Неприличное добро. Дарья Жданова
Друг опубликовал в ленте свое фото с рассказом о том, что он потенциальный донор костного мозга. Это такой флешмоб #Щедрый Вторник, который придумали в «Фонде развития филантропии», для того чтобы люди, которые делают добрые дела, смогли об этом рассказать.
В комментариях к посту почти сразу прозвучала библейская цитата: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая».
И я задумалась. Вроде душой чувствую, что все наоборот: говорить о добрых делах сейчас нужно и правильно, но цитата-то — вот! Против Писания не пойдешь.
И подумалось мне вот что: евангельская фраза была произнесена в совершенно другом культурном контексте. Правоверный иудей практически обязан был творить милостыню, это было нормой и вообще критерием «рукопожатности». Этим и пользовались «лицемеры в синагогах и на улицах», которые своим пожертвованием заявляли примерно следующее: «Я как все, не хуже других. Я щедрый и боголюбивый — а ведь так положено, это принято среди приличных людей, все хорошие люди так делают. А раз я тоже делаю это, то я — хороший!».
Другими словами, это завуалированное тщеславие во внешней форме добродетели. Я повышаю себе статус за счет этого действия: «чтобы прославляли меня люди».
Однако этот контекст, на мой взгляд, совершенно отсутствует в современной России. У нас сейчас нет публичной культуры благотворительности. Культура помощи у нас пока что «деревенская»: в ней стыдно просить, а оказанная помощь унижает того, для кого она предназначается. Поэтому и говорить об этом стыдно: тем самым ты вроде бы унижаешь человека, которому помог. Хвастаться своим «превосходством» — стыдно.
К тому же в этой культуре стыдно быть слишком добреньким. Потому что если ты слишком добренький, то ты «дурачок», «блаженненький» и вообще расточитель хозяйства. Я думаю, те люди, которые брали приемных детей, сполна почувствовали на себе такое общественное осуждение. «Слишком добрый» поступок — такой же «неправильный», как и слишком злой. Потому что неприлично отрывать «чужому» кусок от себя, от семьи, от хозяйства. Так что будь как все и не высовывайся! Ишь чего удумал!
Поэтому и формулировка для вышеупомянутого флешмоба была выбрана такая: «Я рад признаться, что…». Иными словами, это своеобразный каминг-аут: «Мне не стыдно признаться, что я этим занимаюсь». И сообщение миру тут совершенно другое: «Я не как все, я странный. Я знаю, что это пока не очень принято у людей. Но посмотрите на меня, вы меня знаете, я нормальный, и значит делать так — тоже нормально. Давайте чаще так делать!».
Здесь я вкладываю свой статус и свою харизму в то, чтобы повысить статус благотворительности в моей среде. Потому что мое действие вовсе не «хорошее по дефолту» — оно вполне может наткнуться не на «прославление от людей», а на насмешки и осуждение. Это скорее похоже на другую библейскую историю — как Христос исцеляет в субботу. Дело вроде хорошее, но не принято, не положено, странно и стыдно. А мне вот все равно. Беру и делаю свое странное и даже немножко неприличное добро. И вы делайте!
Так что придется мне последовать примеру: я рада признаться, что пять раз была донором крови.
А вам есть в чем признаться?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии