Неочевидный момент притчи о богаче и Лазаре. Андрей Власов
Притча о богаче и Лазаре всем нам хорошо знакома, все мы слышали толкования святых отцов и проповеди с амвона, посвященные этой притче. И скорее всего мы правильно понимаем ее основной смысл. Но хотелось бы обратить внимание на один момент, который не так очевиден и который часто упускают при чтении этой притчи. В самом ее конце перед нами разворачивается необычная картина: праотец Авраам и его потомок, богач, ведут спор между собой. Суть спора сводится к следующему: что больше влияет на сознание людей, чудеса или слово Божие?
«Тогда сказал он: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16, 27-31).
Правильное понимание этого спора имеет огромное практическое значение. Ведь очень часто религиозное сознание людей основывается именно на чудесах. Горькая правда, но в наших храмах брошюрки вроде: Чудеса святителя Николая, блаженной Матрены и так далее, раскупаются намного живее чем Священное Писание и творения святых отцов. Повествования о различных чудесах являются излюбленной темой разговоров людей, называющих себя верующими. Редко когда в такой беседе речь идет о молитве, покаянии, святоотеческом учении. Чудеса, да приближение последних времен – вот излюбленные темы таких разговоров. Но потом, когда приходят различные испытания, или личные в виде каки-либо скорбей, или общие в виде гонений или чего-то подобного, зачастую люди, вера которых основана на чудесах (сказаниях об этом) оказываются неспособными эти испытания перенести.
Господь творил на земле многие чудеса, но не их полагал основой веры в Него. Он призывал обращаться в Писанию: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5, 39). Не единожды Христос, признавал, что его чудеса не приводили людей к вере, и в этом случае чудеса только отягчали вину этих неверующих людей.
«Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего» (Ин. 15, 24), «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам» (Мф. 11, 20-22).
Господь с сожалением и укором говорил людям, которым нужны были чудеса для того, чтобы поверить: «…вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4, 48). Архиепископ Аверкий (Таушев) в объяснении этих слов пишет: «Веру, основанную на созерцании чудес, Господь ставил ниже веры, основанной на понимании чистоты и высоты Его Божественного учения. Вера, порожденная чудесами, требует для своего поддержания все новых и новых чудес, так как прежние делаются привычными и перестают быть удивительными. Вместе с тем человек признавший лишь то учение, которое сопровождается чудесами, может легко впасть в заблуждение, приняв за истину ложь, ибо чудеса могут быть и мнимыми и сатанинскими. Поэтому Слово Божье предостерегает, чтобы мы с осторожностью относились к чудесам (Втор. 13, 1-5)».
Если мы прочитаем это место из Второзакония, то обнаружим, что Бог попускает совершаться ложным чудесам и испытывает нашу веру таким образом. «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», — то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя» (Втор. 13, 1-5).
Нужно помнить о том, что одним из самых эффектных чудотворцев будет антихрист. Об этом предупреждал сам Господь: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24). Об этом говорил апостол Павел: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего — того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес. 2, 8-12). Об этом сказано в книге Апокалипсис: «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив» (Откр. 13, 11-14). В житиях отцов подвижников есть множество историй о том, как лукавый пытался их прельстить ложными чудесами.
Приоритет необходимо отдавать не чудесам, а Священному Писанию. Чудеса, которые от Бога только подтверждают истинность Священного Писания. Если же чудо противоречить Библии или не соответствует ей, его необходимо признать ложным и не обращать внимания. В любом случае есть универсальный совет святых отцов, которым можно пользоваться во всех случаях, когда есть сомнение в истинности чудес, видений, откровений и так далее: не отвергать и не принимать. Относиться индифферентно, не давать вообще никакой оценки и не делать из этого никаких выводов.
Также необходимо понимать, что чудеса в обывательском смысле – это совсем не то, что в смысле духовном. На эту тему есть довольно известный анекдот: в одном монастыре к монаху подходит женщина и спрашивает: «а у вас тут чудеса бывают?» Монах уточняет: «а что вы имеете в виду под словом «чудеса»? «Ну это когда у Бога чего-то попросишь, и оно исполняется», - отвечает женщина. На что монах ей говорит: «когда Бог исполняет волю человека у нас чудом не считается, а вот когда человек начинает исполнять волю Божию – вот это действительно чудо». Можно привести и еще несколько высказываний святых отцов на эту тему: «тот, кто видит свои грехи, больше того, кто видит ангелов», «тот, кто сможет обратить человека от греха к покаянию, больше того, кто воскрешает умерших».
Почему же богач возражает Аврааму, когда тот говорит ему о Моисее и пророках, которых следует слушать братьям богача? Почему он настаивает на чуде? Потому что богач – это донельзя плотской человек, он мыслит только плотскими житейскими категориями. Для него закон и пророки не имеют никакого значения. Для таких как он, эффект может иметь только что-то из ряда вон выходящее, что-то, что принято называть чудом. Но эффект этот очень кратковременный и скоро преходящий. Подобная психология проявилась в иудеях, которые кричали распятому Иисусу, чтобы он сошел со Креста: «Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него…» (Мф. 27, 41-42). Но проблема в том, что если бы даже это произошло, они бы все равно не уверовали, о чем и говорил Авраам богачу из притчи.
Чем же закончился спор Авраама и богача? Нет, он не закончился утверждением Авраама: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Последняя точка в этом споре была поставлена в виде фактов, а не притчи. Незадолго до своих крестных страданий Господь воскресил четверодневного Лазаря. То есть фактически удовлетворил просьбу богача из притчи. Кстати, заметим, что не случайно Господь в притче назвал бедняка именем: Лазарь. Вполне вероятно, что таким образом нам дается понять связь этих двух мест Писания. Чудо воскресения Лазаря было неслыханным и стопроцентно невозможным. Можно реанимировать недавно умершего человека, и современные медицинские технологии возможно и казались бы древним нашим предкам чудесами. Но абсолютно невозможно воскресить человека, умершего четыре дня назад и начавшего быстро разлагаться в жарком и влажном климате Палестины. Он Христос воскресил Лазаря! Это чудо действительно произвело ошеломляющий эффект на иудеев, и в том числе поэтому они встречали Иисуса Христа, входящего в Иерусалим пальмовыми ветвями и возгласами «…осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 9). Но этот эффект был сколь ошеломляющим столь же и кратковременным, и уже через несколько дней те же самые люди орали: «…распни, распни Его!» (Лк. 23, 21).
Поэтому из притчи о богаче и Лазаре можно научиться следующему: во-первых, милосердию к тем, кто нас окружает, а во-вторых, усердию к чтению Священного Писания и жизни по нему, потому что так мы будем исполнять волю Божию.
https://spzh.live/ru/blogs/a82828-neochevidnyj-moment-pritchi-o-bohache-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии