О чем говорит Апостол в праздник Успения Богородицы. Андрей Власов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Фото: ekklisiaonline.gr
Фото: ekklisiaonline.gr

Апостольское чтение в этот день удивительно и на первый взгляд не логично. Оно словно вовсе не относится к смыслу праздника. Раскрывая нам, впрочем, тайны богословия.

На Успение, а также и на некоторые другие Богородичные праздники, читается Послание апостола Павла к Филиппийцам, 2 глава, стихи с 5 по 11. Это Послание было написано примерно в 63-64 г. в Риме, во времена так называемых первых уз апостола Павла. Сама же христианская община в Филиппах была основана Павлом в 52-53 г. во время его второго апостольского путешествия. С филиппийскими христианами у апостола установились очень теплые отношения. Слова Послания к ним наполнены трогательной любовью.

По-видимому, филиппийцы доставляли апостолу не так много огорчений, как, например, галаты («О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине…» (Гал. 3:1)) или коринфяне («Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников…» (1Кор. 5:1)). Наоборот, филиппийцев апостол Павел призывает оставаться такими, какие они есть и называет их венцом своего служения: «Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные» (Фил. 4:1). Когда апостол Павел был арестован и в узах приведен в Рим, филиппийцы собрали ему денежную помощь и передали вместе со своим старейшим пресвитером Епафродитом.

Однако и в филиппийской общине появились некоторые нездоровые настроения.

Во-первых, тамошние христиане довольно болезненно восприняли арест апостола Павла. Возникли мысли о том, что судьба новой религии, которую проповедовал Павел и у которой было множество противников, может быть незавидной. Возможно, такие же настроения были и у апостолов Христовых после Его крестной смерти и до воскресения: малодушие, маловерие, непонимание того, что может ожидать их дальше.

Во-вторых, это так называемые иудействующие, которые появлялись практически в каждой новосозданной христианской общине и смущали верующих во Христа. Логика этих людей была примерно такой: Христос – это, конечно, хорошо, но главное соблюдать закон Моисеев. Апостол Павел относился к таковым резко негативно: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание – мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся…» (Фил 3:2,3).

Третье нехорошее обстоятельство, о котором поведал апостолу Павлу пресвитер Епафродит, заключалось в том, что среди филиппийских христиан появилось тщеславие друг перед другом и взаимные несогласия. Возможно, это происходило на национальной почве, так как по этническому составу община была весьма неоднородна.

И для того, чтобы в корне пресечь такую тщеславную и честолюбивую мотивацию, апостол Павел и пишет, что христиане должны руководствоваться не теми стремлениями, которые господствуют в мире, а примером Спасителя нашего Иисуса Христа.

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). Несмотря на кажущуюся простоту этих слов, Павел раскрывает нам нечто очень сокровенное – внутренние чувствования Спасителя, то, чем Он руководствовался, каковы были Его мотивы и, если можно так выразиться, Его внутренние убеждения. Вкратце их можно выразить двумя словами: смирение и послушание Богу Отцу. Филиппийцы искушались тщеславием, апостол противопоставляет этой греховной страсти противоположную ей добродетель – смирение. И призывает взирать на Христа, руководствоваться Его примером. Сам Господь говорил своим ученикам о том же: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…» (Мф. 11:29).

Следующие два стиха представляют собой возвышенное богословие, раскрывающее нам тайны Боговоплощения и Божия домостроительства.

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:6-7). Святые отцы считали эти слова мечом, отсекающим многие еретические учения.

Во-первых, это учение о равенстве Бога Сына с Богом Отцом. Павел дает понять, что Отец и Сын – это две ипостаси, отличные друг от друга. При этом по существу они равны друг другу. Через несколько сотен лет, во время так называемых триадологических споров, Церковь утвердит термин «единосущен» по отношению ко Христу («Верую <…> во Единого Господа Иисуса Христа <…> Единосущна Отцу…» (Символ веры)).

На I Вселенском соборе в Никее в 325 г. звучали возражения против термина «единосущен», поскольку в Священном Писании его нет. Однако слова «не почитал хищением быть равным Богу» имеют именно такой смысл, поскольку не может существовать два Бога, которые бы не были единосущны и равны по своей природе. В противном случае один из них должен быть ограничен наличием другого, а это противоречит всемогуществу и неограниченности природы Бога.

Святитель Кирилл Александрийский пишет об этом так: «Кто же, следовательно, Тот, Кто не пожелал счесть хищением – быть равным Богу? Не необходимо ли утверждать, что Один Некий существует Тот, Кто "в образе Божием", а другой опять Тот, Кого был образ? Это очевидно для всех и всеми признается. Итак, не единое нечто и тождественное по числу суть Отец и Сын, но сосуществуют особо и друг в друге созерцаются, по тождеству сущности, хотя и Один из Одного, то есть из Отца Сын».

Во-вторых, это учение о Боговоплощении. Всемогущий Бог умалил себя до принятия человеческого естества и при этом не утратил естества Божественного.

Преподобный Исидор Пелусиот полагает, что у филиппийских христиан могло еще сохраняться языческое представление о Боге, и они могли языческие мифы об олимпийских богах проецировать на христианское учение.

Вследствие этого они могли думать, что Бог, который сходит на землю, уже не остается Богом в полном смысле этого слова. Чтобы опровергнуть это мнение, апостол Павел пишет, что Христос, равный Богу Отцу, принимает образ раба и становится человеком. Причем не призрачным, а самым настоящим человеком, «…Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15) и при этом остается Богом, равным Отцу. «Бог един по Существу и троичен в Лицах», – так сформулируют позднее христианские богословы.

То, что Павел употребляет слово «образ» («образ Божий», «образ раба»), давало некоторым основание утверждать, что Христос не является, собственно, ни Богом, ни человеком, но только образом. Однако святые отцы категорически отвергают такое мнение. «Будучи образом Божиим означает не что иное, как образ ипостаси Отца (Евр. 1:3); образ же Божий абсолютно тождественен сущности. Как Пришедший в образе раба (Фил. 2:7) вообразился в сущность раба, приняв на себя не один только образ, не связанный с сущностью, но и сущность, образом подразумеваемую, так и Павел, сказавший, что Он был образом Божиим, на сущность указал посредством образа» (святитель Григорий Нисский).

«…смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил 2:8). Святитель Феофан Затворник пишет, что само рождение Христа и Его пришествие в наш тварный мир это только «первая степень самоуничижения в лице Бога, благоволившего скрыть славу Божества под покровом человечества». Жизнь человека может быть и славной, преисполненной почестей и удовольствий. Но Господь прожил свою жизнь на земле иначе. Он родился в яслях, предназначенных для скота, помогал своему мнимому отцу Иосифу в его строительном ремесле, а во время своей проповеднической деятельности вообще не имел «…где приклонить голову» (Мф. 8:20). Но верхом уничижения и послушания Богу Отцу явились Христовы страдания и смерть на Кресте, позорная казнь, которой подвергали только самых отъявленных преступников. По своему человечеству Христос страшился и ужасался всего этого, но тем не менее оставался послушным Отцу: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:36).

Сын Человеческий добровольно пошел на страдание и смерть, чтобы искупить от смерти весь род человеческий. Он имел свободу принять иное решение, о чем и сказал апостолу Петру: «…или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26:53,54).

Иисус Христос исполнил волю Отца, оказал послушание, совершил дело спасения людей, был распят и воскрес, «вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19). Это, конечно, говорится о человеческой природе Христа, а не о Его Божестве. В этом же смысле следует понимать и слова апостола Павла, которыми заканчивается отрывок из апостольского чтения.

«Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:9-11). Перед Тем, Кто лежал в яслях, бежал от Ирода в Египет, не имел, где приклонить главу; перед Тем, Кого римские воины облекли в багряницу и над которым насмехались во время своей жестокой забавы; перед Тем, Кого распяли посреди разбойников, перед Ним поклонятся не только все народы и все люди, перед Ним поклонится вообще все мироздание. А Он, Сын Человеческий, будет судить всех судом праведным, ибо Бог «…назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:31). В этот день все люди, и христиане, и атеисты, мусульмане, буддисты, язычники; представители всех народов и всех исторических эпох, все признают, что «Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Это будет очевидно для всех, «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого…» (Мф. 24:27). Не будет ни человека, ни ангела, который не поклонится Иисусу Христу.

А теперь, после слов о великой славе Иисуса Христа, которая должна будет открыться в день Второго Пришествия, вернемся к опять к тому, что «Он, <…> уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил 2:6-8). Из этого мы можем понять одну фундаментальную вещь в духовной жизни: слава наступает не после смирения, истинная слава и состоит в смирении перед Богом и в послушании Богу. Эту мысль и внушает филиппийцам апостол Павел, врачуя их от тщеславия и нестроений. Есть слава от людей, а есть от Бога («…друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44)). Первая слава тщетна, тленна, поэтому и называется тщеславием, а вторая истинна и вечна. Именно к такой славе и должны стремиться все, кто идет за Христом.

И наконец, почему же этот отрывок читается на Богородичные праздники. Во-первых, потому, что Дева Мария послужила Тайне Боговоплощения, которая так возвышенно и многогранно раскрывается в этих кратких словах Послания апостола Павла к Филлипийцам. А во-вторых, потому что нет на земле человека, который бы уподобился Христу в смирении и послушании больше, чем Божия Матерь.

https://spzh.live/ru/istorija-i-kulytrua/81837-o-chem-hovorit-apostol-v-...