Новый учебный год: как спасти наших детей от отупения. Протоиерей Владимир Долгих

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Фото: pobeda.ru

Начинается новый учебный год, дети снова идут в школу. А о детях мы взрослые можем говорить бесконечно. Тем более, что есть серьезный повод.

Мы живем в переломные времена, когда формируется новый мир, наполненный высокими технологиями, оказывающими колоссальное влияние на человека. Однако прежде чем перейти к «цифровым» проблемам, мне хотелось бы поделиться одним неприятным наблюдением. Даже за время своего не слишком большого опыта преподавания я заметил перманентное снижение уровня интеллекта у студентов. И именно в современном школьном образовании я вижу одну из причин неутешительного процесса отупения детей. Школьное образование и так постепенно снижало планку со времен распада Союза, а в последние 5-6 лет сделало, можно сказать, огромный прыжок в худшую сторону. Просто таки прыжок в бездну. И результаты не заставили ждать.

Везде есть положительные исключения, но в своей массе современные студенты просто патологически не умеют думать. Каждый раз проводя опрос я сталкиваюсь с тем, что у молодых ребят никак не получается внятно формировать свои мысли. Иногда доходит до того, что студент выдает какой-то хаотичный набор слов, а после моего повторного и неспешного его озвучивания смеется весь курс, хотя, на самом деле, здесь совсем не до смеха.

Как и везде, у меня есть старательные ребята, действительно желающие учиться, но и у них с внятным изложением своих мыслей есть проблемы. Вот, к примеру, я беру дипломную работу. Я точно знаю, что студент сам ее писал, что он перелопатил большое количество литературы, что он реально заинтересован в выбранной им теме, что он не ленился в течении всего периода написания, старался как мог. Но в итоге, половину текста все равно приходится переписывать. И вся проблема кроется не в содержании, а в стилистике – точнее, в ее полном отсутствии.

Выпускники сегодня сдают тестирование. Написание сочинений и изложений в школе и при поступлении в вузы сведено к минимуму или вообще удален. Книг дети почти не читают. В итоге складывается столь печальная картина.

Иногда приходится сталкиваться с текстами на две страницы без абзацев и знаков препинания. Построение предложений совершенно безграмотное, слова не только стоят не на своих местах, а и употребляются в не правильном  значении. И я прекрасно пониманию, что виноват здесь не студент, старательно и в меру сил проделавший большую работу, а школа, которая так его подготовила.

Выпускники сегодня сдают тестирование. Написание сочинений и изложений в школе и при поступлении в вузы сведено к минимуму или вообще удален. Книг дети почти не читают. В итоге складывается столь печальная картина. Я уж не говорю про способность логически мыслить, хранить в голове большое количество информации и долго удерживать внимание не предмете своего рассуждения. Здесь колоссальную роль играют не только литература и филология, но и точные и естественные науки, которым, насколько мне известно, в школьном образовании с каждым годом уделяется все меньше часов.

Кто должен заполнить все возникшие пробелы? Ответ один – родители. Вы скажете, что на это нет времени? А я отвечу – есть. Вспомните старую пословицу о том, что кто хочет – ищет возможности, а кто не хочет – ищет причины.

Статистика, предоставленная международной организацией Common Sense, говорит, что в интернете родители проводят в 1,5 раза больше времени, чем подростки и в 2 раза больше, чем школьники младших классов. Попробуйте засечь, сколько часов за день в сети проводите вы – вот вам и время для своего ребенка. По большому счету, здесь и статистики никакой не нужно, достаточно в выходной день зайти в кафе и увидеть, как многие семьи вместе проводят досуг, хотя это «вместе» касается лишь пространственного положения их тел, а умом каждый устремлен в свое «черное зеркало». Но ведь это время, проведенное за столиком в кафе, можно было бы потратить на обсуждение, например, прочитанной книги. При этом ребенок учился бы рассуждать и делать выводы.

Попробуйте засечь, сколько часов за день в сети проводите вы – вот вам и время для своего ребенка.

Кроме того важен сам пример чтения, детям ведь нужно равняться на кого-то, считывать модели поведения. А на кого им ровняться если и мама, и папа каждую минуту заглядывают в смартфон. Это критически важно, так как во время чтения человек в среднем тратит порядка 40% времени на обдумывание прочитанного. А вот транслируемая смартфоном информация способствует лишь отупению. 

В научном журнале JAMA Pediatrics Американской медицинской ассоциации (АМА) были опубликованы данные исследования, проведенного педиатрами Детского госпиталя города Цинциннати (штата Огайо). 47 абсолютно здоровым девочкам и мальчикам в возрасте от 3 до 5 лет врачи предложили выполнить когнитивные тесты, а затем провели МРТ-сканирование головного мозга. При этом родителей попросили указать в анкете время, проводимое ребенком в смартфоне в течении дня. В результате было выявлено, что у детей, которые просиживают в виртуальном мире больше часа в день, белое вещество* мозга было менее развитым, организованным и целостным. 

Сегодня среди родителей бытует миф, что раннее увлечение информационными технологиями якобы способствует развитию мышления ребенка, позволяя решать многозадачные проблемы. Но, учитывая приведенные данные, мы понимаем, что это не так.

Далее стоит вспомнить о  трех системах человеческого мозга: рефлексирующей, рефлекторной и архивирующей. Первая отвечает за мышление, вторая – за реакцию на внешние раздражители, третья – за структурирование и запоминание полученной информации. Рефлексирующая система способна работать только в режиме последовательных задач. Переключение мозга между различными задачами требует временных затрат и в этом процессе невозможно обойтись без частичной потере данных. Так что пресловутая многозадачность – это лишь сказка, наш мозг для этого попросту не предназначен.

Во время пролистывания абсолютно не структурированного и разнообразного контента социальных сетей, в человеческом мозге не работает ни рефлексирующая, ни архивирующая системы. Потребляемая информация никак не упорядочивается, не усваивается. На ее запоминание попросту нет времени.

Реагировать на большое количество задач может рефлекторная система мозга, но она зависит от раздражителей, а ее работа возможна также на бессознательном уровне. При большом количестве раздражителей мозг постоянно отвлекается, потому данный процесс никак нельзя назвать мышлением.

Архивирующая система «включается» в состоянии «информационного покоя», когда мы занимается рукоделием, спортом или попросту спим. Во время пролистывания абсолютно не структурированного и совершенно разнообразного контента социальных сетей, в человеческом мозге не работает ни рефлексирующая, ни архивирующая системы. Потребляемая информация никак не упорядочивается, не усваивается. На ее запоминание у мозга попросту нет ни времени, ни сил.

Иногда можно встретить мнение о том, что использование смартфонов позволяет научиться быстрому ориентированию в информации и потому детям стоит давать смартфоны пораньше. Но это очередной миф, так как умение ориентироваться в информации может быть построено лишь на навыках анализа, упорядочивания и критической оценке полученных данных, а для этого нужны рефлексирующая и аривирующая системы, которые у современного ребенка часто «отключены».

В итоге, немецкий нейробиолог и психиатр Манфред Шпитцер ввел термин «информационная псевдодебильность», которым обозначил снижение когнитивных способностей у интеллектуально здоровых людей. Проще говоря, у клинического дебила умственная отсталость возникает в результате органических поражений мозга, а у псевдодебилов с мозгом все в порядке, но умственная отсталость формируется в результате воздействия «ядовитой» информационной среды.

К слову, дети работников знаменитой «Силиконовой долины» учатся, что называется, по старинке: с реальными (а не виртуальными) учителями, уделением большого количества времени ручному труду и спорту.

Такая вот получается неутешительная картина. К сожалению ни от общества, ни от школы помощи сегодня ждать не приходится. Вся ответственность ложится только на родителее, т.е. на нас с вами.

К слову, дети работников знаменитой «Силиконовой долины» учатся, что называется, по старинке: с реальными (а не виртуальными) учителями, уделением большого количества времени ручному труду и спорту. Уже сегодня хорошее образование становится дорогим удовольствием, потому наша задача насыщать мир ребенка как можно большим количеством разнообразных раздражителей: от возможности побегать по лужам и пожарить сосиски на костре до походов в филармонию, театры и музеи.

Мы с вами «digital immigrants» – люди, пришедшие в информационную среду из «другого» мира, а наши дети «digital natives» – люди, родившиеся в информационной среде. Давайте же сделаем так, чтоб из нашего «другого» мира, в их «дивный новый» мир было привнесено как можно больше факторов, навыков и опыта. Только так мы сможем оградить наших детей от этой «ядовитой» среды, научить пользоваться ею, нсохраняя при этом определенную дистанцию и не теряя себя в ее бурном потоке. Ведь если копнуть глубже, то от этого зависит и их духовная жизнь, и будущее спасение.

*  жировая оболочка нервных волокон, отвечающая за качественную передачу электрических сигналов между различными частями головного мозга.