О чтении вслух и про себя. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Фото: babyblog
Фото: babyblog

В день памяти Амвросия Медиоланского еще раз поговорим о молитве. И подойдем мы к этой теме с несколько необычной стороны.

Сегодня, в день, когда мы празднуем память святителя Амвросия Медиоланского, я хотел бы поговорить с вами о чтении текстов и молитв вслух и про себя. А также о том, к чему приводит преизбыток информации, которым сегодня ежедневно подвергается наш мозг.

Когда святые отцы в своих сочинениях говорят о молитве, чтении Священного Писания, псалмопении, мы часто представляем себе этот процесс так, как он нередко выглядит у нас самих. Что нужно, смотря в книгу, читать, произнося в уме напечатанный текст. Но дело в том, что так раньше никто не молился и не читал. И подтверждение этого мы находим в «Исповеди» блаженного Августина, которого приводило в недоумение то, что святитель Амвросий Медиоланский «смотрит в книгу, бегает глазами по страницам, а его голос и язык молчат». Владыку нередко заставали за этим «странным» занятием, что вызывало разные слухи и кривотолки. В пятом веке никто про себя не читал. И такая ситуация продолжалась, как минимум, до XV века.

Приватное чтение для богатых стало нормой, начиная с XVIII века, так как они могли себе позволить купить дорогие по тем временам книги.

Дело в том, что читать иначе, как только вслух, раньше было невозможно. На это был целый ряд причин. Папирусы и кожа, из которых делались книги, были очень дорогими. Поэтому слова писали всегда слитно, без пробелов и знаков препинания, которых в тогдашних алфавитах не существовало. Текст представлял слитые друг с другом слова, смысл которых можно было понять, только прочитав их вслух. А если учитывать то, что гласные буквы также нередко пропускались, то становится понятым, что искусство чтения было непростой наукой.

Поэтому любое образование в древние времена начиналось с обучения техники чтения. Ставить пробелы между словами начали с VII века ирландские монахи, переписывая Священные книги. А тихое чтение привилось только в веке XVIII. Массовое же чтение «про себя» появилось только в XIX веке.  

Какое это имеет значение для нас с вами? Дело в том, что техника молитвы при чтении вслух или нараспев существенно отличается от чтения про себя.

При том чтении мысли меньше рассеиваются, сосредоточенность на тексте значительно возрастает, и вниманию легче следить за смыслом произносимых слов. Все это делает преуспеяние в молитве более продуктивным и быстрее приводит к благодатным плодам. По крайней мере, мы должны понимать, что поучения древних отцов касательно молитвы всегда подразумевают чтение вслух, а не про себя. Поэтому игумен, обходя кельи монахов, прислушивался к тому, что происходит внутри. Если голос звучит – значит монах молится или читает. Если молчит, то бездельничает или спит. Другого варианта быть не могло.

Конечно, чтение молитв или Священного Писания вслух может утомлять и его нужно будет заменить чтением про себя. Но полностью отказаться от велегласного чтения молитв конечно же не нужно. Это важное правило, которое способствует духовному росту. Уши должны слышать то, что мы читаем и говорим Богу.

Научившись читать про себя, человек стал обильно наполняться информацией. Но постепенно ее стало становиться настолько много, что наш ум начал тонуть в преизбытке информационных потоков.

Рассудок человека стал приспосабливаться к такому положению вещей, и мы получили то, что ученые назвали «информационным мелководьем». Завораживающий шум социальных сетей сделал наше восприятие информации поверхностным. Человек постоянно метается от одного случайно прочитанного факта к другому, что постепенно приводит к эрозии аналитической способности мозга, он перестает думать, анализировать и сопоставлять. Так люди постепенно превращаются в бездумно кликающих особей, без конца сканирующих глазами новостную или развлекательную ленту в интернете.

Мало кто из вас обратил на внимание на то, что он перестал читать так, как это делал в детстве, т.е. когда глаз двигался вдоль строки. Обратите внимание на то, что вы сегодня читаете как бы скачками, маленькими прыжками, делая при этом краткие перерывы. Т.е. изменилась сама техника чтения и форма восприятия текста. Лимбическая система мозга, отвечающая за эмоции, также стала активным участником процесса чтения. Она генерирует ощущения удовольствия, ужаса, волнения, что нередко заставляет человека вновь и вновь обращаться к прочитанному тексту, чтобы испытать эти ощущения. Неслучайно по самым популярным цифровым текстам снимаются фильмы и делаются компьютерные игры.

Еще одно важно следствие жизни в гиперинформационном пространстве – человек перестал вдумываться в прочитанные тексты.

Его мозг всегда скользит по поверхности, не погружаясь в суть и смысл прочитанного. Вследствие этого у нас постепенно меняется и общая способность концентрации внимания. По данным Национального центра биотехнологической информации средняя продолжительность концентрации внимания у людей снизилась с 12 секунд (2000 г) до 8,25 секунд (2015 г). Это уже на одну секунду меньше, чем у золотой аквариумной рыбки.

Ученые написали уже немало научных публикаций, связанных с проблемой переизбытка информации в современном обществе, и выводы их по этому поводу не утешительные. До конца мы еще не можем понять, к чему это приведет, но уже можно уверенно сказать, что у поколения, которое выросло в цифровой среде, произойдет замена критического мышления шаблонным. А СМИ и Интернет теперь стали реальной властью, которая способна манипулировать огромными массами народа так, как этого захотят заказчики информационной продукции.

Нейрофизиологи еще в 1996 году ввели такой термин, как «Синдром информационной усталости», понятие, отражающее специфическое психологическое состояние человека, которое ведёт к неверным оценкам реальности, ложным умозаключениям и к принятию неудовлетворительных, ошибочных решений.

Вторую мировую войну люди переживали психологически легче, чем современные войны, благодаря тому что их мозг не подвергался ежедневному тяжелому новостному прессингу. Во время эпидемии коронавируса СМИ нанесли урон психическому здоровью человека не меньший, чем сама болезнь. Чувство страха, подавленность, истерия, раскрученные информационными бурями, привели к снижению иммунитета и способствовали еще большему распространению болезни.

Психологи доказали, что «информационная усталость» является причиной резкой смены настроения человека, вызывает необоснованные решения и поступки. Мозг, перенасыщенный информацией, перегружен и находится в состоянии постоянной тревоги, что приводит к неспособности адекватно воспринимать и перерабатывать необходимый объем поступающей информации.

Часто слишком большой объём информации приводит к «аналитическому параличу». А именно: к постоянной тяге к новой информации и к её потенциальным источникам; к хронической бессоннице и тревоге за новый день (человек начинает размышлять, всё ли он сделал верно в течение дня, постоянное анализирование); к снижению способности принимать обдуманные решения (нет времени на то, чтобы обдумать поступившую информацию).

Наша способность читать про себя, усиленная гиперинформация ведет к деструктивным последствиям, которые опасны не только для здоровья, но и для жизни человека.

Что в этом случае нужно делать и как себе помочь?

1)   Сознательно делать перерывы на один - два дня в неделю, выключая интернет, не читая новости и не листая информационную ленту.

2)   Остальные дни планируйте таким образом, чтобы, например, пол дня вы могли пользоваться интернетом, а на пол дня от него отказались бы совсем.

3)   Переключите внимание на любые творческие процессы, на то, что вы можете сделать своими руками. Займитесь физическими нагрузками.

4)   Старайтесь не читать новости.

5)   Откажитесь от «цифровых жвачек», т.е. от информации, которую вы потребляете без пользы. Это не отдых, а убийца времени, самый распространённый из которых – бесцельный просмотр соцсетей.

Сегодня мы встретились с испытаниями и искушениями, которых еще никогда не знала история Церкви. О них ничего не написано у святых Отцов, и мы должны это понимать. Обилие информации и ее агрессивная навязчивость стали нашим врагом, который не только искажает картину мира, но и уводит нас от Бога и спасения.

Нам нужно учиться останавливать непрерывную одержимость ума мыслями, быть нацеленными не на непрерывное потребление, пускай даже и духовно полезной информации, а на ее качественное усвоение. Важно не количество прочитанных букв и слов, а их проникновение в сердце, в глубину нашего сознания.

Спасение не в книгах, а в жизни, не в интеллекте, а в простоте, доброте, любви и смирении.

https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/77523-o-chtenii-vslukh-i-pro-sebja