МОЖНО ЛИ ВЕРУЮЩИМ ХОДИТЬ НА МИТИНГИ? Протоиерей Владимир Пучков

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Что заставляет людей ходить на митинги? Сочетание таких факторов, как неудовлетворённость жизнью и беспокойность натуры. И, несмотря на то, что наличие в человеке как одного, так и другого ничуть этого самого человека не красит, согласитесь, что христианин тоже может быть и недовольным жизнью, и беспокойным.

Только христианин, в отличие от неверующего или иноверца, должен твёрдо знать и понимать: жизнь дана ему в дар Богом. И что человек с этой жизнью сделает, во что её превратит, с тем и будет жить. Поэтому если мне не нравится что-либо в собственной жизни, я имею все возможности для того, чтобы это изменить. Например, низкий доход можно сделать достаточным или даже высоким. Однако для этого нужно не протестовать, а работать. Ну а если денег не хватает уже работающему человеку, то можно к основной работе найти ещё подработку. Это, конечно, будет отнимать львиную долю времени, но проблему, согласитесь, решит.

Нет, можно, конечно, поставить вопрос иначе: если условия жизни таковы, что, для того чтобы прокормить семью, нужно работать на нескольких работах, то зачем такая жизнь нужна? Долой эту власть, и кончен разговор. Только не всё так просто. Мы, например, привыкли чуть что кивать на Запад: вот там, мол, живут! Так вот там именно так и живут. Работают на нескольких работах, по 10 часов в день, нередко почти без выходных. И живут. Если же нас это не устраивает, то здесь не протестовать следует, а выбирать: работать, не напрягаясь, с удобным графиком или быть материально обеспеченным. А чему здесь удивляться? Хочешь жить – работай, хочешь хорошо жить – вкалывай. Старо как мир. И, мне кажется, что для христианина более чем очевидно. Бог пообещал Адаму: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб…» (Быт. 3:19). Кроме того, общеизвестно, что революционные преобразования приносят не благополучие, а проблемы, и хорошо ещё, если не заканчиваются трагедиями, что, кстати сказать, совершенно неудивительно: любые перемены ведут к лучшему лишь тогда, когда происходят эволюционно, то есть медленно, постепенно, при наличии подходящих условий.

Слышу упрёк, что при таком подходе перемен можно просто не дождаться. Конечно, можно. Однако, повторюсь, революционные перемены всегда приносят с собой разрушение привычных устоев, ломку сложившейся системы и ниспровержение авторитетов. Стабилизация ситуации порой затягивается на годы (если не десятилетия), а жертвами таких перемен становятся не сами революционеры и не их оппоненты. В любом обществе есть особо уязвимые люди: малообеспеченные, старики, сироты, инвалиды. По ним, обыкновенно, любые резкие перемены бьют сильнее всего. Отсюда вопрос к нашей христианской совести: если желанные нам перемены превращаются в самоцель, происходят ценой жизни беззащитных и слабых, а то и вовсе несут хаос, можем ли мы их считать переменами к лучшему, даже если конкретно нам они сулят выгоду? Так не лучше ли для христианина не дождаться перемен к лучшему, нежели видеть перемены к худшему, понимая, что и он несёт за них свою долю ответственности? Позвольте мне не отвечать.

Как было сказано выше, к участию в митингах человека может подталкивать также беспокойность натуры. Беспокойность как черта характера может быть присуща многим. В том числе и христианам. Однако кому, как не нам, следует знать, что у желаний и чувств нужно не на поводу идти, а, напротив, обуздывать и держать их под контролем. Беспокойность крайне редко не несёт в себе негатива. Она почти всегда сопряжена с незрелостью. Беспокойный человек часто непостоянен и ненадёжен, нередко имеет болезненное самолюбие и почти всегда – целый букет комплексов. Проще говоря, беспокойность – признак не до конца сформированной личности. То есть беспокойному человеку нужно не на других влиять, не общественное мнение формировать и не своё доказывать, а работать над собой. Причём желательно, чтобы в тишине, не на виду и под руководством кого-нибудь опытного. Поэтому если христианина, в силу беспокойности натуры, тянет на протест, то ему не с начальством и властью нужно бороться, а с собой и собственной непоседливостью. Правило для таких людей я сформулировал бы в трёх фразах: хочешь кричать – молчи, обеспокоен – молись, хочешь бежать – садись за книгу.

«Ну а как же общественная активность, гражданская сознательность и социальная ответственность?» – спросите вы. А никак. Зачем нам, христианам, этот вагон беспокойств? Давайте оставим в стороне рассуждения о демократии, народовластии и коллективной ответственности за происходящее в стране. Вспомним о примере древней Церкви. Той самой Церкви христиан первых веков, которую мы привыкли считать для себя эталоном. Так вот, первенствующие христиане к общественной и политической жизни относились с абсолютным равнодушием. И это если не сказать – с пренебрежением. В своё время профессор Болотов отмечал, что демонстративное игнорирование христианами возможности участия в жизни Римской империи было настолько непривычным для тогдашнего общества, что даже неучастие христиан в возмущениях, революциях и бунтах казалось подозрительным. Парадокс, но, несмотря на абсолютную лояльность христиан ко всякой власти (обратите внимание, даже против императоров-гонителей христиане не позволяли себе крамолы, сопротивляясь гонениям на веру самым пассивным образом – собственным мученичеством), общество и власть не только не замечали их законопослушности, но ещё и ставили им в вину казавшееся преступным равнодушие. И именно в этой Церкви, политически пассивной, чуждой общественной сознательности, лишённой всякой гражданской позиции, мы веками видим идеал верности вере, Евангелию и Христу.

Ну и, наконец, дайте работу воображению. Представьте себе Христа на трибуне, апостолов с транспарантами, мучеников в балаклавах… Знаю, что возмутительно. Понимаю – кощунственно. Согласен – это по меньшей мере карикатура. Так вот, христианин на митинге – такая же карикатура. Абсурдная, возмутительная и кощунственная. Протестовать способен всякий. Веровать – лишь тот, кому открыл Себя Бог. Свидетельствовать – только тот, кто причастен к опыту Царствия Небесного. Разменивать же нетленное на суетное преступно и греховно.   

Что бы ни происходило в стране и в мире, у нас нет другой позиции, чем вера. Нет других убеждений, помимо Евангелия. Нет другого оружия, кроме молитвы. Задача христиан не митинговать, а веровать и свидетельствовать о Боге, не вариться в котле общественно-политических баталий, а спокойно и твёрдо оставаться собой.

https://pravlife.org/ru/content/mozhno-li-veruyushchim-hodit-na-mitingi