Не просто высокое учение, а свидетельство об истине

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

13 июня — Вознесение Господне

В Вознесении Христовом — самая высокая надежда, самая великая радость, высшая цель всего творения. «Так написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых». И так надлежало Ему вознестись на небо, и «проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов». «Вы же свидетели сему», — говорит Христос. В этом свидетельстве заключается наше участие в сегодняшнем празднике. Быть свидетелем на суде (а в Вознесение Господне ангелы возвещают о Втором Христовом Пришествии, о Страшном Суде,) невозможно, если мы только с чужих слов, понаслышке, утверждаем о том, что произошло. Такое свидетельство не принимается на суде.
 
Как стать свидетелями Христовыми? Господь отвечает: «Я пошлю обетование Отца Моего, Духа истины. Он будет свидетельствовать о Мне. И вы также будете свидетельствовать». В благовестии Христовом свидетельство поистине имеет великое значение. И прежде всего — свидетельство Самого Христа. «Я на то родился и на то пришел в мир, — говорит Господь перед Пилатом, — чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 37). Христос пришел прежде всего не для того, чтобы изложить Свое учение или установить правила благочестивой жизни. Он хочет быть среди нас Свидетелем. Он «Свидетель верный и истинный», — как называет Его Апокалипсис (Апок. 1, 5). Чтобы истинно свидетельствовать, надо быть причастным жизни, о которой идет речь, видеть ее изнутри. «Мы говорим о том, что знаем, — скажет Господь Никодиму, — и свидетельствуем о том, что видели» (Ин. 3, 11). «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем» (Ин. 1, 18) — единственный, Кто способен сказать слово о Нем. Но и этого недостаточно. Чтобы свидетельство Его о Своем Отце было действенным, надо, чтобы Отец в свою очередь засвидетельствовал о Сыне: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте» (Лк. 9, 35). Это взаимное свидетельство предполагает самую великую взаимную любовь: «Мой Отец и Я — одно» (Ин. 10, 30). Теперь, когда Утешитель, Дух Святой, придет, чтобы продолжить дело Христово на земле, Его свидетельство будет исходить из той же тайны любви. Возвещенный и обещанный Христом, Он напомнит в свою очередь то, что говорил Христос. Христос указует на Духа Святого и отсылает к Нему, и Дух Святой также направляет ко Христу и прославляет Его, потому что всё у Них общее и всё Они разделяют между Собою, чтобы спасти нас. «Когда же придет Он, Дух истины, — говорит Христос, — то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16, 13—14).
 
Вне этой тайны общения Пресвятой Троицы не существует Евангелия, не может быть подлинного свидетельства. Никто не может свидетельствовать, не приобщившись Христовой любви, как Сам Господь говорит о Себе: «Чтобы мир знал, что Я люблю Отца, и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда» (Ин. 14, 31). Наше свидетельство не может быть иным. Как Отец послал Сына, чтобы Он свидетельствовал о Нем, так мы посланы Господом быть Его свидетелями. И подлинность нашего свидетельства будет зависеть от наших отношений с Ним: «Также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною», — говорит Господь (Ин. 15, 27). Быть сначала со Христом для апостолов значит прежде всего быть свидетелями Его смерти и Его Воскресения — то, о чем они непрестанно возвещают. «О том, что мы слышали, что видели своими очами, — говорит апостол Иоанн Богослов, — что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни... и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам» (1 Ин. 1, 1). Хотя мы не являемся участниками земной жизни Христа, тем не менее мы не можем быть исключены из общего таинственного закона. Для нас это сокровенное общение с Богом, без которого никто не может быть свидетелем, дается в вере: «Блаженны невидевшие и уверовавшие», — говорит Христос (Ин. 20, 29). И апостол Иоанн Богослов говорит, что «верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом» (1 Ин. 5, 10).
 
Это значит, что свидетельством Бога в нас начинаем мы быть подлинными свидетелями о Христе в нашей жизни. И Церковь святых из века в век за каждой воскресной всенощной поет: «Воскресение Христово видевше». Точно так же и за праздником Вознесения Господня. Как никто не может увидеть Воскресение Христово, не будучи свидетелем Его Крестной смерти, так никто не может участвовать в торжестве Его Вознесения, не увидев Его Воскресения. Бог делает нас Своими пророками, как говорят святые отцы, и дает видеть все в свете Христовом, чтобы все направлять к Нему, все возводить в Нем к Престолу Отца. Мы никогда не сможем этого сделать сами. Ибо как Христос и Его Отец свидетельствуют друг о друге, так Христос в свою очередь свидетельствует о тех, кто возвещает о Нем, как читаем мы в Книге Деяний: «Господь, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса» (Деян. 14, 3).
 
И это значит, что есть еще другое свидетельство, более сокровенное, которое мы носим в своих сердцах и которое мы можем слышать иногда в ответ на нашу молитву. Здесь «Дух свидетельствует с нами», взывая «Авва Отче». «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8, 16). И молитва Господня «Отче наш» становится нашей молитвой, открывая нам Небо небес, когда Он говорит: «Восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему». Чтобы идти за Христом Его путем, надо быть готовым жизнью своей заплатить за этот дар, как Христос заплатил за спасение наше. Потому и читается сегодня за литургией Евангелие о том, как воскресший Христос показывает Церкви Свои раны. Только те, чья жизнь сокрыта со Христом в Боге или поставлена на свещнице, чтобы светить другим, могут быть свидетелями о Христе — даже до Его Вознесения и Второго Его Пришествия.
 
Протоиерей Александр Шаргунов