НЕДЕЛЯ 19-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Иеромонах Димитрий (Волков)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В сегодняшнем Евангелии Господь учит нас Любви, любви христианской. Он говорит: «Аще любите любящих вы, кая вам благодать есть; ибо и грешницы любящия их любят. И аще благотворите благотворящим вам, кая вам благодать есть; ибо и грешницы тоежде творят. Аще взаим даете, от нихже чаете восприяти, кая вам благодать есть; ибо и грешницы грешником взаим дают, да восприимут равная. Обаче любите враги ваша, и благотворите, и взаим давайте, ничесоже чающе. И будет мзда ваша многа, и будете сынове Вышнего: яко Той благ есть на безблагодатныя и злыя» (Лк. 6, 32 - 35).
Земная любовь соединяет, как правило, с несколькими людьми и разделяет со всеми остальными. Известные грабители американских банков Бонни и Клайд имели между собой любовь, но их любовь была проклятием миру. Часто человек любит свою родину, свой народ. Но оборотной стороной этой любви оказывается ненависть или неприязнь к другим странам, к другим народам или, по крайней мере, высокомерная снисходительность. Таковая земная любовь соединяет с небольшим кругом и вносит разделение со всеми остальными.
Известно, что многие офицеры гитлеровской Германии, которые служили в концлагерях и повинны в смертях тысячи людей, были нежными и заботливыми мужьями, любили своих детей. Однако же их любовь принесла только горе их стране, их народу. Таковая земная любовь. И Господь в этом отрывке Евангелия называет грешницами людей неверующих, фактически указывает нам, что если наша любовь не превзойдет эту естественную плотскую страстную любовь, то мы по сути остаемся людьми неверующими, ибо хотя и называем себя христианами, но поступаем и живем также, как и все остальные.
Господь заповедует нам любовь безусловную, любовь, которая простирается и охватывает всех, весь мир — и врагов, и язычников, и неверующих, не разделяя их на злых и на добрых. Такую любовь Господь заповедует нам, и такой любви от нас ожидает. Как ни странно, любви ждет от нас и языческий мир. Они также ожидают, что христиане будут любящими, но их представление о любви так и остается земным. Они ждут, что христиане будут снисходительно относиться к тем грехам, которыми живет мир. Они будут закрывать глаза на те непотребства, которые пропагандирует мир, на ту грязь и разврат, которыми он живет.
Мы не должны быть человекоугодниками и выполнять то, что от нас ждут. Но, тем не менее, заповедь о любви, которая простирается на всех, кто окружает нас, должна быть нами исполнена. Вообще замечено, что любить народ, страну гораздо легче, чем любить какого-то дядю Васю из подъезда, в котором ты живешь. Любить конкретных людей, которые составляют этот самый народ, невероятно сложно. И легко любить абстракцию, быть патриотом целой страны.
Господь говорит о том, что мы не должны чаять ничего в ответ на наше доброе дело. Если о любви мы много раз слышали и представляем, какой она должна быть, то об этом мы совершенно забываем и не видим, что наша жизнь подчиняется расчету. Наша жизнь является реализацией принципа «ты мне, я тебе». Этот принцип охватывает наше сознание, охватывает наши поступки, наши чувства. Мы стараемся каждый свой шаг совершить таким образом, чтобы получить наибольшую для себя выгоду. Об этом мы часто забываем. Являясь христианами, живем в состоянии постоянного планирования, предугадывания того, как обернется для нас тот или иной поступок. Это является очень серьезным препятствием для нашей христианской жизни. Это препятствие, которое не позволяет нам подняться к настоящей христианской любви.
Господь, давая заповедь о том, что мы должны давать взаймы, не чая ничего в ответ, на самом деле не ждет того, чтоб мы буквально ее исполнили. Но бывают обстоятельства, которые препятствуют буквальному ее исполнению. Мы не можем иногда дать крупную сумму денег тому, кто нас попросит, и совершенно забыть о ней по заповеди, ибо на наших плечах наши семьи, наши родные, наши близкие. Мы не можем просто отдать. Это не является неисполнением заповеди Божьей, если наша жизнь является простым действием открытого сердца, которое не считает, не высчитывает прибыль, не действует так, чтобы что-то получить взамен...
На западе существует целый пласт литературы, которая мотивирует человека на успех, научает, как вести себя, как улыбаться, как знакомиться, как заинтересовывать других людей собой, как им нравиться. Человек, читая такие книги, с самого детства пронизывается этой необходимостью подороже себя продать, каждый свой поступок, каждое свое действие. Это то, против чего Господь дает нам эту заповедь: давайте взиаймы, не чая, что восприяти назад. Мы должны действовать, не ожидая результата за свои действия. Мы должны просто исполнять заповедь Божию, не считать, не просчитывать результатов своих поступков.
Мы, христиане, должны жить, как Господь говорит, указывая нам на птиц небесных, которые не сеют, не жнут, не собирают в житницы, но Господь питает их. Именно эта причина, что мы постоянно планируем свою жизнь, рассчитываем следствие наших поступков, является той стеной, которая закрывает от нас Бога, которая препятствует Божьей благодати действовать в наших сердцах. Ибо мы своим планированием, своим расчетом не оставляем пространства для Божьей милости в себе. Мы не позволяем совершаться в нашей жизни событиям и вещам, которые Господь готов нам даровать. Мы затворяемся от Него вот в этой крепости собственного планирования, собственного разумения своей земной мудрости. И Господь и не знает, где и главу преклонить в нашем сердце, ибо все у нас правильно придумано, спланировано, и мы постоянно упражняемся в этом искусстве извлечения прибыли и выгоды из каждого своего поступка. И Господь именно против этого и дает нам эту заповедь, что делайте добро, исполняйте заповедь Божию и не ждите никакого результата.
Не ждите, что вас оценят, не ждите, что на вложенный рубль своих усилий вы получите два, не ожидайте славы или чести или того, что вас похвалят. Делайте с открытым сердцем каждое свое дело, живите в простоте, и Господь вас «припитает». Именно это настроение позволяет человеку любить, ибо между ним и Богом не остается вот этого эгоистического устремления себе добыть, подвинуть других локтями, преуспеть в каком-то деле и тем самым обойти своих конкурентов, своих противников. Любовь настоящая христианская соединяет с другими людьми. Этой любви Господь от нас ждет. Именно в ней, в смирении и любви мы должны упражняться и возрастать.
Вспоминается в связи с этим такая притча, которая часто вспоминается разными писателями, церковными публицистами, как однажды в монастырь приехал архиерей и попросил показать ему монахов хороших. И вот игумен-наместник привел одного монаха и говорит: вот он прекрасный пекарь, он печет изумительные хлеба. Потом привел другого, и говорит: вот это кузнец, он умеет подковать лошадь, умеет выковать все, что потребуется в хозяйстве. Привел третьего, четвертого … Архиерей посмотрел на это и сказал: я думал, что ты приведешь ко мне монахов, которые преуспели в любви, смирении, молитве, а ты показываешь мне мастеров, которых и в миру хватает. Развернулся, уехал и снял этого наместника.
Это не только о монахах, но это и о простых христианах, о том, что мы часто стараемся преуспеть в тех вещах, областях, которые не свойственны для нас. Мы не можем преуспеть и быть выше тех талантов, которые есть в миру. Мы с вами, как сказал апостол, не многие благородны, не многие знатны, не многие сильны. Если честно посмотреть на окружающий мир, то мы видим, что, как правило, наиболее талантливые люди в науке, искусстве, в управлении государством, в бизнесе оказываются, как правило, людьми неверующими, людьми не христианами. Это истина, ибо и Господь сказал однажды в притче, что люди века сего премудрее сынов света в роде своем. Он сказал это, когда говорил притчу о неправедном управителе.
И так было, так будет во все времена. Христианин не к этому призван. Он призван к тому, чтобы преуспеть в любви, в христианской добродетели смирения. Именно к этому призывает нас Господь в сегодняшнем Евангелии. Этого нужно желать всем сердцем и к этому стремиться. Любовь как некая гора, к которой может быть много разных путей. На нее можно взойти с севера, с востока, с юга. Но мы должны оказаться на вершине горы, а не у ее подножия. Спаси всех Господь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии