НЕДЕЛЯ 4-Я ПО ПАСХЕ, О РАССЛАБЛЕННОМ. Архимандрит Владимир (Милованов)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
— Христос воскресе!
— Воистину воскресе!
Пасха продолжается, не забывайте об этом. За все Бога благодарить.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы торжественно совершаем празднование четвертой недели после святой Пасхи. В этот день по традиции Святая Православная Церковь предлагает для нашего слуха сердечного слышание евангельского зачала, где говорится об исцелении Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом расслабленного, который 38 лет лежал при купели и никто не помог ему исцелиться (см. Ин. 5, 2-16). Вот такой он имел страшный недуг. И почему так страдал этот человек, и почему страдает все человечество?
От первого человека Адама до нас всех с вами пока будет живо человечество по вине дьявола обольстителя, и по вине соблазнов, и по невниманию самих людей, к сожалению, царствует грех и беззаконие, и смерть в этом мире. Что такое грех, братья и сестры? Святой апостол говорит, что грех есть беззаконие (1Ин. 3, 4). Что такое грех? Отсутствие, нежелание исполнять святую волю Божию. Братья и сестры драгоценные, всегда надо знать и помнить, что воля Божия – это закон жизни вечной. Это не писанные, не бумажные законы. Они не написаны человеческим языком. Они написаны божественной кровью, потому что заповеди не убей, не укради, не прелюбодействуй, множество заповедей они все совокупляются только в две заповеди: возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим, свею душою, всем умом, всем своим существом, и человека, как самого себя (Мф. 22, 37-40). Но что может быть проще? Вот и все, вся наука. Но что видите, делается, какова сатанинская злоба человеческая. На что угодно идут, как змеи все извиваются, лишь бы отвергать волю Божию. Но отвержение воли Божьей – это самоубийство, причем смерть вечная.
Еще что надо помнить, дорогие братья и сестры. Хоть присутствует у нас и торжествует святая православная благодать пасхальная, но школа духовной жизни должна продолжаться каждый день, каждый час. Пока мы живы, мы должны всегда проверять свою веру, себя воспитывать через исполнение святых Христовых заповедей, для того чтобы достигнуть смысла и плода нашей веры. Потому что если человек не живет по христианским заповедям, не живет по Евангелию, то есть вера, даже православная, даже крещение православное, причастие, братья и сестры, не спасает человека. Если человек живет недостойно имени Божия, недостойно таинств, недостойно чести и совести просто человеческой, ни о какой вечной жизни не может быть и речи. Но мы уже вечны, братья и сестры. Вот в чем крайняя степень ответственности и страха, если хотите страха не животного, страха разумного. Мы уже вечные, мы никогда уже не остановимся. Никто никогда нас не аннулирует. Мы всегда уже есть. Вот теперь наша задача, в чем сила веры. Для чего Господь пришел в этот мир? Чтобы дать нам помощь и силу, и благодать, создал Церковь Свою, Тело Христово, в которой человек верующий во всей полноте получает благодать и силу божественную, для того чтобы изменить себя по образу и подобию Бога и войти в вечную жизнь.
Теперь задача, видите, не просто жить вечно, чтобы зайти с положительным результатом, то есть, развивая в себе богоподобие. А что такое образ и подобие Бога? Как говорит апостол: в правде и подобии истины. То есть жить всегда честно с совестью, по‑человечески, хотя бы сначала, а во всей полноте Иисуса через таинства, особенно таинства исповеди, причастия и молитвы. Ну и все таинства. Тогда Сам Бог себя открывает уже в этой жизни, братья и сестры. Получаем залог вечной жизни через причастие. То есть мы не просто верим как древние, допустим, люди, либо древний израильский народ верили в бытие Бога. Нет, нам уже дан сверхестественно дар принятия общения Самого Бога сейчас, здесь и сегодня, и каждый час через таинства причастия или таинства молитвы. Поэтому исполнение заповедей, дорогие братья и сестры, это не формальное исполнение, а это вопрос жизни и смерти.
Видите, западная философия, богословие и социология давно уже заблудилась. В раннее средневековье все это началось и до чего сейчас дошли. Видите, возведя вопрос жизни и смерти вечной в рамки морали, чем это все закончилось? Теперь они позволили все грехи. То есть видите, как у них вопрос стоит – можно или нельзя. А Господь говорит, что стоит вопрос вечной жизни либо вечной смерти. Чувствуете, какая категория? А там шутят, да пожалуйста, выбирай, что хочешь, любую религию. Делай, что хочешь, греши, как хочешь. И видите, возлагают надежду, что Бог их спасет. Что можно о таких людях сказать? Что они уже сатану превзошли, потому что он соблазняет, и от него откреститься можно. А от этих чем отбиться лгунов, злейших, подлейших лгунов? Сами в ад идут и других всех соблазняют. О чем апостол и говорит, что не только не возбраняют творить беззаконие, сами идут в ад и других тянут туда, потому что по зависти. У них-то душа злейшая, подлейшая, гнуснейшая. Сами хотят жить в беззаконии. Ну, живите, кто им препятствует. Нет, они хотят и нормальных с собой утащить. Поэтому видите весь океан соблазна, который мы видим через телевидение и так далее.
Ну, что Господь о тех людях сказал? Что лучше бы они не родились. Посмотрите, Сам Бог говорит. Уже страшный суд произнесен: Горе миру от соблазнов, но наипаче горе тому, через кого соблазн приходит (Мф. 18, 7). Вот что Бог говорит: лучше бы он не родился (см. Мф. 26, 24). Не то, что страшный суд, а лучше бы он не родился. Вот какое горе, братья и сестры. Поэтому для чего Бог дал нам разум. Не для того, чтобы мы головные уборы носили, а чтобы мы соображали, думали, взвешивали, анализировали. Для чего дана совесть, стройный Закон Божий наш. Это Сам Бог в нас действует, обращаясь к нашему уму и сердцу. Если мы взаимно сохраняем закон совести, мы взаимно сохраняем Закон Божий. Есть закон евангельский, высший божественный закон. Он продолжение закона совести. И поэтому, пользуемся этим драгоценным даром для того, чтобы анализировать свою жизнь, и с полной ответственностью совести и любовью к каждому человеку и к Богу в первую очередь и к каждому человеку. То есть поступать всегда правильно и справедливо. В противном случае, зачем эта вера нужна. Это просто самообман и искушение. Потому что Сам Господь сказал, что не собирают с терновника инжир, и с крапивы винограда не собирают. По плодам узнаете их (Мф. 7, 16). Что может родить крапива? Вы знаете что. Что колючка может родить? Поэтому, какую бы личину на себя не надевали благодетели человечества… таких людей Федор Михайлович Достоевский называл коноводами. Причем он не только определенно про этих людей говорил, но, к сожалению, о тех, кто поддается и сами становятся конями и лошадями. Не будьте животными.
А чтобы избежать преступления или самоуничтожения есть закон евангельский – это вопрос сохранения вечной жизни, братья и сестры. Вот что такое закон божественный. Это не просто можно или нельзя. Как Господь через пророка говорит: человек, перед тобой лежат два пути – путь жизни и путь смерти (Иер. 21, 8). Выбери жизнь. Я тебя создал для жизни, но завистью дьявола вошла смерть в мир. Выберите жизнь вечную. За нас пролита кровь божественная. Нет большей радости и благодати. Вот сами подумайте, святитель Афанасий Великий, один из отцов церковных, что он пишет о распятии, об искуплении Спасителя. Он говорит: Господь действием Святаго Духа в таинстве принял во всей полноте человеческую природу. Во всем, кроме греха. Святитель Афанасий говорит: посмотрите, ссылаясь на Евангелие, Господь говорит: вот грядет князь мира сего, но во Мне он ничего не обретает (Ин. 14, 30). То есть, князь мира сего – это дьявол. И видите, в воплощенном Христе он не нашел зла и греха. Но, дальше что Господь говорит: Пока семя пребывает одно, оно одно и остается. Почему Богу нужно было взойти на Крест? Что Господь дальше говорит: Но если это семя как будто умирает, полагается в землю (см. Ин. 12, 24). А что в результате? Это внешнее приносит видите какой результат. У каждого в зависимости от труда, усилия и от полноты веры кому-то 30 зерен, кому-то 60, а кому-то 100. Вот что значит умирание во Христе.
Он Сам не просто эти слова сказал. А для чего Он умер? Он показал безмерность, братья и сестры, Своей любви к нам. Видите, сатана смог обольстить Адама и Еву, вселил им помысел. Они с ним согласились, что Бог что-то не додал человеку. А теперь скажите на Страшном Суде, Христос спросит у всех: Я не просто отдал вам всю вселенную, Я стал человеком. Я вам языком человеческим объяснил, что нужно делать. Я за вас отдал Свою жизнь, для того чтобы вы теперь жили вечно через Мою силу, Мою благодать. Я дал вам воскресение, Я дал вам вознесение, Я дал вам право и власть сидеть одесную Бога Отца. А кто с правой стороны сидел у царей, всегда наследники. То есть слава всего человечества во Христе. И имея святость и непорочность во всей полноте жизни человеческой природы, кроме греха, Он оставался один. Но Он видите что, Сам Господь говорит перед крестными Своими страданиями: Отче, обращаясь к небу, к Небесному Отцу, Отче, прославь Меня той славою, которую Я у Тебя имел прежде сложения мира (Ин. 17, 5). Что это за слава? Все святые отцы толкуют, это – слава Креста. Вот какое таинство нам открыто, что та слава, которая была на небе, она открыта на земле через Крест Христов. А что дает нам Крест? Он показывает, до какой степени до смерти любит каждого человека Христос. Не просто ради нас какой-то подвиг совершил. Посмотрите, без остатка, до последней капли крови за каждого. И как можно оправдаться перед Ним?
Дальше что Господь совершает? Крест. Для чего нужно было Богу отдать Свою жизнь человеческую за то, чтобы не только спасти всех, кто жил и кто будет жить, но и сойти во ад, чтобы вывести всех, кто Его услышит. Посмотрите, в тропаре Иоанну Предтече, в кондаке пишется, что он прежде Христа сошел в ад и проповедовал им скорое пришествие Спасителя. Поэтому видите, он Спаситель не только иудейскому народу, но всех, кто за ним, увидев эту благодать, надежду света божественного во аду, все, кто не потерял, не помрачил окончательно своего разума и своего сердца, они все ушли со Христом. Как? Нам святитель Феофан Затворник очень просто объясняет: как магнит выводит металл из мусора, из земли. Вот посмотрите, подобное собирает подобное. Вот так Господь вывел всех из ада. Но почему Он разрушил, но не уничтожил. Преподобный старец Оптинский Варсонофий объясняет, что к сожалению величайшему Господь знал, что будут новые люди, новое поколение, которое не пожелает жить со Христом. И куда их девать? Но видите, даже все, кто сейчас находится в аду, и до конца мира туда будут попадать, это не вечное наказание. Это возможность многим исправление. Если хотите, это страшная ужасающая епитимья, которую люди сами себе выбрали, люди сами себя наказали через похоть. Смотрите, что апостол Иаков пишет, что похоть рождает в начале грех, грех начинается и рождает смерть (Иак. 1, 15). То есть люди сами, увлекаясь похотьми, злобой человеческой, нечистотой, вот куда идут.
Господь все создал прекрасно. Посмотрите, святитель Иоанн Златоуст говорит, почему каждый творческий день Господь завершает такими словами: Вся добра зело. То есть по‑русски – все прекрасно, бесконечно все, что создал Бог. И наоборот, все, что Бог не создал, что Господь наш Иисус Христос говорит, что всякий сад, который не насадил Отец Мой Небесный, искорениться (Мф. 15, 13). Все будет уничтожено. Все зло, вся неправда, все, что прикрывалось личиной добра, а по существу это паразитизм на жизни и судьбе каждого человека, все будет уничтожено. Потому что воля Божия, чтобы все жили в блаженстве и счастье, потому что Бог есть абсолютное совершенство, абсолютная красота и жертвенная любовь. И Он желает, чтобы каждый человек жил и наслаждался жизнью, для чего мы и созданы. Почему наша душа тянется к блаженству, а когда человек желает грешить и живет грехом и преступлением, к сожалению душа эту тягу сохраняет. И что бедный человек начинает делать? Не идет на исповедь, не говорит: Господи, прости меня, Милосердный. А начинает водкой, наркотиками, блудом, пьянством, чем угодно топить себя в этом болоте. Совесть-то кричит, а он ее топит.
Не надо топить себя, не надо себя губить. Кто себя не пожалеет, никто не пожалеет. Вернее, Бог жалеет, дорогие брать и сестры, но без нашей воли Он не спасает. Он сквозь нас проходит, Ему кричать не надо. Иже везде сый и вся исполняяй. По-русски: Дух Святой, всесовершенная личность божественная везде присутствует и сквозь нас проходит. Ему не надо кричать. Он Сердцеведец, Он всегда говорит: Я Сердцеведец, Я все знаю изнутри, все желания, все мысли человека. Поэтому выбери жизнь, выбери добро. Тяжело жить честно, согласен, но кто живет честно, уж тем более какие-то обиды претерпевает за правду, Сам Бог вам говорит. Посмотрите, какая благодать и радость. Он говорит, что Дух Святый, Сам Бог на вас почивает. Сам Господь! Потому что Он тоже за нас пострадал. Без обмана, абсолютная правда. Так и мы должны. Если представляете мы бы так друг к другу относились, что бы было не земле? Рай. Давно уже все бы было. А видите, проще красть, проще обманывать, проще клеветать, проще ненавидеть. Ну и чем все это заканчивается? А потом люди начинают стонать, кричать, вопить, сюда бегут: почему такая беда случилась, несчастье, там случилось, там взорвалось, там того убили… Вот и начинаешь с ними разбирать по пунктам. Вот людям предметно показываем, откуда это, причина и следственная связь. Откуда все произошло.
И вот этот страждущий, который 38 лет пролежал. Это почти целая жизнь, многие до 40 лет не доживают. Почти целая жизнь, и никто в купель его не сдвинул. А почему не сдвинул, видите, не только грехи его были тяжкие. Посмотрите, насколько страшный был человек, насколько его душа была страшная, что все, зная его, 40 лет, нет – чтобы просто столкнуть человека. Так видно он всех так достал, что всех в воду спускали кроме него. Видите, Христос пришел и говорит ему: хочешь, Я тебя исцелю. Знает Господь, что у него такая страшная душа, но он согласился. И видите после почему Господь ему говорит: Вот не согрешай больше (Ин. 5, 14). А он не просто согрешил, но и Христа предал. Преподобный Исидор Пилусиот при толковании евангельского текста говорит, что это тот самый раб, который ударил Христа в Гефсиманском саду по щеке. Видите, какой человек.
Вот братья и сестры, для чего я это говорю, чтобы вы уразумевали, что если люди страдают, это два причины: либо по зависти сатаны, либо по зависти людей, либо люди сами себя своей злобой довели до такого состояния, что люди окружающие, проходя мимо, не хотят столкнуть хотя бы. И этого они не делают, потому что знают, чем это все закончится. Он встанет на ноги и всех на уши поднимет. Вот посмотрите, Господь его исцелил, а он подходит и по щеке Его ударяет. Господь говорит ему: почему ты Меня ударил по щеке? Вот братья и сестры, хоть Господь и дал заповедь, что когда ударят по одной щеке, подставьте другую. Но это в том случае, когда невозможно, когда события так бывают у людей разворачиваются, что невозможно увернуться: беда, болезнь, несчастье и так далее. Вот почему надо понимать, как грех. А когда хамы.., вот он подходит.., нет, не первосвященники, не солдаты ударили, не воины, а вообще кто-то такой подходит и бьет беспричинно.
