О Католицизме. Часть 1. Игумен Кирилл (Сахаров)  

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Краеугольный догмат католицизма – о папском главенстве в Церкви, о папской непогрешимости. Католики могут пойти на уступки по другим вопросам, но в вопросе о главенствующей роли пап – стоят безкомпромиссно. За любую критику тебя не отлучат, но если выступишь против примата пап, то рискуешь подвергнуться серьезным карам. Справедливости ради надо сказать, что у некоторых святых отцов древности – Климента Римского, Игнатия Богоносца, Киприяна Карфагенского - встречаются слова о высокой роли Римской Церкви.
 
Св. Климент писал, что Римская Церковь обязана заботиться о всей Церкви, а св. Игнатий Богоносец называет Римскую Церковь «предстоящей в любви»: «С ней должны все согласовывать ради ее высокого главенства».
 
Все спорные вопросы во II и III веках – о времени празднования Пасхи, о принятии падших, о крещении еретиков – решались в Риме. Профессор В. Болотов отмечал, что все 28 римских епископов первых трех веков были православными, их точка зрения восторжествовала. О. Виталий Боровой на лекции по истории западных исповеданий говорил, что папство – это не дом, который сразу построился, а живой организм, который развился из зерна. Это историческое явление, а не догматический факт. Он также говорил, что нет данных, что первые римские епископы были связаны с апостолом Петром, что нет никаких исторических свидетельств о страданиях и смерти Петра в Риме, что именно Петр основал христианскую общину в Риме – да, связан с общиной, но не основал ее. Большинство святых отцов полагает, что если Петр и получил первенство, то только лично и оно не перешло к его преемникам. Блаженный Августин, который считается отцом западного богословия, отстаивал независимость Карфагенской Церкви от Рима. Когда нужно было говорить против еретиков, то он ссылался на авторитет Рима, как на хранителя апостольского Предания, но он не усвоял Римским папам первенство власти.
 
Кстати, св. Иоанн Златоуст говорит об Антиохийских епископах как преемниках блаженного Петра. IV Вселенский Собор уравнял Константинопольских патриархов с Римскими папами (28 правило). Папа Лев Великий протестовал, не признавал этот канон и даже отлучил Константинопольского Патриарха Анатолия за титул «Вселенский». Св. Амвросий Медиоланский, с одной стороны, считал, что власть ключей была дана не только Петру, но и всем апостолам, а с другой, утверждал: «где Петр, там и Церковь, он – основание Церкви». В то же время он говорит, что римским епископам принадлежит первенство веры, а не власти. 44 святых отца понимают под камнем, на котором основана Церковь, не личность Петра, а исповедание им веры во Христа Сына Бога Живаго и лишь 17 понимают под камнем самого Петра. Систематическое изложение учения о примате Римских пап, полное его выражение мы встречаем в «Томосе» Римского папы св. Льва Великого. (V век; именно этот папа вышел навстречу вождю гунов Аттиле). Св. Лев писал: «Апостол Петр – звено, связующее Христа с Церковью, через него благодать переходит на других апостолов, он Глава епископов. Всякий удаляющий себя от общения с Римской Церковью ставит себя вне Церкви». Этот Папа в 445 году добился издания императором особого эдикта о подчинении Римскому папе всех Западных Церквей (на век раньше, в 343 году, Сардикийский Собор предоставил Римскому папе Юлию право апелляции – но только ему лично).
 
Римский папа Геласий (конец V века) первым из пап начал издавать собственные каноны. Он писал, что Римские папы выше Соборов и императоров (Учение о двух мечах). На Востоке их не включали в сборник канонов и не считали, что Рим никем не судим и что он центр христианства.
 
В начале XIV века Папа Бонифаций писал, что подчинение Римским папам необходимо для спасения. Папы, по его словам, имеют не только первенство в Церкви, но и обладают высшей властью над всей Церковью. Без их согласия не могут быть созываемы Соборы.
 
