О почитании «благоверных» царей Ивана и Иосифа. Илья Сергеев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Илья Сергеев

Все люди, живущие на Земле, так или иначе причастны власти. Властью обладает всякий родитель, пока его ребёнок мал; властью обладает учитель в школе; властью обличён всякий начальник и в офисе, и на заводе. Власть нужна и полицейскому, и губернатору, и контролёру в трамвае, и игумену в монастыре.

Если родители не пользуются своей властью, как правило, из их детей вырастают не очень хорошие люди (в первой Книге царств есть рассказ о том, как добрый и мягкий первосвященник Илий не хотел проявить твёрдость в отношении своих сыновей и о том, как плохо всё кончилось).
Если полицейские не желают пользоваться властью, ею начинают пользоваться бандиты, если пренебрегает властью правитель страны, то его держава не устоит. Вскоре после крещения к киевскому князю Владимиру пришли епископы и рассказали, что на русских дорогах появилось много разбойников, потому что князь перестал их казнить. «Боюсь греха», – отвечал им Владимир. Тогда епископы вразумили князя, сказав ему о том, что на нём, как на правителе, лежит ответственность за порядок в стране: князь не только может, но и должен казнить злодеев.

Почему же столь неоднозначно наше отношение к правителям талантливым, но жестоким? И так ли плохо быть жестоким? Первосвященник Илий не захотел проявить жестокость к своим сыновьям, - и их, и его жизни закончились трагически. А пророк Илья Фесвитянин не побоялся собственноручно зарезать 70 жрецов Ваала, и это не вменилось ему в грех.

Думаю, что всё дело в том, что пророк не получал удовольствие, убивая. Он не упивался своей властью, перерезая горло очередному жрецу. Власть вожделенна для людей, и диавол знает это. Недаром, принимая Иисуса Христа за простого человека, сатана предлагал ему все царства земные. Власть – это наркотик, и человек, впадая в зависимость от неё, часто уже не желает ни богатства, ни удовольствий (может быть, этим и объясняется аскетизм Сталина: говорят, что после его смерти остались лишь дырявые ботинки, шинель и пара портянок). Как только человек начинает наслаждаться властью, он теряет контроль над собой, как теряет его человек упившийся вином. Как только власть становится для правителя не средством сделать жизнь людей достойной и справедливой, а целью и высшей ценностью, правитель становится её рабом, как пьяница становится рабом вина. Увы, как быстро это происходит со многими из нас! Перво-наперво такой человек прогоняет всякого, кто может сказать ему неприятную правду. Отношение к критике - один из самых ярких показателей того, как человек относится к себе. Если он смирен, то с радостью принимает критику не только справедливую, но и поношения. Если человек горд, он ненавидит обличителя. Имеющий власть особенно искушается страстью гордости (и чем больше власть тем больше искушение), но благочестивый избежит её сетей. Вот как отреагировал святой царь Давид на злословие своего подданного: Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей, сын Геры; он шел и злословил,
6 и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону царя.

7 Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник!
8 Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты - кровопийца.

9 И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову.
10 И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?

11 И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; 12 может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие. (Вторая книга царств). А вот так, согласно житию митрополита Филиппа, составленного святителем Димитрием Ростовским, отреагировал «благоверный» царь Иван на слова святого: В первое время все было покойно; царь уважал святителя и благоволил к нему. Но потом, когда зверства опричников достигли крайнего предела, то блаженный Филипп стал умолять царя прекратить неистовства опричников и обличать самого царя за его казни. Тогда царь пришел в сильный гнев на святого, угрожал ему муками и ссылкою. Он же, оставаясь непоколебим, как адамант, пренебрегал царскими угрозами и не переставал высказывать истину. К прискорбию, нашлись и между духовными лицами предатели, старавшиеся только об угождении царю. (Димитрий Ростовский. Жития святых. 9 января).

Когда властитель не желая слышать правду, гонит, а потом и казнит (по дороге в Новгород) ни в чём не повинного митрополита только за то, что он посмел быть не согласным с царём, не является ли это свидетельством одержимостью властью?

Власть завораживает, и люди слабые смотрят на тиранов, как лягушка смотрит на змею. Не секрет, что во Франции до сих пор почитают память Наполеона, а в России - Иосифа Джугашвили. Можно много говорить о том, что за время его правления расстрелянных и отсидевших в лагерях было не так много, как об этом писал Солженицын, можно вспоминать о том, как каждый год снижались цены, но сейчас речь не о том, был ли Сталин хорошим администратором. Думаю, что был. И он, и Иван Васильевич. Речь о том, можно ли назвать их благоверными правителями, т.е. праведниками. Оставим в стороне споры о количестве убитых и посаженых, порассуждаем о материях потоньше. В докладе Хрущёва «О культе личности и его последствиях», говорится:
Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году.

Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы ещё больше восхвалять роль Сталина.
Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.

Факты, действительно, настолько многочисленны, что нет смысла перечислять их в этой статье. Если бы дело ограничивалось одной только «Краткой биографией»… Будучи человеком совсем не глупым, Сталин понимал, как всё это нелепо выглядит и как бы критиковал льстецов, добавляя к списку своих добродетелей ещё и скромность. Ну, а о том, что случалось с людьми, дернувшими сказать правду о нём, нет нужды и писать.

Можно ли назвать праведником человека, одержимого духом гордыни? Думаю, вопрос риторический. Могут ли такие люди быть талантливыми полководцами и хорошими администраторами? Безусловно. Чего больше, пользы или вреда принесли они нашей Родине? Не берусь судить. Судья им Бог. Мы живём в мире, наполненном образами и символами, и эти правители для многих тоже стали символами царей строгих, но справедливых. Люди, предпочитающие сытое рабство голодной свободе целуют тяжёлую руку грозного царя, оправдывая себя тем, что, якобы восстанавливают социальную справедливость, очищая светлые имена Ивана и Иосифа от клеветы ненасытных в своей злобе врагов отечества – либералов. Они пытаются убедить своих слушателей в том, что всё, хорошее, сказанное и написанное об этих людях – святая правда, а всё плохое – гнусная ложь, не имеющая отношение к исторической науке.

Скорее всего (я в этом почти уверен), почитатели обоих или одного из «героев» этой статьи останутся при своём мнении. Ведь источником этого чувства является не только желание рабствовать и удовлетворение от вида летящих боярских голов и голов их детей, но и своеобразная любовь к Родине. Даже скорее не к Родине, а к державе, и любовь гипертрофированная, чрезмерная. А любая чрезмерность, как говорили отцы, от дьявола. Вот так он ловит каждого из нас на ту приманку, которая особенно дорога нашему сердцу. Эти люди не могут отрицать того, что тот, у кого на руках кровь святых не может быть канонизирован. Об этом же говорил в своём обращении к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 15 декабря 2001 года приснопамятный патриарх Московский и всея Руси Алексий II. «Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых?..» Но за то, что эти правители сделали много для укрепления и расширения державы, их почитатели готовы простить им всё. В заключение, людям, которые любят Родину больше Христа хотелось бы напомнить слова нашего Господа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» Мф 10:37. «Перед нами не внутрицерковная дискуссия, - говорится в другом обращении патриарха. - Все более очевидными становятся намерения организаторов - внести разделение в церковную среду… самочинно переписать русскую церковную историю, в угоду сегодняшним идеологическим пристрастиям провести ревизию столетиями складывавшемуся собору русских святых. Несомненно, что все это говорит о серьезном повреждении церковного сознания, опасные последствия которого очевидны каждому пастырю» (Из Обращения патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 25 марта 2003 года).

http://radonezh.ru/analytics/o-pochitanii-blagovernykh-tsarey-ivana-i-io...