Новгородские древности: церковь Петра и Павла на Славне

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: Алексей Паевский / russianold.ru

Мы продолжаем проект «Новгородские древности», в котором обновим и дополним новыми данными и фотографиями уже имеющиеся статьи и допишем тексты обо всех древних памятниках архитектуры на территории области. И эта «оцифровка» новгородских древностей и истории их изучения — только первая часть проекта. Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, Новгородского музея-заповедника, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет».

В восьмом выпуске проекта мы уже обращались к церкви, которая расположена на Славенском холме в Новгороде – каменном храме Ильи на Славне (1198–1202) и сменившей ее церкви 1455 года. Всего в паре десятков метров от нее расположена церквушка гораздо меньшего размера, храм Петра и Павла на Славне, о котором и пойдет речь в новой серии «Новгородских древностей».

Петропавловский храм впервые появился на Славенском холме скорее всего, несколько позже Ильинского, который существовал, возможно, еще в Х веке. Впервые мы встречаем ее на страницах новгородских летописей в 1146 году, когда были выстроены (вероятно, в дереве) оба храма на Холме: «В лето 6654… Том же лете съделаша 4 церкви: святую мученику Бориса и Глеба в Граде, святого пророка Илье и святую апостолу Петра и Павла в Холме, и святую безмздьнику Козму и Дамиана». Это мы читаем в Новгородской первой летописи старшего извода.

Вид с востока. Фото: Алексей Паевский / russianold.ru

В 1192 году первый храм сгорел во время грозы: «В лето 6700: Том же лете съгоре црькы на Хълме святых Апостол, зажьжена от грома». В 1193 году храм срубили заново.

Нынешнее здание появилось в 1367 году. Летописи сообщают вразнобой: то ли в этот год храм заложили, то ли достроили. Поэтому в литературе пишут, что время создания храма – 1366-1367 годы.

Очень важный момент заключается в том, что, несмотря на то, что храмы на Славне разделяют несколько десятков метров, и сейчас они кажутся единым архитектурным комплексом,  во время строительства они были разделены стеной. В 1335 году в южной части Славенского конца была выстроена каменная стена, ограничившая город с этой стороны. Остатки стены, которую по имени отвечающего за ее постройку назвали «стеной посадника Федора» открыл в 1932-1937 годах Артемий Арциховский. И эта стена разделила существовавший тогда Ильинский каменный храм, оказавшийся внутри города, и деревянный Петропавловский, ставший загородным. Загородным был и каменный храм, который попал внутрь городской черты примерно через два десятка лет, когда ров и вал был сооружен вокруг Торговой стороны, и городская черта несколько отодвинулась.

Интересен заказчик строительства – некий Лазута: «Заложи Лазута церковь каменну святаго Петра, конець Славна». Специалисты считают Лазуту боярином Славенского конца – до храма Петра и Павла он уже выстроил приходской храм Иоанна Крестителя у Немецкого двора и монастырский храм Николы в мужском Лятском монастыре на поле недалеко от места строительства Петропавловской церкви.

Считается, что мотивом для Лазуты построить еще одну каменную церковь стало чудо. В Никоновской летописи по 1365 году мы читаем: «Бысть знамение от иконы святыя Богородица в церкви святаго Петра в Славне: идяше аки роса». Вероятно, икона «заплакала».

Храм получился средних размеров, почти квадратный в плане: 8,72х9,30 метров, однглавый, четырехстолпный. Боковые нефы много уже центрального, диаконник и жертвенник не отделены от основного объема церкви.

Мы знаем, что в XV веке в храме был придел Введения «на полатях» — на хорах, но каким он был мы, увы не знаем – до нашего времени верхние части храма не дошли. Владимир Седов предполагает, что он мог находиться в северо-западном или юго-западном углу храма. 

Фото 1914 года. Российский этнографический музей. (Госкаталог)

В ХХ век храм уже вошел очень сильно перестроенный. В XVI веке в нем появилось междуэтажное перекрытие, а в середине-второй половине XVII века произошла полная перестройка верхних частей здания. Серебряный оклад храмовой иконы «Петр и Павел», датируемый 1703 годом, сообщает нам: «…в прежних летах тое церкви свод обвалился».

Тогда оставшиеся после падения своды и верхние части столбов были сломаны и полностью переложены. В стенах четверика были пробиты широкие оконные проемы.

В середине XIX века мы снова видим храм в «ветхом состоянии», и стараниями священника Ильинской церкви, к которой Петропавловскую приписали в 1830 году, церковь Петра и Павла была «починена и исправлена» ремонтом 1845 года. Именно тогда у храма появились контрфорсы, дошедшие до Второй мировой войны.

Иконостас храма. Фото: Новгородский музей-заповедник

От начала ХХ века сохранились и снимки интерьера храма. Более того, в Новгородском музее-заповеднике сохранились и резные царские врата XVII века, которые были изъяты из храма и переданы в музей после его закрытия в 1920-х годах, в войну вывезены в Германию и затем возвращены в 1948 году.

В Великую Отечественную войну храм получил серьезные повреждения, и мог исчезнуть с лица земли совсем. Удивительно это читать сейчас, но сразу после войны местные власти сочли, что храм Петра и Павла (как и, например, храмы Успения на Торгу, Власия на Волосовой улице, Климента и Иоанна на Опоках) во-первых, мешает застройке городского центра, а во-вторых, развалины угнетают психику горожан. Только вмешательство через центральную печать деятелей культуры Москвы и Ленинграда прекратило процесс разборки памятников архитектуры на стройматериалы.

Руины храма в 1948 году. Вид с востока. Фото: Новгородский музей-заповедник

В 1955 году храм был отреставрирован, а точнее – реконструирован Григорием Штендером и Вячеславом Кувырдиным с предположительным завершением на XIV век.

Вот как писал о своей работе сам Штендер: «В церкви Петра и Павла отсутствовали не только подпружные арки, но и верхняя часть подкупольных столбов, практически не существовала северная стена ( сохранилась на ¼ высоты) и половина западной.

Храмы Петра и Павла (слева) и Ильи (справа) после войны. Фото: Новгородский музей-заповедник

На оставшихся восточной, южной и западной стенах, верхние части которых впоследствии были надложены, сохранились не только очертания угловых сводов и пяты арок, но даже нижние части древнего трехлопастного покрытия. Тем не менее, целостное восстановление этого памятника, как теперь ясно, было весьма смелым действием.

Утраченные столбы, арки и угловые своды восстановлены по наружным следам. Но барабан, подпружные арки, центральные своды и верхняя часть щипцов возведены с привлечением аналогий методом компиляции (анализ пропорций и использование декора, обычного для сохра­нившихся памяmиков XIV века). До какой-то степени эта синтетическая реставрация была оправдана градостроительной значимостью памятника, стоящеrо при въезде в Новгород по Волхову с озера.

Сейчас, рассматривая эту рабоrу 1950-х годов, я от­нюдь не убежден, что не допущена ошибка. Градостроительная значимость комплекса могла быть поддержана более убедительной реставрацией соседней церкви Ильи, поскольку, в отличие от церкви Петра и Павла, имеются фотографии этой церкви с барабаном, а также сохранилось завершение стен.

Церковь Петра и Павла не имела достаточно данных для безусловно достоверной реставрации верхней части. Поэтому историко-художественная значимость памятника несомненно снизилась. По-видимому, его следовало укрепить и законсервировать, сделав раздельное покрытие стен и столбов с выявлением и экспозицией разновре­менных наслоений. Этот путь увеличил бы историческую ценность здания как памятника материальной культуры нескольких столетий, дополнив «коллекцию» новгород­ского зодчества показом ее многообразия во времени. Усилилось бы и стало более энергичным эмоциональное воздействие его художественного образа — руины, заставляя зрителя «переживать» и мысленно дополнять утраты. Позднее, в 1977 году, автор этих строк попытался отчасти исправить положение и выделил новые части, оставив старые полностью неоштукатуренными».

Тем не менее, что получилось, то получилось – и очень интересно было оценить архитектуру храма, расположенного по времени между двумя шедеврами – храмом Федора Стратилата на Ручью 1360-1361 годов и Спаса на Ильине 1374 года.

И здесь, в качестве завершения статьи,  мы хотели бы привести итоговый вывод замечательного специалиста по древнерусской архитектуре Владимира Седова, который посвятил архитектуре храма отдельную статью:

«Церковь Петра и Павла на Славне следует считать не столько упрощенной постройкой, воздвигнутой какой-то второстепенной группой мастеров, сколько выстроенным лучшими новгородскими мастерами зданием второго ряда (что определено значением храма и средствами заказчика), с определенным «этикетом» соответствия этому ряду, то есть с не только экономическими, но и «этикетными» упрощениями размера, ярусности, декора. Однако это именно «этикетное» упрощение, происходящее от знания места постройки в неписанной, но относительно ясной и легко считываемой иерархии, здесь нет ни одного свидетельства провинциальности, неумения или архаичности.

Наоборот, отдельные формы демонстрируют очень большую связь с самой новой версией традиции (то есть с чертами церкви Федора Стратилата): здесь еще раз надо упомянуть о схожей разбивке плана, схожей рас­становке столбов, похожести оконных проемов. В это же самое время некоторые декоративные формы показыва­ют продолжающийся характер формотворчества, этап формирования стиля: и «смоленские» бровки над порталами, которые чуть позже «всплывут» в таком великолеп­ном памятнике, как церковь Спаса на Ильине, и пояски поребрика, как будто напрямую пришедшие из кирпичной готики в Петропавловский храм, показывают, что строили храм первоклассные новгородские мастера, про­должавшие складывать вместе и тасоватъ новые и старые формы с одной целью: добиться яркого образа. Такое понимание характера церкви 1367 г. на Славне дает воз­можность включить ее в разряд ярких памятников периода сложения новгородского «византийско-готического» стиля второй половины XIV в.». 

Алексей Паевский
19 октября 2024 г.

Источник: "Российские древности"