НЕДЕЛЯ 4-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали с вами, как Господь хвалит сотника, хвалит за его веру и говорит, что и в Израиле не обретох я такой веры (Мф. 8, 10). Господь хвалит сотника за то, что тот, прося об исцелении отрока, сказал, что я недостоин, чтобы Ты, Господи, вошел в мой дом (ст. 8). И прибавил к этому, что я, находясь под властью и имея в своем управлении воинов, говорю одному – приди и приходит; сотвори сие – и делает, и поэтому скажи слово Свое, и исцелеет отрок мой.

И вот помимо того, что в этом евангельском отрывке прославляется вера сотника, вера язычника, который оказался более верующим, чем иудеи, которые от рождения слышали о законе Божьем и жили в почитании Бога, здесь прославляется послушание. Ибо в этом отрывке показано, что тот, кто слушается, а сотник слушался начальника своего, может иметь послушание других по отношению к себе. Это принцип, о котором святые отцы неоднократно говорили и неоднократно обращали на него внимание, говоря, что Бог слушает того, кто слушает Бога. Бог слушает в молитве того, кто исполняет заповеди Божии, то есть тем самым слушает повеления Божии и не отвергается их. И принцип послушания – это принцип всего мироздания, всего миропорядка. Обратим ли мы внимание на космос, то увидим, что планеты вращаются вокруг солнца. Не солнце вращается вокруг планет, а планеты вокруг солнца, потому что солнце больше. Обратим ли мы внимание на микромир, то там обнаружим, что электроны вращаются вокруг ядра, и атомы слагаются в молекулы. И живая клетка есть органическое единство разных структур. И каждая структура живой клетки отвечает за исполнение своей функции. Клетка не может жить без того, чтобы все структуры работали, как им предназначено.

Также и в человеческом обществе – без послушания, без повиновения мир развалился бы. Все так устроено Богом, что младшие должны подчиняться старшим, граждане – властям, и каждый человек – своему начальнику на работе. Но повиновение не равнозначно послушанию. Послушание уходит из нашего с вами мира. На его месте остается повиновение. Государства ждут от своих граждан повиновения. Эффективным считается то государство, которое наименее грубым способами способно добиться от своих граждан повиновения. Потом атрибутом современного эффективного государство считается развитая правовая и судебная система. Но повиновение имеет своим движущим мотивом либо страх наказания, либо ожидание награды. В самом повиновении существует скрытый конфликт, ибо человек может повиноваться из-за страха, а внутри себя роптать, проклинать, осуждать власть.

Святые отцы по этой причине говорили, что если ты проявляешь послушание только внешне, а внутренне ты ропщешь, осуждаешь, то ты не получишь никакой награды, никакой пользы для своей души. Человек может повиноваться годами, ожидая награды, а потом сорваться и вылить весь свой накопившийся гнев. Человек может повиноваться из-за страха, но при этом мечтать об освобождении, о том, что он сам станет начальником и, наконец, изберет такой образ жизни, в котором не будет никому подчиняться, а будет сам себе хозяин. Вот эта червоточина повиновения не позволяет душе в полной мере получить пользу. Послушание отличается от повиновения тем, что имеет в своей основе добровольность. И эта добровольность зиждется на вере человека Богу, на вере в то, что Бог не только Творец, но и Промыслитель мира. Бог управляет этим миром. Как сказано Господом в Евангелии: И волос с главы вашей не упадет без воли Отца Моего Небесного (см. Мф. 10, 29-30).

Человек, который смотрит на этот мир, взирает на него и видит во всем многообразный промысел Божий, он знает, что единственное зло в этом мире – это грех. А все эти скорби, катастрофы, неприятные происшествия, которые происходят с нами и с другими людьми, все происходят либо по прямому благословению Божию, либо по Божьему попущению, что Господь даже видимое зло обращает к благим последствиям. Человек, который в своей жизни не только в церкви, но и в повседневности в этом безбожном мире старается оказывать послушание, он оказывает его не по причине того, что он боится наказания, хотя это тоже может примешиваться, не по тому, что он ожидает от своего послушания награды. Ибо если мы от своего послушания ожидаем награды, то послушание наше превращается в повиновение. Человек послушается потому, что Господь благословил нас быть послушными, потому что Господь сказал: блаженны кротцыи, яко ти наследят землю (Мф. 5, 5), потому что Господь Сам был послушлив даже до смерти, смерти же крестной (Фил. 2, 8).

Вот алхимики в средние века искали эликсир жизни, искали философский камень. По их воззрению философский камень способен обратить любой неблагородный металл в золото, способен излечить от любой болезни. И вот такой философский камень есть в христианстве – это послушание и возникающее от него смирение. Через послушание человек может любую свою жизненную ситуацию осветить, получить из нее пользу, если он слушается ради Христа, если он слушается для созидания своего внутреннего мира, если он слушается не потому, что боится наказания, а потому что его окружает многообразный и благой промысел Божий. Говорят, что все болезни от нервов. Но мы знаем, что все болезни от греха, а грех от гордости. Послушание через отсечения нашей с вами падшей воли возвращает нашу душу, наше сердце в это Царство Небесное, возвращает покой и мир. Послушный не ищет во внешнем мире благ, не гонится за временными благами, достатком. Он принимает происходящее как из руки Божьей.

Святые говорили: хочу, как будет. Тем самым они благословляли все, что с ними произойдет, все те неожиданные повороты их судьбы, всякие обстоятельства, которых они даже не предполагали, потому что во всем видели руку Божью не карающую, а любящую, которая даже скорби посылает нам не в наказание, а в назидание, в оставление нашей страстной натуры. И не имея этого вечного эликсира, мы можем обрести его в нашей христианской церкви, если будем в своей жизни послушными и смиренными, если будем заботиться о стяжании того Царства Небесного. Ибо тот человек, который не желает быть послушным, постоянно находится в смятении, постоянно в стрессе и напряжении. Он постоянно борется с окружающим миром, как сказано в чине общей исповеди, желая, чтобы все было по его. Такой человек постоянно находится в конфликте, потому испытывает проблемы и со сном, и с миром душевным, постоянно мятется. Это смятение, внутренний бунт, конфликт выливается на его родных, близких. Такой человек оказывается неприятным в общении, такой человек не любит никого и сам по настоящему не может отдать любви в ответ. И через послушание человек возвращается в этот мир, возвращается в первородство человеческой души, которая взирая на Бога, научается этой кротости и смирению.

И поэтому мы с вами должны стараться в каждой своей жизненной ситуации, в своей повседневности, если только нам послушание не грозит нарушением заповедей Божиих, если только нас не принуждают к совершению тяжких грехов, мы должны помнить, что слушаемся не по причине того, что боимся, а по причине послушания Самому Богу. И вознося нашу мысль от этой бренной жизни, от какой-то конкретной скорбной ситуации к Богу, слушаем с вами Христа, получаем утешение от самого послушания. И само послушание само по себе дарует награду только не во вне, а в нашем сердце. Человек послушный со временем преображается, эти его страсти утихают, его душа, которая раньше была подобна постоянно мутному кипящему котлу, становится прозрачным озером, источником чистым, в котором отражается небо и Господь.

Спаси всех Господь. Аминь.

Иеромонах Димитрий (Волков)

14 июля 2019 г.

https://www.optina.ru/sermon/ned4po_pjatides19/