О реальности души. Протоиерей Владимир Долгих

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Где живет душа? Фото: pravmir.ru

Что нам известно о человеческой душе? Какова она? Каковы ее свойства? Есть повод об этом поговорить в день памяти святителя Григория Чудотворца, празднуемого 30 ноября.

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский происходил из богатой и знатной языческой семьи и изначально носил имя Феодор. Жил он в III веке, а даты его рождения и смерти доподлинно неизвестны. Отец его, как человек высокого достатка, стремился дать сыну хорошее образование. Когда он умер, то Федор с братом отправился по семейным делам в Кесарию Палестинскую где, то ли случайно, то ли из любопытства, услышал лекцию Оригена и стал его учеником, посвятив христианскому образованию пять лет, после чего принял крещение с именем Григорий. Вернувшись на родину, от своего учителя он получает письмо с призывом посвятить жизнь спасению своей души и служению Богу.

О всех подвигах святителя говорить не станем, обратим внимание только на один факт: когда владыка Григорий начинал свое пастырское служение, в его городе было всего несколько христиан, в в конце его трудов на кафедре – то он едва мог отыскать в городе язычников. Святитель оставил после себя и письменное наследие, особое место в котором занимает «Краткое слово о душе». Вот мы и поговорим о душе, опираясь на вышеупомянутое творение святителя.

Три действия ума

Естественно, что свое слово святитель Григорий начинает из доказательства реальности души. Построено оно на основании тех умозаключений, которые бытовали в его время и современный секулярный ученый над ними просто посмеялся бы. Но не все так однозначно.

Мыслители античности выделяли три действия ума: понимание, открытие и доказательство. Не вдаваясь в подробности, скажем, что с того времени, как номинализм и рационализм окончательно завладели рассудком людей, все стало сводиться к простому вычислению и доказательству, а проще говоря к анализу внешнего проявления сущностей, безотносительно к их смысловому содержанию.

Кто движет тело

Теперь давайте вернемся рассуждениям святителя Григория. Итак, на вопрос: существует ли душа, он отвечает следующим образом: «Наше тело, когда движется, то приводится в движение или отвне или извнутри. Что оно приводится в движение не извне, ясно из того, что оно движется и тогда, когда его не толкают и не влекут, как это бывает с неодушевленными телами. И с другой стороны, когда оно приводится в движение извнутри, то движется не в силу естественной необходимости, как огонь. Ибо последний не перестает двигаться, пока он есть огонь, подобно как и тело, сделавшись мертвым, не движется, хотя и остается телом. Следовательно, если тело не приводится в движение извне, подобно неодушевленным предметам, и не движется в силу физической необходимости, подобно огню, то ясно, что оно приводится в движение душой, которая подает ему и то, что оно живет».

Современный человек особо не задумывается о причинах движения, а точнее наличия жизни в теле, а если и задумывается, то все сводит к физиологическим процессам. Но при этом «белым пятном» науки так и остается понимание причин возникновения живой природы из неживой.

На субатомном уровне все что существует, и человек, и растение, и камень, и вода, и металл и т.д., состоит из одних и тех же структурных элементов: протоны, электроны, нейтроны или еще более мелкие кварки и т.п. К примеру, если мы будем строить дом, автомобиль, самолет, шкаф и еще что-то из мертвого дерева, то оно все будет деревянным и никаким другим не станет, а тем более не оживет. Но вот с нашей природой дело обстоит иначе.

Что делает живых существ живыми? Как неживое стало живым? У науки есть масса гипотез, но внятного и четкого ответа на эти вопросы нет. Потому аргументация святителя Григория, несмотря на свою немалую давность, все еще сохранят актуальность. Важно, что он апеллирует к опыту: действительно, если что и движется, то приводится в движение или внешними факторами или какой-то внутренней силой. Первый вариант, преимущественно, относится к неживой природе, второй – к живой.

А если мы говорим о человеке, то верность этого рассуждения еще более очевидна, кроме того, в человеке есть масса свойств, которые нельзя объяснить лишь одной физиологией или, тем более, естественным отбором.

Возвращаясь к трем действиям ума, нужно сказать, что доказать реальность души научными методами невозможно, но это не значит, что ее нет, потому как нематериальную часть человеческой природы можно открыть и понять.

Свойства души

Дальше поговорим о свойствах души. Очевидно, пишет, святитель Григорий, что душа – не тело. Так как всякое тело представляет собой сложность, потому что состоит из частей, то душа, как сущность бестелесная, – проста. Отсюда выводится аргумент в пользу бессмертия. Смерть – это разрушение, разложение на составные части, т.е., опять же, разрушиться может лишь то, что сложно. Но если душа проста, то значит и неразложима, а потому – бессмертна.

Еще одним свойством души является разумность. Святитель Григорий предлагает обратить внимание на чувства (имеется в виду телесные). Задумаемся над тем, что чувства, т.е. инструменты познания внешнего мира, есть и у животных, но при этом животному для нормально функционирования достаточно прикосновения, взгляда, звука и т.п. Человек же этим не довольствуется, он осмысляет то, что познается с помощью чувств, а, кроме того, может обратить познаваемый объект себе на пользу и не просто в каком-то утилитарном смысле, но даже создавать искусство.

Если чувства – проявления действия нашего тела, а тало управляется и живет благодаря душе, то разумность свойственна именно душе. Также разумность проявляется в самосознании. Благодаря этому возможен такой феномен как покаяние. Человек понимает, что он – это не только его тело.

Если бы человек был тождественен своему телу, то была бы невозможна никакая рефлексия, никакая оценка действий, совершаемых посредством тела. Покаяние и строится на том понимании, что «я» – это не только мое тело и мои поступки, потому как именно «я» могу их оценить и исправить. Отсюда апостол Павел и призывает: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то́, чем должны быть» (2 Кор. 13, 5).

Последний аргумент святителя Григория в пользу разумности души построен на способности человека планировать и ставить цели: «Кроме того, мы ничего не делаем, чего прежде не начертаем сами себе, а это не иное что, как достоинство души, ибо знание существующаго не извне привходит в нее, но она сама как бы своими собственными примышлениями украшает все существующее. Вследствие этого она в самой себе предварительно живописует вещь, и таким образом затем обнаруживает ее на деле».

*   *   *

Само по себе целеполагание – проявление разумности. Некоторые живые сущности, как впоследствии писал Фома Аквинский, не обладают собственным разумом, а потому направляются к своей цели пекущимся о творении Богом. Но человеку дан собственный разум действие которого нельзя свести к одним лишь процессам головного мозга, обеспечивающего механику, но не содержание и смыл мысли. Все это говорит еще и том, что человек обладает немалой степенью свободы, заключенной не столько в действиях тела, сколько в действиях души.

Вот так и получается, что даже древнее святоотеческое наследие, при правильном подходе, иногда можно использовать для современной полемики с различными скептиками и атеистами. Это еще одна причина, почему стоит читать святых отцов. В их сочинениях можно найти пользу и для собственной духовной жизни, и инструменты проповеди тем, кто еще не обрел Христа.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/84402-dokazatelystva-realynosti-...