Папа Григорий VII (XI век) издал буллу «Диктатус папа» из 27 пунктов, в которых говорилось о непогрешимой власти Римских пап. Здесь содержится утверждение, что они выше императоров, как Солнце больше Луны. Римских пап он называет наместниками Христа, которые судят духовные и светские дела.
 
До VII века на Западе были Автономные Церкви: Испанская, Гальская, Кельтская, Аквилейская и др. Все они утратили свою самостоятельность и перешли под эгиду Рима. Отношения между Востоком и Западом, Римом и Константинополем вначале были ровными и безконфликтными, но далее все пошло по-другому. Время взаимного непоминания, в общей сложности, продолжалось около 250 лет. Например, 37 лет (484-519 гг.) продолжался разрыв между Римом и Константинополем (Акакиева схизма). Так что, так называемое, разделение Церквей было закономерным выражением постепенного обособления – фактически, с V века. Крупное столкновение произошло в IX веке между Римским папой Николаем и Патриархом Фотием. Фотий устоял, Большой Софийский Собор (879 г.) утвердил его статус. Этот Собор также осудил «филиокве» - учение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (в начале XI века при Папе Бенедикте VII «филиокве» было закреплено в католической доктрине).
 
Вторая половина IX-X вв. – время необычайного упадка папства, период раздоров и морального разложения. Избрание Римских пап в это время зависело от герцогов и князей, Римские папы оказались игрушками в руках римской аристократии. Папство оказалось в руках нескольких кланов, мафии, в руках развратных женщин (Морозия, Феодора). У Пап от них рождались дети, о чем знал весь Рим. Было немало проявлений жестокости, даже по отношению к умершим конкурентам (история с папой Формозом). Папы Бенедикт VI и Иоанн XIV были убиты. Иоанну XVI по приказу соперника отрезали нос и язык, выкололи глаза и после поругания бросили в тюрьму, где он умер. Одним словом, это был темный век в истории папства.
 
Так называемое Разделение Церквей произошло, как известно, в 1054 году. Теория догматического развития, которого придерживается Католическая Церковь и господство юридических форм мышления во многом обусловили появление расхождений с Православием по существенным вероучительным вопросам. Непосредственно все началось с письма Охридского архиепископа Льва с обвинениями против латинян (опресноки, пост в субботу, употребление удавленины, не поют «аллилуия» в Великий пост). Папа ответил Патриарху Михаилу, который отреагировал примирительно. С примирительной миссией выступил Антиохийский Патриарх Петр. Во время пребывания в Константинополе папских легатов вышло сочинение монаха Никиты Стифата, где содержалась критика латинян. В ответ кардинал Гумберт выдвинул обвинения в симонии, в перекрещивании латинян и пр. Также была высказана обида за холодный прием, за якобы закрытие латинских церквей в Константинополе и за то, что Константинопольские патриархи называют себя Вселенскими. Гумберт, войдя в алтарь Софийского собора, положил на него акт об отлучении. Формально это недействительно, так как в это время умер папа Лев. На Соборе в Константинополе анафематствовали, кстати, легатов, а не Католическую Церковь.
 
В XI-XII веках Папы борются с немецкими императорами за право назначать епископов (борьба за инвеституру). Император инициировал на Соборе низложение Римского папы Григория VII, а тот, в свою очередь, наложил на него интердикт. Григорий VII издал буллу «Диктатус Папа», где утверждалось, что он является Вселенским пастырем. Только он может низлагать епископов и императоров. На Соборах его легаты присутствуют на 1-м месте. Его решений никто не может отменить, а он может отменить любое решение. Римская Церковь не может заблуждаться, а Римский папа может освободить от присяги. Апогей папского могущества произошел при Папе Иннокентии III (начало XIII в). Все государи Европы подчинились ему. В 1204 году состоялся IV Крестовый поход – тогда крестоносцы захватили Константинополь и учредили Латинскую Империю. Вместо упраздненного Константинопольского Патриархата была учреждена Латинская Патриархия. В 1274 году была заключена Лионская уния (она не была реально воплощена в жизнь). Император Генрих IV босиком в одежде кающегося вместе с женой и детьми шел на поклон Папе и три дня стоял босой на снегу перед его замком («Каносса»; правда потом он снова продолжил борьбу, и Римский папа был вынужден бежать из Рима). Еще один большой инцидент произошел в конце XIII века у пап с французским королем Филиппом IV Красивым. Этот король проводил очень успешную политику по ликвидации феодальной раздробленности и созданию единого государства. Так как это сопровождалось войнами, нужны были средства – с Церкви стали взимать большие налоги. Римский папа Бонифаций VIII издал буллу, в которой утверждалось, что короли являются вассалами пап. Филипп в присутствии приближенных порвал и сжег эту буллу. Папа собрал Собор, на котором король был отлучен от Церкви, а его подданные освобождены от присяги. Филипп, в свою очередь, обвинил папу в убийстве предшественника, моральном разложении и в узурпировании власти. Филипп выдвинул на папский престол свою креатуру - архиепископа г. Бордо, ставшего Климентом V (1306 г.). Он не захотел ехать в Рим, а остался во Франции в городе Авиньон, где папы находились 70 лет. В 1378 году это обстоятельство привело к «Великой схизме», когда одновременно были двое пап. В 1409 году Собор в Пизе низложил обоих пап. На папском престоле утвердился Балтазар Коса с именем Иоанн XXIII (в прошлом он был морским разбойником). Под этим же именем в 20 веке был другой папа – инициатор Второго Ватиканского Собора (тем самым как бы перечеркивалось имя Косы в истории Католической Церкви).
 
В XIV веке при императоре Иоанне V Палеологе наступил апогей заигрывания Константинополя с Римом. Его мать была католичкой. Император был в латинском окружении. Епископы, склонные к унии, ставились на ключевые посты. В 1357 году Иоанн лично отрекся от «схизмы» и принял католическое причастие (впоследствии он официально перешел в католичество. За ним последовал целый ряд сановников). Тем самым надеялись получить военную помощь, но этого не произошло. Наиболее известным униональным мероприятием был Ферраро-Флорентийский Собор 1438-1439 гг. На этом Соборе прошла широкая дискуссия по поводу филиокве – пришли к выводу, что исхождение Святаго Духа и от Сына, и через Сына почти равнозначны. Греки признали правомерность включения филиокве в Символ веры, но при условии, что для них это не обязательно. Вопрос о веществе хлеба для Евхаристии был снят с повестки. Была признана равнозначность обрядов. Греки признали, что после смерти есть некоторое очищение от грехов – в этом заключается смысл молитв об умерших. Решения этого Собора, как известно, не подписал святитель Марк Эфесский. Впоследствии более половины греческих епископов отказались от своих подписей. Произошел раскол на сторонников и противников унии. Уния не спасла Константинополь – в 1453 году он пал под ударами турок-мусульман. Получается, что последний Византийский император был униатом, а в Святой Софии поминали папу. Официально уния была расторжена в 1484 году, то есть через 45 лет. В XVI веке все уступки грекам были перечеркнуты. Греческую веру папы называли суеверием, ересью и святотатством. Был взят курс на латинизацию Востока. Так продолжалось до папы Пия IX (1846 – 1878 гг.), когда произошел позитивный поворот к восточной литургической традиции как равной. В 1848 году этот папа обратился с призывом к единству. Собор в Константинополе очень резко на это отреагировал. В ответном послании Рим обвинялся «в попирании с величайшей наглостью Божественного учения» и в страсти к нововведениям, чудовищных ересях, противных Писанию и Соборам, в диктате и стремлению к господству. Отрицалось как не истинное крещение через обливание и пр.
 
В начале XVI века при папе Льве произошла Реформация. Это было время гуманизма, который возвеличивал человека и критиковал средневековое христианство. Католическая Церковь в это время переживала кризис. Началом Реформации принято считать 1517 год, когда католический монах Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов с критикой индульгенций (по другой версии он переслал их архиепископу по почте, а когда не получил ответа, то опубликовал их). Предшественниками Лютера были Виклеф в Англии и Гус в Чехии. Борьба между протестантами (так впоследствии стали называть сторонников Лютера) и Католической Церковью закончилась в 1648 году Вестфальским миром, согласно которому «чья власть, того и вера». Католическая Церковь собралась с силами и провела в Триденте Собор, на котором было отмечено, что источниками Откровения является наряду со Священным Писанием и Священное Предание.
 
Вульгата была канонизирована, индульгенции утверждены. Мирянам было запрещено читать Библию. Активно развивалась наука - упомянем некоторых известных католических ученых: Петарий, Беллярмин, Бароний, Босюэт и др. Был принят ряд дисциплинарных мер и разработана система духовного образования. Также было реформировано монашество. В области вероучения утвердилась схоластика. Таким образом, началась Контрреформация.
 
Большую роль в Контрреформации сыграли монашеские Ордена: иезуиты, бенедиктинцы, кармелиты, доминиканцы, Мальтийский орден и др. Устав Ордена иезуитов был утвержден Папой в 1540 году. В 1773 году Папа Климент XIV распускает этот Орден. В специальной булле он обвиняет его в различных преступлениях. Орден был распущен во всех государствах, кроме России. Восстановлен он был в 1814 году. В настоящее время это самый мощный католический Орден. Орден францисканцев действует с XIII века. Францисканцы именуют себя «меньшими братьями». Они не жили в монастырях – они странствовали. Призывали к бедности и аскетизму. Очень много занимались благотворительностью. Римские папы предоставили им право преподавать в университетах.
 
При Наполеоне Католическая Церковь Франции, несмотря на конкордат, была в полном подчинении государству. Венский конгресс (1815 г.) предоставил представителям Католической Церкви особые права в международных делах. В 1864 году Римский папа издал документ под названием «Силлабус». Этот документ состоял из 70 параграфов, в которых осуждались рационализм, либерализм, гражданский брак, отделение Церкви от государства и пр. Католическая Церковь и папство в это время находились в конфликте со всем миром, что привело их к почти полной изоляции от общества и от культуры, и грозило дальнейшим упадком их влияния. Папское государство было упразднено.
 
Пий IX объявил себя узником Ватикана и предал анафеме короля. В конце 1869 года открылся Первый Ватиканский Собор. Несмотря на давление, оказанное на его участников, более половины из них не были согласны с его постановлением о том, что определение пап сами по себе, а не с согласия Церкви являются непогрешимыми. Однако в конце Собора против выступило только двое. Особенно активно выступал против хорватский епископ Штроссмайер. После этого решения наш известный историк проф. В. Болотов писал: «Соединение Церквей произойдет только тогда, когда, судя по решениям I Ватиканского Собора о папской непогрешимости, «испразднится последний враг – смерть»».
 
Немецкий исследователь Хасслер, на основании Ватиканских архивов, написал книгу о I Ватиканском Соборе, в которой показал какие махинации и неприглядные вещи были на нем. Его книга вызвала страшное возмущение в Ватикане, и он был уволен. Конечно, нельзя упрощенно понимать понятие «непогрешимость», а точнее «безошибочность». Во-первых, папы очень редко что-то новое провозглашают в области вероучения, а во-вторых, этому предшествует опрос епископов и рассмотрение на епископских конференциях. По сути, провозглашение какого-то нового догмата является констатацией и закреплением уже сложившихся вещей. 95% Римских пап ни разу не пользовались правом провозглашать «экс катедра» безошибочные вероучительные постулаты.
 
Римский папа Лев XIII особое внимание обратил на социальные вопросы (см. его энциклику «Рерум Новарум»). Фома Аквинский был объявлен краеугольным камнем богословия. Этот папа также издал «Окружное послание о христианском единстве» и осудил масонство. Он же призвал священников идти с проповедью в народ. Возникает движение священников-рабочих. Когда в 1935 году во Франции был образован Народный фронт – в него вошли эти священники. Так как они стали проникаться марксистскими идеями и резко выступать против капитализма и эксплуатации, в Риме испугались и запретили это движение. Если раньше Франция посылала в разные страны миссионерские экспедиции, чтобы просвещать местных аборигенов светом Христовой веры, то теперь Франция сама стала территорией, которой требовалась миссия.
 
Лев XIII в некоторых своих энцикликах (всего у него их более 30) неоднократно очень твердо защищал частную собственность, право владельцев заводов и фабрик на прибавочную стоимость. Он выступал против любого социального радикализма – социализма, коммунизма, левого движения, хотя и провозглашал право рабочих основывать профсоюзы для защиты своих прав. Он увещал владельцев фабрик и заводов по-христиански, гуманно относится к рабочим и их нуждам. В основном свое социальное учение он сводил к призывам благотворить от своих избытков. Кстати, профсоюзы он представлял совместными, рабочих с капиталистами – они должны были обсуждать общие интересы без классовой борьбы. Эти папские призывы произвели большое впечатление на весь мир. Льва XIII стали называть «рабочим Папой», «другом рабочих». В это время активную деятельность развил молодой итальянский священник Мори, который выступал за участие католиков в выборах и вообще в политической жизни. Папа осудил деятельность этого священника и еще раз подтвердил свой запрет на участие католиков в политической жизни. Мори не подчинился и стал депутатом итальянского парламента от Христианско-демократической партии.
 
В 1893 году Лев XIII приглашал всех православных епископов в Рим. В ответном послании Патриарх Анфим VII с Синодом ответили резко отрицательно: «Дьявол обуял епископа Рима гордыней, от чего произошли новшества, которые противны Евангелию». В послании содержались упреки в прозелитизме. Странно, что не говорилось об изъянах в духовной практике у католиков. Профессор А. Осипов писал, что Католическая Церковь в своем духовном пути решительно отступила от духа Древней Церкви.
 
Преемником Льва XIII был Пий X (1903-1910 гг.). Он происходил из крестьянского сословия. Папой он был избран, будучи Патриархом Венеции. Этот папа активно боролся с модернизмом. В начале его понтификата у Ватикана резко обострились отношения с Францией, закончившиеся разрывом дипломатических отношений. Дело в том, что во Франции в это время был подъем антиклерикализма, что привело к тому, что Церковь была отделена от государства, а школа от Церкви. Католическая Церковь потеряла право юридического лица. Конкордат был расторжен. Проводилась принудительная инвентаризация культового имущества. Зарегистрироваться было возможно не Католической Церкви в целом, а только отдельным общинам. Подавляющее большинство верующих отказывалось идти на регистрацию. Имели место столкновения полиции с верующими, были убийства с обеих сторон. Около 5 тысяч священников были призваны в армию. Папа оставался непреклонным. В конце концов, государство было вынуждено пойти на смягчение позиции, стало налаживать отношение с тем, чтобы выйти из тупика, право юридического лица было восстановлено. Интересно, что законы, дискриминирующие Церковь, остались прежними, но на практике они не применялись. Что касается борьбы с модернистами, которые пытались объяснять веру в терминах и понятиях, понятных современному человеку, но в то же время рассчитывавших на человеческий ум и силы, то по отношению к ним папа занял безкомпромиссную позицию. Активно шла борьба с модернизмом. Кандидаты на рукоположение принимали антимодернистскую присягу. Модернисты считали, что Священное Писание необходимо изучать научно-критическим путем, как и другие отрасли науки. Это, однако, вело к тому, что в Библии не оставалось ничего божественного, а только человеческое, то есть они свели Боговдохновенное учение только к человеческому элементу.
 
Папа Бенедикт XV (1914-1922 гг.) во время Первой Мировой войны занял нейтральную позицию. Многое сделал для беженцев, голодающих. Восстановил дипломатические отношения с Францией. Когда в Советской России начались гонения на религию, он послал ноту протеста. Папская миссия помогала голодающему населению Поволжья (эта Миссия была выслана из страны, так как пыталась восстанавливать католические епархии).
 
В 1923 году на папский престол взошел архиепископ Милана кардинал Ратти под именем Пий XI. Он отличался необычайной ученостью, знал многие древние и современные языки. Долго был заведующим библиотекой в Милане. Будучи представителем папы в Польше, он вместе с Пилсудским планировал поход на Восток, быв сторонником Германии и противником коммунизма. При нем Ватикан заключил ряд конкордатов, в частности, с Италией и Германией. Согласно конкордату с Муссолини, Итальянское государство выплачивало Римскому папе 750 миллионов лир. Было создано новое государство Ватикан на площади 0,44 га. В самом Ватикане находится несколько десятков дворцов. Плюс вне Ватикана Лютеранский дворец и летняя резиденция в Кастель-Гандольфо, базилика Санта-Мария-Маджоре и собор святого Павла. Католицизм был признан итальянским государством государственной религией, в школы было введено преподавание Закона Божия. При нем так же произошла кодификация канонов Католической Церкви. Папа Пий XI с целью прозелитизма среди русских основал «Руссикум». Он равно отрицательно относился и к фашизму, и к коммунизму. Осудил национал-социализм не как само явление, а отдельные проявления антиклерикализма с его стороны.
 
В 1936 году в Испании началась гражданская война, были разрушены тысячи церквей, тринадцать епископов и около семи тысяч священнослужителей и религиозных испанцев были убиты. В Мексике между 1926 и 1934 годами более 3000 священников были сосланы или убиты. В Китае после прихода к власти коммунистов в 1949 г. были изгнаны все иностранные миссионеры. В Польше нацисты убили более 2500 монахов и священников, а еще больше было заключено в тюрьмы.
 
Муссолини и Франко официально были католиками. Гитлер смотрел на Католическую Церковь только как на инструмент достижения своих целей. Папа проводил особые моления о гонимых верующих Советской России. В одной из своих энциклик он объявил, что всякий, кто сотрудничает с коммунистами, с их властью в Восточной Европе, предается анафеме. Тем самым были отлучены миллионы католиков: солдаты, служившие в армиях соц. стран, служащие, рабочие, священники, находившиеся в лояльных отношениях с властями. В энциклике «Мистическое Тело» раскрывается учение о Церкви, как о мистическом Теле Христовом. Эта энциклика имела большое значение, так как в ней был отход от католической традиции, согласно которой Церковь прежде всего является Институтом.
 
Пий XII был нунцием в Германии, а позднее стал гос. секретарем Ватикана. Этот Папа выступил против возрождения язычества в Германии в связи с тем, что стали звучать утверждения, что христианство якобы устарело и что необходимо вернуться к древнегерманской языческой религии, ибо только она может воспитывать фашистов в должном духе. Когда начались еврейские погромы, то папа не нашел ни одного слова для осуждения геноцида и защиты евреев. Также он молчал по поводу массового уничтожения сербов и разрушения их храмов. Загребский кардинал Степинац даже поощрял этот геноцид. Погибло очень много сербских епископов, священников и верующих. Когда началась холодная война, папа активно участвовал на стороне США и Запада.
 
В 1958 году на папский престол был избран кардинал Ронкалли. Ему тогда было 77 лет. Избиравшие думали, что он не будет представлять никакой опасности, а только числиться. Он рассматривался как промежуточная фигура, но ошиблись. За 4 с половиной года своего понтификата Иоанн XXIII совершил настоящую революцию, переворот в устройстве Римо-Католической Церкви. Наверное, многие из тех, кто его избирал, не сделали бы этого, зная, чем все это закончится. Иоанн XXIII был очень интересной личностью. Родился он в семье бедного крестьянина. Был нунцием в Болгарии (10 лет), в Турции (3 года) и в Греции, и во Франции, наблюдателем при Юнеско. Видя, что Католическая Церковь зашла в тупик, он понял необходимость ее обновления. Первым делом он назначил 23 новых кардинала, тем самым ослабив значимость старых. Через 3 месяца после избрания он объявил о необходимости созыва Второго Ватиканского Собора. Папа говорил: «Собор никого не осудит, и никого не предаст анафеме. Время анафем прошло и настало время диалога на основании христианской любви». За короткий срок своего правления (1958-1963 гг.) он перевернул Католическую Церковь и создал целую эпоху, противоположную эпохе длительного понтификата Пия XII. Будучи во Франции, он сблизился с де Голлем, а после его смерти с его преемником – социалистом. Очень хорошие отношения сложились у него во Франции с советским послом. До Иоанна XXIII кардиналы назначались из числа итальянцев, немцев, французов, австрийцев – из католических стран. Он порвал с этой традицией – произошла интернационализация коллегий кардиналов – среди них появились японцы, филиппинцы, африканцы и др. В качестве наблюдателей на Соборе присутствовали представители некоторых Православных Поместных Церквей, в том числе Русской. Этот папа, по словам о. Виталия Борового, «имел мужество брать ответственность за большие дела». В своей энциклике «Пацем ин Терис» («Мир на Земле») он заявил, что желает иметь диалог и сотрудничество со всеми людьми доброй воли. Его называли «добрый Папа» («Джон добряк»).
 
Новый папа Павел VI (1963-1978 гг.) (бывший кардинал Монтини) был дипломатом высокого ранга и более подготовлен, чем его предшественник. Он знал все тайны Курии, но сделал гораздо меньше, чем Иоанн XXIII. Это был очень осмотрительный человек, который внимательно изучал каждое явление, все время колебался, очень мучительно вынашивал решения, но когда принимал решение, то очень твердо его держался. Был мягким в обращении, и в то же время сдержанным. Он расширил круг участников Собора (он завершился в 1965 г.). Павел VI явно боялся того, к чему может привести этот Собор, старался притормозить некоторые, опасные, на его взгляд, тенденции. Продолжил сближение с православным Востоком. У него была теплая беседа с Председателем Верховного Совета СССР Н. Подгорным. Сближению особенно способствовало издание папой энциклики «Популорум прогрессио» («Развитие народов»), посвященной социальным вопросам и проблемам Третьего мира. В 1964 году Папа впервые посетил Святую Землю, где встречался с Патриархом Афиногором – тогда произошло взаимное снятие анафем. Этот папа посетил почти все континенты.
 
Во Всемирный Совет Церквей Римо-Католическая Церковь официально не вступила, но ее представители активно участвуют в его отдельных программах. Павел VI считал, что Иоанн XXIII слишком далеко зашел в открытости миру, что бег истории необходимо придержать. Несмотря на то, что большое количество священников оставили свое служение по причине обязательного целибата, папа, несмотря на большое недовольство священников и епископов, целибат подтвердил. Священникам, прекратившим служить, он предоставил возможность оставаться церковными работниками, например, преподавателями. Очень твердую позицию он занял по поводу абортов и противозачаточных средств, несмотря на требования со всех сторон смягчить ее. Особенно большое возмущение его позиция вызвала у католиков Третьего мира, у которых остро стояла проблема питания в связи с высокой рождаемостью. Павла VI даже прозвали «Папа-пилюля». Католическая Церковь по-прежнему твердо стоит на этой позиции. В отличии от Иоанна XXIII, который не вмешивался в ход работы Собора, Павел VI вмешивался активно. Несколько раз он своими указаниями изменял проекты решений в сторону увеличения власти Римских пап и ослабления экуменического характера соборных постановлений.
 
Важным было Соборное Постановление «О Божественном Откровении», в котором говорится о соотношении Священного Писания и Священного Предания (это особенно волновало протестантов). В Постановлении утверждался паритет Священного Писания и Священного Предания, говорилось о том, что Священное Писание необходимо истолковывать в свете Священного Предания – в принципе, это православная точка зрения.