Небесная красота цветника русской святости. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Собор всех святых земли русской, фрагмент иконы. Фото: pravoslavie.ru

Памяти всех святых, в земле русской просиявших.

Сегодня, к сожалению, уже приходится уточнять, что такое Русь и вообще земля Русская, где жили святые, память которых мы сегодня празднуем. Исторически центр этой земли находился на территории современного Киева, Чернигова и Переяслава. А празднуем мы в этот воскресный день память всех святых, которые жили на восточнославянских землях, а именно там, где сегодня находятся Украина, Россия и Беларусь.

Духовное и политическое пространство Святой Руси не совпадают. Государственные границы в пределах этих территорий, начиная с Х века, очень часто менялись. Но духовное, сакральное пространство земли русской оставалось и останется неизменным. До неба пограничные столбы не достают, а неделимое единство русских святых является основой фундаментального единства Церкви Святой Руси.

Политика внесла свои коррективы в значение слов «Русь» и «русский», и я думаю, не будет лишним четко разделить три направления, связанные с этимологией этих понятий. А именно – политическое, культурное и духовное наследие Руси.

Политическое наследие, о котором сейчас говорят в негативном значении, связано с историей Российской империи и всем тем ее деструктивным наследием, которое отразилось на нашем народе.

Здесь можно начать с Петровской эпохи, а то и раньше, дойти до периода коммунистического тоталитарного режима, сталинских репрессий и далее к событиям современной истории. Я не историк, не политик и не имею достаточно компетенции, чтобы высказывать свои суждения в этой области. Могу лишь предположить, что имеется достаточно фактов, которые говорят о справедливости этих обвинений. Я также знаю, что история святости и история государств – это разные истории, и с темой сегодняшнего праздника это никак не связано.

До неба пограничные столбы не достают, а неделимое единство русских святых является основой фундаментального единства Церкви Святой Руси.

Культурное наследие связано с литературой, поэзией, музыкой, философией русского народа. Это то, что относится к общепланетарному наследию и никак не связано с политикой.

Отождествлять культурное наследие русской традиции с русским империализмом или коммунистическим тоталитаризмом уж слишком невежественно. Мы можем осуждать немецкий нацизм и гитлеровский геноцид в отношении других народов, но это не повод пренебрежительно относиться к музыке Бетховена и Баха, поэзии Гете и Рильке, философии Шеллинга и Канта, литературным произведениям Томаса Манна и братьев Гримм.

То же самое можно сказать и по поводу Чехова, Достоевского, Пушкина, Толстого. Гениальное культурное наследие любого народа, независимо от его политической истории, достойно того, чтобы быть включенным в образовательную программу школьников и студентов любого государства. Классические произведения литературы, поэзии и философии сделают внутренний мир человека богаче и глубже. В этом наследии, несомненно, уже проходит связь с духовным уровнем восприятия мира, жизни, с поисками ответов на вечные вопросы.

Духовное наследие Руси можно отнести к общехристианскому религиозному опыту. Здесь уже нет разделения на русских, украинцев или белорусов. Оно для всех общее и относится к специфике восприятия православия восточнославянскими народами.

Есть ли разница между греческими, египетскими и славянскими святыми? Да, есть. И довольно существенная. Не вникая в сравнительную характеристику этих различий, которая требует специального долгого разговора, скажем о них лишь в общем. Как почва в разных климатических зонах дает разную растительность, так и разные народы, преломляя через специфику своего менталитета Благую Весть, дают разные цветы святости. В этом проявляется инаковость и уникальность творения Божия. Так и духовная красота каждого отдельного народа видна на контрасте в сравнении с другими народами.

Отождествлять культурное наследие русской традиции с русским империализмом или коммунистическим тоталитаризмом уж слишком невежественно.

Как по красоте и запаху отличаются сирень и ландыш, так и святость разных народов отличается друг от друга. Она не лучше и не хуже, просто она разная. Индивидуальность запаха святости каждого человека связана со спецификой нашей личности, нашим человеческим разнообразием, и в этих запахах передается благоухание красоты горнего мира. Объединяет же всех одно – любовь к Богу.

По аналогии можно взять поэзию. Чем различаются стихи Мицкевича, Пушкина и Лины Костенко? Не тем ли, что и запахи разных цветов? Но если те, кто любит лесные ландыши, будут с ненавистью топтать лесную фиалку, то вряд ли красота мира станет от этого богаче. Лучшее видно на фоне разнообразия красоты уже существующего.

Святость – это всегда свежесть вечной юности, красоты и чистоты. Вечная свежесть славянских святых дышит туманными озерами, зелеными лесами, снежными равнинами и старинными древнерусскими напевами.

Святость Египта пропитана красотой пустынных барханов, низким ночным звездным небом и шелестом пергаментных манускриптов.

Греческая святость взвивается на небо витиеватостью молитвенных гимнов, калофоническим византийским пением, безмолвием исихии и небосиянием иконописных ликов.

И в этом нет ни противоречий, ни противопоставлений. Все это разнообразие имеет одни и те же корни. Это корни Божественной Любви.

У Бога много цветов святости, и все они разные. Но каждый из них покрыт росой благодати, каждый растет и живет солнцем Правды Божией. Бог разукрасил их светлыми красками вечно юной свежести и радости. Только дьявол рисует кистями грязи греха, боли и страданий. Бог же всегда украшает жизнь красотой любви и мира.

Каждый из нас сам выбирает своей рисунок, свой цвет и свой запах на этой картине. Мы сами выбираем кисти, холст и то, что на нем будет изображено. И в зависимости от того, что мы хотим там увидеть в вечности, то мы будем рисовать и во времени.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/72361-nebesnaja-krasota-cvetnika...