Новый год и Рождественский пост: уйти от внешнего. Протоиерей Геннадий Цуркану
Клирик Молдавской Православной Церкви, официальный представитель Молдавского митрополита при Московской Патриархии, протоиерей Геннадий Цуркану начал встречу со слов: «Давайте говорить о главном! Давайте говорить о Христе!». Поэтому речь пошла о грядущем Рождестве и том, как христианину провести новогодне-предрождественские дни.
- Отец Геннадий, как Вам кажется, в самой цепочке: Рождественский пост, празднование Нового года и Рождество Христово — нет ли лишнего звена?
- Действительно, в самом расположении этих праздников заложено досадное внутреннее противоречие. С одной стороны, Рождественский пост создает условия для очищения души и для покаяния, которые нам необходимы для встречи с Богомладенцем Христом – и в это же самое время мы находим на пути к Рождественскому вертепу совершенно чуждый, внешний повод для празднования.
На первый взгляд, сама традиция празднования Нового года ничего плохого не несет. Ну в самом деле, что плохого в том, что люди радуются, дарят друг другу подарки. Ведь любой повод хорош для того, чтобы нам еще раз выразить любовь к своим близким и друзьям. В жизни и так очень много печального, зачем же у людей отнимать лишний повод для радости? Так, или примерно так, думает каждый из нас в эти предновогодние дни. К тому же, Новый год, как и любой жизненный рубеж, заставляет нас оглянуться на прожитую жизнь. Подумать, что хорошего мы сделали в этом году, покаяться в своих грехах и ошибках.
Все это правильно и все было бы хорошо, если бы мы могли сохранить человеческий облик во время самого праздника и в период подготовки к нему. Оглянитесь вокруг в эти дни. Вам не кажется, что праздование Нового года и подготовка к нему превращаются в некий массовый психоз? Толпы людей заполнили магазины и торговые центры, с прилавков сметаются все товары, каждому надо купить подарки и продукты к праздничному столу. И дело даже не в причине праздника. Например, в европейских странах такой же психоз наблюдается накануне Рождества. Смысл праздника давно забыт, главное обменяться ненужными подарками, эта традиция становится самодовлеющей.
Мы теряем мир в душе, теряем покой, рассудительность, трезвость. А потом все заканчивается зачастую пьянством, блудом, ссорами, драками. И что остается от первоначального желания подарить любимым людям праздник? Будем смотреть правде в глаза — для большинства людей празднование Нового года становится не только нарушением поста, но и нарушением элементарных человеческих приличий.
Поэтому могу четко и ясно сказать: если Вы на Новый год скажете несколько ласковых слов своим близким, пожелаете им добра и помощи Божией на следующий отрезок времени, ничего плохого в этом нет. «Для чистых все чисто» (Тит.1:15) – благочестивый человек может праздник и во время поста отмечать мирно и благочестиво. Но если празднование для нас становится поводом предаться своим страстям и похотям, то каков бы ни был повод для праздника, это грех, и кроме вреда, ничего нам не принесет. А то, что все это происходит во время поста, только усугубляет наше нравственное падение.
- Я знаю, что в некоторых храмах и епархиях в новогоднюю ночь служится литургия…
- Литургию можно хоть каждую ночь служить, это только похвально. Но каков в данном случае повод?
Вот мы с Вами беседуем на территории православного монастыря. Идет пост. А тут стоит и переливается огнями новогодняя елочка. Почему? Разве Новый год — церковный праздник? Что мы празднуем? Если мы постимся — тогда давайте не будем праздновать Новый год. А если мы его празднуем — то зачем говорить о посте?
Бывает и наоборот: человек Новый год не празднует, и считает себя самым православным, превозносится над другими.
Очевидно, что такая неясность, двойственность в церковном порядке порождает двойственность и в сознании церковного народа. Теряется столь необходимая нам для постоянной внутренней борьбы собранность и уверенность.
- Обычно объясняют, что Новый год — праздник государства, в котором мы живем.
Что такое государство? Государство — это не только власть, но и народ, а значительная часть народа — это паства Церкви.
Когда я слышу: «Церковь отделена от государства», – я этого просто не понимаю. Как Церковь может быть отделена от государства, если она едина с народом?
Другое дело, что пребывающий в Церкви народ Божий не участвует в интригах, в обмане, в лицемерии, которые присутствуют в политике. Церковь не исповедует государственных идеологий — коммунизм, либерализм и так далее. Церковь не является партией. Она является той силой, которая позволяет человеку сохранить трезвость ума, не дойти до безумия. Она проповедует вещи, которые не согласны с делами политических деятелей. Всем известно, что бывают ситуации, когда ради победы на выборах они обманывали, а то и убивали. Конечно же, мы вне такой политики.
Но ведь она может быть и иная. Вспомните, были периоды правления благочестивых руководителей — например, святых благоверных князей и императоров, которые действовали в согласии с Церковью. Участие в такой политике, разумеется, для Церкви допустимо.
- Отец Геннадий, давайте вернемся к празднованию Нового года. Как Вы полагаете, какое решение было бы более правильным — перейти на новый стиль или объявить общегосударственным праздником 14 января?
- Нужно помнить, что в Церкви вопрос времени никогда не был догматическим. Мы никогда не сможем доказать точную дату рождения Христа, она достаточно условна.
Я не думаю, что в Церкви нужно отталкиваться от настолько второстепенных вещей. Конечно, я знаю, что старый стиль — правильный, новый — приемлемый, но из вопроса времени вообще не следует делать кумира. Это не тот фактор, который должен создавать проблемы.
Помните слова апостола Павла: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38-39). Это очень важный отрывок. «Высота, глубина» — это пространство, «настоящее, будущее» — время. Т.е. пространство и время — суть творения Божии, они не превыше Творца и потому не могут быть препятствием в любви Божией к нам. Поэтому вопросы точности или неточности времени или даты не могут быть для нас решающимии в деле нашего спасения.
Совершенно очевидно, что сложность календарного вопроса для нас заключена не в степени точности того или календаря. Так считают наши оппоненты, для них все просто — все решается математическими вычислениями. Но для нас суть проблемы гораздо глубже. Суть в нашем отношении к наследию Церкви и в понимании того, что есть Церковь.
Наша позиция такова — Церковь водима Духом Святым. Дух Святой, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы, пребывает в полноте Церкви и Его водительство выражется понятным для ее чад языком в ее соборных решениях, как то было во времена апостолов. Поэтому мы и называем Церковь в Символе веры — соборная. Соборность — одно из главных качеств подлинной Христовой Церкви. На Вселенских соборах неоднократно принимались решения о постах и праздниках, т.е. рассматривались календарные вопросы. Соборным разумом Церкви был принят к употреблению Юлианский календарь. И это для нас главное. Не то, насколько он точен или нет, а то, что это соборное решение, принятое водительством Духа Святого. Иного решения по календарю Вселенские соборы не принимали. Т.е. календарный вопрос для нас не вопрос астрономических вычислений, а вопрос нашего послушания и почитания «Единой, святой, соборной и апостольской Церкви». Причем мы должны учитывать, что границы Церкви не ограничиваются всеми современными нам православными верующими и священнослужителями. Полнота Церкви — это Христос и ангелы Его, святые подвижники и простые православные христиане всех времен и народов. Мы должны уважать их мнение, чтить и ценить многовековую традицию и наследие Церкви.
С другой стороны, Церковь живет во времени, в быстроменяющемся мире, и должна не приспосабливаться, но должным образом реагировать на внешние изменения. Поэтому Церковь должна шаг за шагом, разумно, с рассуждением, давать ответы изменчивому миру сему, но при этом необходимо помнить слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1Кор.10:23).
Помните, какая была реакция среди церковных людей, когда появились мобильные телефоны? «Это бесовщина!» – а через десять лет у каждого монаха появился мобильный телефон, он уже никуда не выйдет без него. Сегодня наша Церковь, даже монашествующие, не могут обойтись без современной техники. Что, из техники бесы за десять лет выветрились?
С календарем примерно такая же ситуация. Мы не должны держаться старого календаря на том лишь основании, что нам дорога традиция. Традиция тоже не должна довлеть и загораживать от нас Христа, Бога-Слово. Ведь богословский термин «слово» по- гречески «логос» – имеет еще значение – «смысл». Помните, как мы поем в акафисте Благовещению – «радуйся, тлителя смыслов упраждняющая» (тлитель смыслов, растлитель смысла — диавол; см. Великий Акафист Богородице, икос 10). Т.е. в Церкви не должно быть бессмысленного. Всякий устав и правило должно иметь смысл, ведущий нас ко спасению. Бессмыслица — смысл беса. Поэтому бессмысленным правилам тоже не должно быть места в Церкви Бога-Слова, Бога-Смысла.