Видите, это Господь нам тоже подсказывает, как правильно понимать заповедь, когда тебя ударили по одной щеке, подставь другую. Нужно терпеть, когда приходит какая-то общая либо частная беда, то невозможно увернуться. Вот тут нужно подставить вторую щеку, нужно терпеть. А вот если на вас посягнули хамы, или на нашу родину, на наше священное Отечество, тем более враги, либо на нашу веру, на нашу семью, вы обязаны, вам дана священная заповедь защищать родину, семью, Отечество, жену, детей и так далее. И себя в том числе. А то говорят, что-то про смирение. Некоторые воспринимают смирение, что хоть на голову сядут и делают, что хотят. Нет. Нужно терпеть то, что Бог посылает: события и судьба нашего народа и всей жизни каждого из нас, жизни каждого человека. Вот это да, то, от чего невозможно увернутся, вот что нужно терпеть. Вот она вторая щека. А то, что в нашей жизни где нужно пресечь зло, мы обязаны это, братья и сестры. Более того, Господь дал нам заповедь: кто берет меч, тот от меча должен умереть. Да, мы никого не трогаем, вот и нас не трогайте. Заповедь защиты Отечества. Там очень много умников, которые, я уж про сектантов не говорю. Безумие. Сам Бог говорит, что никого не трогайте.
Апостол Павел говорит, что, сколько возможно, со всеми людьми мир имейте (Рим. 12, 18). Но если против вас взяли меч, извините, вы тогда не просто меч, а надо дать так, чтобы в следующий раз не просто подумали, а может быть и не подумали. Беспощадно. Видите, кто творит беззаконие. Суд без милости, кто не творит милости (Иак. 2, 13). Если к вам не творят милости, никакой милости, это суд Божий, это не человеческий суд. А то начинают там, философию развели сумасшедшие, в свое время Толстой, его окружение и так далее. Целое движение было – не сопротивляться злу. Конечно, чтобы не сопротивляться злу, пусть других убивают, а его, попробуй, тронь. Как преподобный Амвросий говорит, что ходит-то как крестьянин, а у самого карман до колен отвисает полный денег. У него капитал после смерти какой был? Более шестисот тысяч, почти миллион по тем временам. Конечно, можно философствовать, на диване лежать и сказки рассказывать. Но он не просто преступник. Он грешник и сатанист, потому что он написал антиевангелие. Евангелие заканчивается распятием Христа. Он сатаненок, он просто враг Божий. Он не просто заблудившийся писатель. Он обалдевший, с ума сошедший безумный человек, который восстал против Бога. Поэтому вот чем все это закончилось? Видите, суд Божий, в чем заключается? Своими руками люди либо себя оправдывают, либо себя в ад отпишут.
Страшный суд, братья и сестры, сам совершает здесь и сейчас. А там просто будет подведение итогов, это будет всеобщее воскресение. Вы что думаете, Бог будет кого-то судить? Бог в Евангелии, овец Своих забирает, а козлища, пожалуйста, налево. Все, вопросов нет. Почему? Потому что сами люди если делают добро, они гарантировано себя спасают, тем более если делают добро во имя Христа, если люди живут, каются, исправляются по честь христианской, по чести человеческой, то честь и слава, спасение, мир и благодать этим людям. Но кто хочет делать зло, тому воля вольная, как русская пословица говорит: Вольному воля, а спасенному рай. Поэтому братья и сестры, празднуем не только в эти пасхальные дни, но всю свою жизнь. Празднуем, вспоминая ту благодать безмерную, которую Господь наш Иисус Христос нам даровал в православной вере, в таинствах, в совоскресении с Ним. Видите, опять же святитель Афанасий Великий дальше богословствует, что если была истинная плоть у Христа, значит было и истинное Воскресение. Представляете, какая слава.
Поэтому каждый день и час будем Его благословлять, прославлять и просить Его помощи, чтобы всем нам и вам, и всем дальним и ближним, даже всем врагам дал познать истину, чтобы они все исправились, чтобы они все покаялись. Потому что Господь всех любит без остатка. Мы все Его дети, и Он всем хочет прийти в познание истины и чтобы все жили и вечно радовались с Ним (см. 1Тим. 2, 4). Аминь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии