О десятине. Иерей Даниил Сысоев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Священник Даниил Сысоев

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сейчас завершилось наше вечернее богослужение, на котором мы слышали отрывки из книги Бытия, которые читаются во время Святой Четыредесятницы, чтобы люди вспомнили о создании Вселенной и о начале нашей истории, в то время когда мы готовимся к празднику воссоздания нашей Вселенной, к празднику Святой Пасхи Господней. В это время также читаются и Притчи, которые показывают, как нам надо жить во Вселенной, какие есть нормы порядочной христианской жизни. Сегодня отрывок из книги Бытия и из Книги притч оказались взаимосвязаны. Неслучайно, по глубокому промыслу Божию, проявившемуся в мудрости авторов церковных песнопений.

Вы обратили внимание, что первый отрывок из книги Бытия говорит о том, как праведный Иаков обратился к своим двум женам, Рахили и Лии, с тем, что они думают по поводу того, чтобы уйти от отца. Иаков был вынужден бежать от своего родного брата Исава, так как обманул его, бежать в землю Хоран; по дороге он заснул и увидел во сне лестницу, уходящую на Небо, по которой поднимались и спускались Ангелы Божии. На вершине этой лестницы стоял Бог. И когда Иаков пробудился от сна, то дал обет Богу — отдавать Ему десятину, т. е. десятую часть, всех своих богатств, которые получит. И обещал, что он будет служить Богу во все дни жизни своей, если Бог его вернет обратно целым и невредимым. И действительно, Господь привел его в Хоран, там он женился. И стал Иаков чрезвычайно богат. Произошло это при помощи некоторого вмешательства Бога. Он послал ему Своего Ангела, который объяснил ему, каким образом крепких овец забрать себе, а слабых оставить Лавану, своему тестю, обманывавшего Иакова.

Многие говорят, что нам невозможно подавать милостыню на храм, на бедных, мы сами бедные, мы сами малообеспеченные, куда уж нам! Вот если бы по-земному рассуждал Иаков, он бы ничего не получил. Он получил бы только то, что он сам заработал. А это — ничего. Что там можно заработать, находясь в полурабском состоянии! Но он разбогател, так как он дал обет Богу, дал обещание признавать Его верховную власть. Смысл заповеди о десятине состоит в том, что мы признаем, что Бог все нам даст, что все от Него, и потому мы Ему, как верховному Царю, платим налог за право пользования Его дарами. Когда вы жертвуете на храм или подаете милостыню бедным, что одно и то же, вы тем самым растите добродетель у себя в душе. Потому что Бог так повелевает, не потому, что так Ему нужно, а для того, чтобы мы с вами получили плод для своей души. Наша душа должна научиться щедрости. Есть такие люди, которые все время говорят: «Дай, дай, дай, дай, дай!», — и это касается не только денег: дай нам эмоции, дай нам любовь, дай нам хорошие отношения, а я ничего не дам. Такой человек в глазах Бога недостоин называться человеком. Что это за человек такой?! Это черная дыра какая-то, ураган, который в себя втягивает все! Это не образ щедрого Бога, Который нам все раздает! Нужно храму или не нужно, нужно бедным или не нужно (конечно, и храму нужно бывает, и бедным), но не в этом главное — главное в том, что, отдавая долг Богу, мы воздаем Ему должное, приучаемся быть щедрыми.

Есть такое мнение, что о деньгах говорить неприлично. Но при этом деньги занимают колоссальное место в жизни человека. Даже поговорки такие есть: «Друзей о деньгах не расспрашивают», «Счастье не в деньгах, а в их количестве» и тому подобное. За этим стоит некая правда. Нам сказал Господь, что «где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21;Лк. 12, 34). Если ваше сокровище в бизнесе, в деньгах, если ваши все думы о земном благосостоянии, если вы свое счастье оцениваете количеством поездок на Канарские острова или возможностью обновку себе купить, то, очевидно, за гробом у вас будут некоторые проблемы. На Канарские острова оттуда не выбраться, да и одежда там особо не понадобится, даже если целый бутик скупить и положить с собой в могилу. У человека в душе появляется пустота, человек жил непонятно для чего. И Господь повелевает давать нам милостыню, проявляя таким образом милосердие и щедрость. Приучает нас помнить об источнике всего, о Боге, о Верховном Вселенной, ради которого мы живем, в котором наше богатство. «Бог» и «богатство» — однокоренные слова. Богатый не тот, у кого много, а богатый тот, кто много раздает. Поэтому в этом смысле богаче всего Бог. Он, конечно, и в буквальном смысле богаче всех, потому что Ему принадлежит все по праву Творения. Об этом мы вообще тоже часто забываем. Люди часто ревниво держатся за «свое». Хотя, строго говоря, что бы человек сделал без рук, без головы, без ног, без ума? Все от Бога.

В самый важный момент Литургии священник говорит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». То есть мы Твое от Твоего же приносим Тебе в жертву о всех людях и за все. И вот именно этот настрой — память о том, что все от Бога, все Ему — должен быть в нас постоянно. Чтобы мы подключались к Его щедрости и стали похожими на Него. И Книга притчей говорит в одном месте: «Праведник — щедрит и дает, а скупой — обгнивает». Обгнивает на Земле, но еще страшнее он обгнивает в момент своей смерти, в момент, когда больше всего нужна помощь, — скупого забывают люди. Поэтому надо учить себя правильному человеческому отношению к даянию. Важно не сколько кому дать, а должна быть внутренняя щедрость, подражающая Богу. В сердечном расположении должно быть дело, а не просто в каких-то внешних откупах. Бога за деньги не купишь. А вот щедрость с нами пойдет в вечность. Поэтому учитесь христоподражательной щедрости, которая одинаково открыта и для богатых, и для бедных, дело ведь в душе, которая у всех одинакова по образу Божию. Приучаясь к этому, мы сможем правильно отнестись и к тому имуществу, которому мы поставлены владельцами. Правда, никто на земле ничем не владеет по праву. Откуда право, если мы созданы руками Бога и в прах уйдем. Конечно же, мы всем владеем по праву подарка. Поэтому и запрещается в Библии землю от себя продавать, потому что земля принадлежит Богу Всемогущему, Который ее создал и дает ей возможность плодоносить. А наше дело ― пользоваться этим для того, чтобы проявлять свою любовь. Вот к этому мы должны стремиться.

Хорошо сказал Ангел Божий святому Ерму: «Бог сделал так, что рядом стоит сухое дерево и растет живая виноградная лоза. По сухому дереву вьется лоза и произрастает множество плодов. За счет этого дерево и не рубят». Сухое дерево — это богач, но он важен тем, что поддерживает бедных. Бог принимает богатого за то, что он бедного поддержит, но не за то, что он злобится и гордится богатством. Бедный хорош тем, что он проявляет свою любовь к богачу и молится за него. И здесь проявляется взаимная поддержка, взаимная любовь, взаимное сотрудничество, когда каждый человек служит тем даром, который дан ему от Единого Владыки. Если мы это будем помнить, то мы сможем научиться христоподражательной щедрости и правильно отнестись и к своему богатству.

Бог да поможет нам в этом!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svyashhennika-daniila-sysoeva.shtml...