В Церкви не должно быть бессмысленных неудобств. Чтобы не толкать людей на грех, мы должны дать им какие-то объяснения.
Но мы и не должны календарь менять таким образом, что, дескать, раньше новый стиль был неправильный, а теперь вдруг стал правильным.
По любому вопросу нужно четко сформулировать мнение или не высказывать его вовсе.
Я не знаю, какое решение должно быть принято, но уверен, что Церковь должна раз и навсегда решить этот вопрос.
- А должна ли Церковь быть удобной для мира?
- Мы стали неудобны не для мира, а сами себе. Я не говорю, что надо легализовать проституцию или признать право на аборты, потому что мир так хочет. И я не считаю, что мы должны принимать новый стиль. Тут дело не только и не столько в календаре, сколько в практике благочестия. Вопрос поста фактически свелся к вопросу о еде — вот в этом посту очень много послаблений, и он уже даже и не воспринимается постом.
Лично для меня праздником является Рождество, а не Новый год. Я уверен, те, кто хотят поститься, будут продолжать поститься. А разговоры о том, как все неправильно в Церкви, как Церковь принуждает к посту и не дает праздновать Новый год или, напротив, легкомысленно относится к посту и в праздновании участвует, просто не имеют отношения к православному миру.
Стоит вспомнить, что православных христиан, живущих по старому стилю, осталось очень мало — мы, сербы, грузины и Иерусалим. Но я не думаю, что и остальных христиан Бог за отступление от календаря перестал любить.
- При переходе на новый стиль возникают некоторые уставные проблемы: например, в годы, когда Пасха поздняя, может полностью исчезнуть Петров пост.
Это правда. Но это тоже вопрос о времени. В Древней Церкви знали один пост — Четыредесятницу, Пасхальный пост. Потом постепенно стали появляться другие.
Для чего нужен пост? Чтобы подготовить человека к какому-то большому событию.
Если мы обратимся к Ветхому завету, то мы вспомним, что праведники постились именно для этого. Понимаете? Человек сам на себя накладывал пост, чтобы подготовиться к ответственному делу.
И мы многодневными постами подготавливаем себя к важным событиям.
Повторюсь, я не выступаю за то, чтобы мы обязательно переходили на новый стиль. Нужно продумать вопрос об отношении ко времени, уставу, посту.
Если человек понимает, зачем ему нужен пост, если для него это не просто ограничение, которое только мешает ему жить, то, когда наступает Новый год, ему не надо ничего разрешать, — он и не заметит этого празднования.
Об этом же говорят и Отцы — поститься нужно с радостью. Один старец рассказывал: «Я во время поста не ем фасоли. Потому что она мне нравится». Ведь пост — это воздержание, воздержание от того, что доставляет удовольствие.
Пост не одинаков для всех. Это как монашеский обет.
Человек должен жить свободно. Свободу в духе принес нам Христос. «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36).
Нас не понимают, потому что Православие превращается в одно большое «нельзя». У нас сейчас больше законничества, чем у иудеев. Но Христа распяли именно за отказ от этого законничества, Он показал, что выше Закона стоит Любовь. И мы тоже должны это понять: спасение во Христе, а пост и устав — помощники для нас в этом деле, а не самоцель. Мы без Христа спасаться не можем. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1Кор.15:17).
Если у нас есть внутреннее убеждение, что мы должны приготовиться к Рождеству, что через молитву и пост мы очищаем наше сердце, как будто убираемся в доме, если мы чувствуем в себе потребность измениться ради этой встречи, то нам не нужно это специально объяснять, мы и сами будем поститься. А если мы этого не понимаем, – то не нужно этого делать только ради соблюдения внешних норм. Зачем мне делать бессмысленные для меня вещи, которых я не понимаю?
Наша главная проблема, что мы забываем о главном, обращая внимание на второстепенное.
Мы спрятали Христа за наши правила. Из-за этого мы утратили понимание смысла аскезы. Мы забыли, что наше тело нужно держать, как лошадь в узде, не просто ради соблюдения каких-то правил, а чтобы оно не поддавалось соблазнам. Тело может быть либо храмом Святого Духа, либо – «храмом» диавола. Именно для того, чтобы последним оно не стало, мы и соблюдаем посты, пребываем в молитве, творим добрые дела.
Но мы должны сами это понять и прочувствовать, а не просто стремиться соблюсти букву устава. И Церковь должна нам об этом напомнить.
Источник: Православие и мир
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии