиции, в школе, в медицине. Должно быть оно и в семье – послушание родителям, и в гражданском обществе, согласно Конституции. Если в миру ослушаешься руководителя, он вынесет выговор или уволит.
В духовном мире все иначе. Почему? Потому, что старец не оскорбляется непослушанием своего ученика, т. к. по своему опыту знает, что это не что иное, как непослушание Господу. Старец – проводник Божьей благодати. Ученик вопрошает старца, тот, в свою очередь, – Бога и, получив от Него ответ, сообщает ученику. И если ученик его не слушается – значит, не слушается самого Бога и несет за это наказание, начинает страдать, пока, покаявшись, не вернется к прежнему состоянию. Поэтому истинные старцы никогда не обижаются на своего ученика за непослушания, не говорят дважды. Они передают волю Господа. Святые отцы так и говорят: «Кто видел старца, тот видел Бога».

– А если старец раздражается, злится?

– Значит это лжестарец, который говорит не от Бога, а от своеволия, раз он  настаивает, гневается, раздражается и обижается, когда его не слушаются. Таким образом демонстрируются страсти псевдостарца.

– Мы читаем в Отечнике о том, как  старцы давали на первый взгляд нелепые послушания:  поливать палки, чтобы они превратились в деревья, сажать капусту корнем вверх. Зачем?

– Делалось это для того, чтобы приучить нашу падшую плоть безумными, как нам кажется, поступками  к послушанию. Через такие послушания старец лечил человеческую гордыню и при этом молился о своем ученике. Наблюдались особые отношения – благодати, абсолютного доверия и абсолютной ответственности за ученика. Ученик с любовью и верой поливал сухое дерево. А старец  с любовью и верой молился о своем послушнике. И происходило чудо благодатного послушания: сухое дерево зацветало. Не забывайте также, что это было в первые века христианства, в Египте, например, где подвижничество имело особый характер, монахи того времени были носителями особой благодати, которая помогала им творить особые подвиги. Если сейчас старец заставит послушника поливать сухое дерево, это будет выглядеть по меньшей мере глупо. Послушание сегодня другое, и психология у людей иная: много гордыни, много «образованности», а настоящего смирения нет. Как вспоминает афонский старец Ефрем, однажды он ослушался своего старца Иосифа и потом всю жизнь сожалел об этом и плакал, когда вспоминал.

– Все чаще мирские люди испытывают потребность встретиться со старцами. Как им быть?

– Израильтяне просили дать им царя, чтобы он ими руководил. А Бог через пророка Самуила сказал: «Народ этот не хочет, чтобы я им руководил, и просит, чтобы я дал им человека, и он будет ими руководить, но они будут у него в рабстве». Мы ищем старца, но для какой цели? Нам хочется быть маленькими и, кажется, послушными. Дело в том, что маленькими в духовной жизни мы остаемся, а послушными – нет. Потому часто возлагаем ответственность на других, а сами не хотим искать ответ.

А еще нередко люди спрашивают совета старцев и не исполняют его. Нам Господь предоставил Евангелие, чтобы мы общались с Ним без посредников. Он дал нам Десять заповедей, которые мы должны исполнять. Но в большинстве случаев человек приходит к старцу, чтобы снять с себя ответственность. Он словно говорит: скажи  Богу за меня, реши за меня. Вот, например, приходят и спрашивают: «Батюшка, а в какой мне монастырь ходить лучше?» Что за вопрос? Я же не бабка-гадалка. Другое дело, если человек приходит и говорит, что он хочет поехать в какой-то монастырь и спрашивает, будет ли ему это полезно. Тогда духовник может понять, нужно этому человеку туда ехать или нет. Как рассказывал Блаженнейший Христофор, он пришел к старцу с двумя вопросами и хотел, чтобы переводчик спросил о них. Но не успел тот открыть рот, как старец, не дожидаясь вопросов, стал отвечать. Почему? Потому, что Блаженнейший хотел получить ответ от Бога через старца, горячо перед этим молившись Ему.

– Вы попали на Афон, посоветовавшись с кем-то из старцев? Как это было?

– Я родился и вырос в Москве. Воцерковившись, хотел узнать что-нибудь о монашестве, увидеть настоящих аскетов, стал ездить в знаменитую Оптину Пустынь. Там встретил схиархимандрита Илия, ныне известнейшего старца.  И в 1991году получил от него благословение ехать на Афон.

– Как это произошло? При каких обстоятельствах?

– Будучи мирским человеком, я приезжал в Оптину, прикладывался к мощам (могилкам) Амвросия Оптинского, Нектария (тогда еще не прославленным). Мне хотелось бывать в монастырской благодатной среде. И почему-то во время этих поездок я всегда попадался на глаза старцу Илии. И как-то раз я спросил у него: «Как мне спасаться, батюшка? Каким путем идти?» «Ты читал книгу старца Силуана? – ответил он мне вопросом на вопрос. – Силуан говорит, что любовь Божия – это когда листик сорвешь, и тебе его жалко, любовь –  когда жалеешь всю тварь…»

Я признался, что не читал и не знаю, где взять такую книгу. «Найдешь», – ответил он. На том и расстались.

А через месяц я разыскал эту книгу, как сокровище, читал и два месяца был вне себя от этого. После чего появилось желание ехать на Афон.  В 1991 году прочитал, в 1992 году ушел в монастырь Владимирской епархии и только в 1999 уехал на Афон. Получилось так, что я искал ответ у Бога через оптинских старцев. И Господь дал ответ через старца Илия.
В то время у меня не было духовника, я читал Отечник, творения Игнатия Брянчанинова, оптинских старцев. У них научился исповеди – записи своих грехов, они мной руководили, т. е. к чтению трудов святых отцов прилагал свою жизнь. Но я старался соизмерять прочитанное с общением с духовными лицами, советоваться с ними. А иначе можно впасть в духовное сладострастие.

– Поясните, пожалуйста.

– Например, когда человек покупает множество духовных книг (сейчас это не проблема), ставит их на полку, любуется своей библиотекой, самоуслаждается и при случае в разговоре вставляет фразы типа: «О, я прочитал Исаака Сирина, Иосифа Исихаста, о, какие великие святые!» А сам жалуется на исповеди, что пожалел деньги, чтобы купить семье селедки. Спрашивается, зачем тебе эти высокие книги, если ты не можешь исполнить элементарного наставления – любви к ближнему? Т. е. мы читаем для самоуслаждения, не применяя в жизни, не используя как руководство к действию. К тому же в монастырях, в Оптиной например, старцы благословляли читать ту или другую литературу по мере духовного возрастания своего чада. А если горящий не по разуму неофит начнет следовать советам исихастов: не спать и не есть, творить какое-то немыслимое количество молитв и поклонов, он попросту заболеет или повредит психику.

– А если советоваться не с кем. С чего начинать?

– На первом месте должно быть чтение Евангелия. Знаю одну послушницу, которая носит его у себя на груди, открывает, когда появляется свободная минута, и соотносит прочитанное со своей жизнью. Сказано в Священном Писании: «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7). Действующее лицо здесь Сам Бог, а не старец. Старец в этом случае – проводник благодати Божией, и чтобы эту благодать открыть, нужно обращаться ко Христу. Старец тоже взывает к Творцу. И когда оба человека молятся, они соединяются в Господе. И воля Божия открывается этим людям. Это самое важное.

Беседовал Сергей Герук
(Продолжение следует)

http://pravlife.org/content/o-starcah-i-lzhestarcah-ili-kto-videl-starca...