О САМОМ УНИКАЛЬНОМ СВОЙСТВЕ ЦЕРКВИ
Беседа на апостольское чтение Недели по Богоявлении.
Апостол Павел говорит нам о способности Церкви созидать саму себя. О чем идет речь? Павел пишет, что Бог «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11–13).
Обратим внимание на слова: «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». Оказывается, Господь дает христианам право и власть участвовать в созидании Церкви – Тела Христова. Не меняясь в своей сути, Церковь с течением времени может менять нечто во внешних формах своего существования.
Приведем такой пример: желудь падает на землю, прорастает и вырастает в большой дуб. Дуб это желудь? По природе – да, ведь дуб вырос из желудя. Однако внешне дуб совсем не похож на желудь. Таким же образом и Церковь, сохраняя свою богочеловеческую природу, в разное время и в разных странах может иметь немного отличный вид.
Например, православное богослужение сегодня выглядит не так, как в первые века христианства. Но по сути своей это точно то же богослужение. Просто семена проросли и сделались прекрасными ветвистыми деревьями.
Если более конкретно, у первых христиан Литургия служилась ночью, а Святые Дары принимались не натощак. Именно так было в Сионской горнице. В ночное время апостолы съели ветхозаветную пасху и только потом причастились Святых Тайн. Сегодня мы служим Литургию утром и причащаемся натощак. Что же? Мы нарушаем евангельские правила? Нет. Церковь со временем решила делать так, и она имеет право так поступать. Христос дал ей силу и власть созидать саму себя. Не переставая быть истинной Церковью, она по мере надобности корректирует некоторые внешние стороны своей жизни. Утром ли, ночью ли служим мы Литургию, внутренняя суть ее не меняется.
Павел упоминает пастырей и учителей. Интересно, что пастыри и учителя воспитываются Церковью для того, чтобы они впоследствии назидали и учили Церковь. Здесь мы снова видим вложенную Богом способность к самосозиданию, самообновлению. Заметим: Церковь нельзя вновь создать или, как считают протестанты, основать. Забавно бывает слушать, как какие-нибудь харизматы говорят: «Недавно мы ездили туда-то и основали там Церковь...» Но Церковь нельзя создать или основать, в нее можно только войти! Она уже создана Тем, Кто сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Она уже основана, и только она одна есть истинная Церковь. И Христос подарил ей силу и власть обновлять и восставлять саму себя, с помощью Божией.
Кроме пастырей и учителей у Павла также упоминаются апостолы, пророки, евангелисты. Можно спросить: где же у нас сегодня апостолы, евангелисты, пророки? Неужели Церковь перестала быть истинной, потеряла нечто в себе?
Нет, ничего не потеряла. Да, апостолы – это люди, которые жили лишь однажды, в I веке. В этом смысле апостольство уникально и неповторимо, оно появилось лишь один раз в истории. Но у Церкви во все времена были святые равноапостольные – те люди, которые повторили апостольское служение. Например, святой равноапостольный Николай Японский, живший совсем недавно. Апостолы жили в первом веке и умерли как все люди, но апостольское служение в Церкви сохранилось.
А пророки – есть ли они у нас? Надо понимать библейский смысл слова «пророк». Пророк в Библии – это человек, передающий волю Божию и дающий истинное духовное осмысление событиям прошлого, настоящего, будущего. Само слово «пророк» созвучно слову «прорекать», говорить волю Божию. Вообще, пророчество есть правильная проповедь о Господе. Истинный христианский проповедник – это, по сути, пророк. Есть ли в Православной Церкви проповедники? Да. И всегда были.
Евангелисты. Это не только те, кто записали Евангелие, но и проповедующие его. Так понимает данное место Златоуст. Есть ли у нас такие благовестники? Есть. И всегда будут.
Так что все в Церкви есть: и апостолы (в указанном смысле), и пророки, и евангелисты, и пастыри с учителями. Только об этом необходимо правильно рассуждать, и за пышными кронами раскидистого дуба угадывать желудь. Церковь все та же, и все так же Она исполняет свое дело на земле: привести человека «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Дай Бог, чтоб это произошло и с нами. Дай Бог, чтоб мы жили и спасались в Церкви. В Церкви, в которой Бог «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова».
Сергей Комаров
http://pravlife.org/content/o-samom-unikalnom-svoystve-cerkvi
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии