О ГРОЗНОМ ЦАРЕ ИОАННЕ И «ОБОЛГАННОМ СТАРЦЕ» РАСПУТИНЕ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Уже давно идет дискуссия в православной среде о возможной канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина.

Безусловно, что история – это пространство диалога Бога и людей, а поэтому голос исторического предания для нас очень важен. Наши «ревнители» не имеют реального опыта церковного послушания, у многих из них уже сформировались диссидентские привычки, слабости к бунту. Опровергать все мифологемы, связанные с тем же Распутиным, не представляется возможным, потому что возникают все новые и новые. Так, в свое время на радио «Голос России» от Жанны Бичевской прозвучала очередная сплетня, что, дескать, Распутин – это тайный монах и даже священник. Он ездил на Афон,  там его тайно рукоположили и постригли, поэтому он и был духовником царской семьи.

Сами по себе эти сообщения не имеют вероучительного значения, но удивляет то, с какой настойчивостью такого типа люди ищут повод, чтобы сказать «нечто значащее»,  даже если это «значащее» становится ядром, стремящимся сокрушить церковное каноническое сознание.

Причина появления подобных мифологем заключается в крайне низкой духовной культуре людей, присоединяющихся к Церкви и сразу начинающих  «учить», – они сами совершенно не подготовлены и слепо восприняли  высказывания тех, кто лишь на шаг опередил их в церковности. Сознание бывшего «советского гражданина» расколото, привычка жить двойной жизнью вошла в плоть и кровь наших граждан: с одной стороны, походы на партсобрания, а с другой – пересказ политических анекдотов и кукиш в кармане.

Сегодня все против чего-то борются: против Патриарха, против глобализма, масонов, идентификационных кодов… Возле этих группировок создается постоянная атмосфера скандала, ажиотажа, склок. Вот уже говорят, что надо канонизировать не только Ивана Грозного, но и Игоря Талькова, и даже есть уже иконы «святого Иосифа» (Сталина). И куда мы придем? Как говорил ныне покойный митрополит Владимир Сабодан, те люди, которые требуют канонизации Распутина и Ивана Грозного – это или недалекие по уму люди, или откровенные провокаторы. И Грозный, и Распутин сыграли свою роль в истории России, положительная она или отрицательная – об этом скажут историки. Если она была неправильно оценена в дореволюционной или советской истории, то сейчас есть возможность, ссылаясь на исторические документы и свидетельства, опровергнуть данную им оценку. Но даже если историки и сумеют это сделать, это еще не значит, что их надо причислить к лику святых. История сохранила для нас множество имен выдающихся людей, которые в свое время сыграли важную положительную роль для государства, народа и Церкви. Но они не канонизированы. Требования канонизации Распутина и Ивана Грозного таят большую опасность внести в церковную среду соблазн, посеять недоверие, сомнение, дискредитировать саму идею святости и стать причиной раскола. Поэтому такие попытки носят провокационный характер. И какие бы аргументы ни приводили сторонники канонизации, они не могут быть достаточными, поскольку не было и нет общенародного почитания этих лиц. А раскручивание в прессе этой темы – это обработка общественного мнения политически заангажированными околоцерковными СМИ для искусственного превозношения их неподтвержденных добродетелей.

Еще Патриарх Алексий Второй говорил, что если речь идет о канонизации  царя Ивана Грозного, то в этом случае нужно деканонизировать митрополита Московского Филиппа, преподобного Корнилия, игумена Псково-Печерского и многих других, убиенных и замученных Грозным. Ведь нельзя же одновременно поклоняться и убийцам, и их жертвам. Безусловно и то, что эти псевдоревнители православия действуют не вполне осознанно, а подчиняясь своим эмоциям, своей жажде сильной власти, своему стремлению увидеть в государстве порядок. Но, как известно, жестокостью и насилием, которые есть сами по себе зло, можно на какое-то время ограничить проявление зла, страхом реально загнать насилие в подполье, где оно вырастет в геометрической прогрессии. В истории были случаи, когда на эшафоте рубили карманнику руку, а его подручные, пользуясь большим скоплением народа, тут же лазили по карманам. Победить зло возможно только осознанным глубоким покаянием и изменением всего строя личной жизни. Христос в притче о Добром Самарянине сказал слушающему: «Иди, и ты поступай так же». Не сказал: «Ищи таких  же поступков от людей», но сам поступай милостиво к ним.

Известный церковный историк В. Цыпин утверждает, что вопросу канонизации Распутина было посвящено несколько заседаний синодальных комиссий, где в результате тщательного исследования этого вопроса был выработан адекватный подход к этой теме. В заключительном выводе говорилось, что общение Царственных Мучеников с Распутиным объясняется тем, что последний, как виделось императрице, мог помочь ее сыну Алексею в страданиях. Поэтому он представлялся ей и религиозно одаренным человеком, возможно, она считала его старцем в собственном смысле этого слова. Вывод комиссии однозначен: «Даже если это так, то мы имеем дело с ее заблуждением. Канонизация императрицы вовсе не исключает ее ошибочных суждений, в том числе и религиозного характера». Ведь даже среди святых отцов случались разногласия, в том числе по серьезным вопросам. Например, святитель Игнатий Брянчанинов был  против отмены крепостного права («Аще хощеши быти больше всех, поработи себя», то есть будь всем слугою), тогда как святитель митрополит Филарет Дроздов ратовал за его отмену и даже являлся одним из авторов самого Манифеста.

Да, кровь мученичества много значит и многое искупает. Но когда сегодня эта канонизация используется для того, чтобы и Распутина, и Грозного внести в святцы, понятно, что здесь мы дело имеем со злонамеренной инициативой.

Или вот еще один литературный «перл» с длинным названием «Мученик за Христа и за Царя Человек Божий Григорий, Молитвенник за Святую Русь и Ея Пресветлого Отрока» (Москва, 2000), достойный пера Салтыкова-Щедрина. Процитируем отдельные фрагменты. Так, в этом «житии святого мученика схимника Григория Нового» сказано, что с «Вырубовой он ходил на крейсере «Варяг» в Верхотурье и в Тобольск» (с. 151). В другом месте описывается подвал «масона Юсупова», где был Распутин убит: «В углу была брошена белым пятном огромная шкура белого медведя, недавно приобретенного хозяином в поездке по Индии и безжалостно им убитого. В сатанинских ритуалах шкура медведя являет собой знак сатаны» (с. 176). Или вот еще: «Распутин понимал язык животных» (с. 406). И все это в опусе излагается вполне серьезно.

И в заключение  еще несколько слов об Иване Грозном, которого «ревнители» также требуют канонизировать, как и Григория Распутина. 9 (22) января наша Церковь празднует память священномученика митрополита Московского Филиппа, который царем Иоанном был лишен сана в 1566 году, а 23 декабря 1569 года опричником Малютой Скуратовым по приказу царя задушен. 3 (16) июля мы вспоминаем перенесение святых мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву.

В «Истории Церкви» митрополита Макария читаем: «Царь прибыл в Новгород и в продолжение шести недель совершал свои страшные казни. Ограблены были не только жилища граждан, но и все монастыри, все церкви… До пятисот игуменов, иеромонахов, иеродиаконов и старцев были всенародно поставлены на правеж и по повелению царя забиты палицами до смерти, а потом развезены по своим монастырям для погребения. Всех священников и диаконов новгородских церквей заключили в оковы и ежедневно с утра до вечера секли на площади, требуя с каждого по двадцати рублей пени. Архиепископ Пимен, которого Иоанн назвал главным изменником и виновником казней, постигших Новгород, подвергся крайнему поруганию: с него сняли святительские одежды, посадили на белую кобылу и привязали к ней ногами, вручили ему бубны и волынку, и как шута возили по улицам города» (Полное собрание русских летописей. Т. 3. С. 159).

Такое над церковными людьми мог совершить только психически нездоровый человек, каковым, судя по его поступкам, Иван Грозный и был.

По свидетельству летописи и монастырскому преданию, царь собственноручно умертвил игумена Корнилия и ученика его Вассиана, о чем сказано даже в церковной службе (Четья-Минея, 20 февраля), в стихире на «Господи, воззвах»: «…Земное шествие скончавая славно, царем неправедно убиен быв, с мученики венчався, Корнилие».

Братия Псково-Печерского монастыря были свидетелями убиения царем преподобномученика Корнилия и его ученика. Поэтому в службе Собора Псково-Печерским святым, написанной по благословению Духовного собора старцев уже в наше время, следуя монастырскому преданию, в истине которого ни у кого нет оснований сомневаться, мы читаем: «К безумию склонися Царь грозный и смерти тя предаде: тем же и освятися твоею кровию обитель Псково-Печерская».

Профессор Чернышев В.М.

http://pravlife.org/content/o-groznom-care-ioanne-i-obolgannom-starce-ra...