НЕДЕЛЯ 16-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Иеромонах Назарий (Рыпин)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие отцы, братья и сказанной Христом — притче о талантах. Некий человек, отходя, предал имение свое своим рабам. И одному дал пять талантов, другому — два, третьему — один (Мф. 25, 14).
Под человеком изображается Господь наш Иисус Христос, Творец и Создатель всяческих. А рабы — это и человеческий род, и ангельский мир. Каждому дано свое дарование и свое служение. И величие этих даров открывается в том, что талант был очень высокой мерой тогдашней торговли и имел очень великую, большую цену.
Вот этими бесценными дарами одаривает Господь каждого из нас. То, что этот человек, то есть Господь, отходил, означает долготерпение Божие. Господь, наделяя нас дарами, долготерпит и ожидает, как мы своей свободной волей, этими талантами, этими своими дарами распорядимся. И вот, Он пришел, чтобы стязаться со Своими рабами, чтобы они дали Ему отчет в том, как они исполнили Его волю. Прежде всего, Господь, раздавая таланты, показывает, что этот мир не равен. И при этом это неравенство не есть уничижение кого-либо. Но в этом неравенстве — гармония и красота божественной вселенной. Среди неравенства многих людей открывается способность проявления любви, сострадания, возрастания духовного. И даже в тварном мире, в окружающей природе мы видим неравенство во всем: разные виды животных, насекомых, рыб. И внутри нашего тела даже никогда нет равенства. Каждый орган имеет свое служение, каждая система носит свою функцию.
Даже в нашей внешности нет равенства. Даже человеческое лицо имеет ассимметрию. И в этом есть своя красота. Если бы человек был совершенно симметричен, это было бы искусственно и уродливо. И вот в этом неравенстве открывается способность более сильных служить более слабым; более умных научать менее умных и, может быть, даже глупых людей. Хотя абсолютно глупых не бывает. В каждом есть заложенное подобие Божие. И даже самый последний простец понимает, когда его хотят обмануть, когда над ним смеются, когда его унижают. Поэтому никому из нас нельзя и не нужно никогда ни над кем возноситься.
В этом неравенстве богатому дается возможность восполнить недостаток бедности, помогая деятельным участием в жизни других людей. И так бывает во всем в этом окружающем нас мире. И прежде всего эти таланты даны нам как духовное дарование, чтобы ими послужить Богу. Чтобы каждый из нас, имея талант веры, не зарывал его, как этот нерадивый раб, который имел один талант, но им постарался и своим примером, и своей живой верой, если необходимо, и мудрым облагодатствованным словом, исходящим из верующего трепетного благоговейного сердца, привлечь сердца других людей ко Христу Творцу, к осознанию вечной жизни и необходимости дать ответ перед лицом этой вечности за каждый прожитый нами не только день, но и даже каждое мгновение нашего бытия.
И вот эти таланты дают нам возможность приумножить что-то в своей жизни, приумножить этот потенциал добра, который в этом мире должен быть больше, чем энергия зла. Но, к сожалению люди мало любят истину, мало любят правду и свет Божий. Не случайно Христос говорит через евангелиста Иоанна нам, что возлюбили люди тьму больше, чем свет, потому что дела их были злы. Чтобы в явлении этого света зло этих дел не обнажилось и не явилось всему миру. Поэтому люди предпочитают пребывать в этом мраке, в мраке своих дел и в мраке своих сердец.
Но мы с вами не должны быть таковы. Мы призваны Богом к свету Его неприступному, просвещаясь сами, светить этому миру, как заповедал нам Христос. «Так да и просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела, и прославят Отца вашего, Который есть на Небесах». Нам дана такая возможность не только веровать во Христа, но и страдать за Него. Но Господь, как открывает нам это сегодняшнее Евангелие, будет судить нас не только за совершение злых дел, но и за то, что мы не творили добро.
Когда этот нерадивый раб в противоположность этим двум благим добрым рабам, которых восхваляет Господь за то, что они приумножили: от пяти талантов принесли еще пять. А другой раб от двух талантов принес еще два. В малом был Мне верен, говорит Господь, над многим тебя поставлю». В малом, в том смысле, что мы не должны вменять свои добрые дела и свой труд как нечто что-то великое. Но даже малое добро, сотворенное человеком в земной жизни, многократно может увеличиваться в его душе в Царствии Небесном.
И вот, этот нерадивый раб показывает, что мало не творить зло. Нужно творить добро. Покаяние это и есть исправление нашей жизни. Как очищенный, но пустой сосуд, если не будет наполнен добром, неизбежно преисполнится злом. Как сосуд нашей души, если он уклоняется от зла, но не творит блага, имеет риск впасть во зло.
И в конечном счете мы с вами должны научиться этому добру, как состоянию своей души, чтобы в многократном упражнении в добре, в его делании душа наша приобрела этот постоянный навык и свойство своей души, употребленной к добру. Чтобы мы творили уже добро не только понуждением своей воли, но как необходимость и утвержденность в добре, то, к чему был призван изначально наш праотец Адам. И нам с вами дана эта возможность в этом неравенстве совершать приращение Церкви, приумножая Ее членов, в этом неравенстве славить Творца и прославлять Его через добрые дела, возможность которых дана нам в земной жизни, являя красоту и гармонию вселенной в этом неравенстве.
И не случайно празднуемый нами ныне святой Силуан Афонский был таким простым человеком самого простого крестьянского звания, не имевший образования, но так много увеличивший в себе дарование Святого Духа, благодать Божию, которая так преизобиловала в нем благодаря постоянному труду молитвы, постоянно верности Богу и стремлением творить это добро в своей жизни.
Он, удаленный от мира, на Афонской горе слезно проливал молитву к Богу за весь мир, за свой народ. И более того, как он свидетельствовал сам, что когда я молюсь за себя, то не имею такой благодати, когда молюсь за других людей. И открывается, что тому, кому дано мало, можно это во много крат приумножить, если это малое принесет к стопам Христа и искренне над этим трудиться.
Не удивительно, что даже братья монастыря, некоторые соблазнялись, видя, что интеллигенция, ученые мужи приезжали к нему, и говорили: что вы к нему ходите, он простой мужик необразованный. Неужели не с кем больше побеседовать? Но как говорил один посетитель: видимо нужно действительно закончить академию, чтобы понять отца Силуана, понять его глубину и его величие. И вот в его жизни является то, насколько может возвеличить Господь верного Своего раба.
И нам с вами дана такая же возможность, несмотря на количество наших дарований, малость или великость, послужить Христу, как и та бедная вдовица, которая принесла две лепты к ногам божественного Учителя, принеся эти дары в храм Божий, похваляя ее, говоря, что она принесла больше всех.
Так и мы, если в искренности своего намерения, в не лукавости своего сердца послужим Богу всем тем, чем можем послужить от сердца, от души, от своего подлинного произволения, то и мы можем быть похваляемы Богом, возвеличивая Его имя, прославляя Его дела и величаясь в Нем и сами, сподобляясь этой небесной славы, к которой Господь призывает каждого из нас, и к которой мы должны стремиться, творя Его дела. Аминь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии