Музей Москвы посвятил выставку образам женщин советской столицы

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Картинка
При создании женских образов живописцы вдохновлялись достижениями технического прогресса.

Сегодня открывается выставочный проект Музея Москвы "Москвичка. Женщины советской столицы 20-х и 30-х годов". Какими видели советскую женщину Родченко, Тышлер, Дейнека и другие художники, узнала Ксения Луженкова.

Выставка – лабиринт из залов, словно изгибы московских улиц. Здесь можно проследить, как изменялся образ советской женщины со времен революции и до конца 30-х годов. Лейтмотив выставки – соединение искусства и промышленности. "Мода 20-х годов, связанная с эстетикой индустриальной, очень во многом была связана с рабочей блузой, с одной стороны, и с военной формой – с другой. Была свежа память о Гражданской войне. Бри-Бейн – она плакатистка. Немного статика, которая, есть в театре Мейерхольда, или в кубистических рисунках, журнальных, например, заставках. Она здесь тоже считывается", – отметила сокуратор выставки Надежда Плунгян.

При создании женских образов живописцы вдохновлялись достижениями технического прогресса. Художник Александр Тышлер написал портрет супруги, которую буквально пронизывает электрический свет. Начало XX века – это поиск новых форм. "У нас есть тут одна картина, посвященная радио. Тоже москвичка. Вот она слушает радио в наушнике и вокруг нее как бы такой вибрирующий пейзаж. Как будто он эти радиоволны улавливает и их в картине передает. Интересная задача. Ведь, в сущности, 30-е годы были вызовом самых разных точек зрения", – рассуждает Надежда Плунгян.

Казимир Малевич и его ученик Георгий Ряжский создавали образы современных женщин в универсальном амплуа. В работе Александра Дейнеки женский силуэт стал трафаретом, к которому можно приложить любую роль – актрисы, метростроевки, многостаночницы. Образ советской работницы стал хрестоматийным. Художник группы "13" Владимир Милашевский знакомился с будущими натурщицами прямо на улице и изображал их в естественной среде. Перед нами портрет ударницы. Это сверхчеловек в обличии обыкновенной земной женщины.

С московских улиц гости выставки попадают в комнаты советских художниц, которые трудились в текстильной промышленности, создавали театральные костюмы и формировали образ советской женщины. Например, Александра Кольцова-Бычкова творила в технике коллажа. Варвара Степанова, супруга знаменитого фотографа Александра Родченко, в 20-е годы решилась на эксперимент и украсила ткани конструктивистскими рисунками. Её композиции строились на оптических иллюзиях. В московской комнате скульптора Веры Мухиной театральные эскизы и шляпки, сшитые по ее выкройкам.

https://smotrim.ru/article/3920640