МОЛИТВА СТАРЦА АМВРОСИЯ
Святой Иоанн Лествичник называл молитву «пребыванием и соединение человека с Богом». Обладая даром внутренней сердечной молитвы, старец Амвросий наставлял и своих чад всегда обращаться к Богу в молитве. Тем, кто оставлял молитву, редко обращался к ней или не имел желания молиться, старец советовал: «Если не хочется молиться, надо понуждать себя. Святые Отцы говорят, что молитва с понуждением выше произвольной молитвы. Не хочется, но понуждай себя: Царство Небесное нудится (Мф. 11, 12)».
Если рядом с собой видел кого-то несобранным, праздномыслящим, то давал такое благословение:
– А ты бы, чем так-то сидеть, прошел бы четочку с молитвою Иисусовой.
Известно, что молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, поэтому он и старается всячески отвлекать от нее человека, предлагая какие-то срочные неотложные дела или другие какие-то поводы. Своим духовным чадам старец Амвросия рассказывал один поучительный случай:
«На Афоне у одного монаха был скворец-говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами. Но вот странно: лишь только монах начнет исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится и не дает молиться монаху.
Раз на светлый праздник Воскресения Христова монах подошел к клетке и говорит:
– Скворушка, Христос воскресе!
А скворец отвечает:
– Вот то-то и беда наша, что воскрес, – и тут же околел, а в келье монаха разлилось нестерпимое зловоние. Тогда понял монах свою ошибку и раскаялся».
Как-то один инок спросил старца Амвросия:
– Что такое, Батюшка, умная молитва?
Старец Амвросий ответил кратко:
– Учитель молитвы – Сам Бог.
В другой раз при разговоре о молитве старец Амвросий сказал:
– Трудное это, брат, дело, всего разломит.
Старец Амвросий скрывал свои молитвенные подвиги, лишь однажды келейники стали невольными свидетелями его молитвенного состояния, о чем впоследствии рассказывал своим ученикам старец Варсонофий: «покойный Батюшка отец Амвросий имел умно-сердечную молитву. Эта молитва ставила его иногда вне законов природы. Так, например, во время молитвы он отделялся от земли. Его келейники сподобились видеть это. Последнее время батюшка был болен и все время полулежал в постели, так что не мог ходить в церковь. Все службы, кроме обедни, совершались у него в келье. Однажды совершали всенощную.
Батюшка, как всегда, полулежал. Один келейник стоял впереди у образа и читал, а другой – позади батюшки. Вдруг он видит, что отец Амвросий садится на кровати, затем поднимается на десять вершков, отделяется от кровати и молится в воздухе.
Ужаснулся келейник, но пребыл в безмолвии. Когда пришла его очередь читать, то другой, встав на место первого, сподобился того же видения. Когда закончили службу, и келейники пошли к себе, то один сказал другому.
– Ты видел?
– Да.
– Что же ты видел?
– Видел, что батюшка отделился от кровати и молился на воздухе.
– Ну, значит, это правда, а то я подумал, что мне только это кажется.
Хотели они спросить о том отца Амвросия, да побоялись: старец не любил, когда говорили что-нибудь о его святости. Возьмет, бывало, палку, стукнет любопытствующего и скажет:
– Дурень, дурень, что грешного Амвросия об этом спрашиваешь? – и больше ничего».
Часто к старцу Амвросию обращались с просьбами помолиться за недужного, скорбящего, унывающего. При этом старец говорил, что и самим не нужно забывать молитву. Любитель народных пословиц, он, бывало, скажет:
– Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи.
Или приведет евангельский пример хананеянки-язычницы, которая упросила Спасителя излечить ее дочь: «проси; ты вспомни, – двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, – упросила».
Лишь молитва, совершаемая с чистым и незлобивым сердцем, будет услышана Богом. В Оптине рассказывали такую рассказ-притчу:
«…Жили на одном острове три пустынника, имевшие у себя икону трех святителей. И как были они люди простые, необразованные, то и молились пред сей иконой не иначе, как простой своеобразной молитвой:
– Трое вас, и трое нас, помилуйте нас.
Так они постоянно твердили одну эту молитву. Вот пристали к этому острову путешественники, а старцы и просят, чтобы они научили их молиться.
Путешественники начали учить их молитве «Отче наш», а выучив, поплыли далее морем на своем корабле. Но, отплыв несколько от берега, они вдруг увидели, что учившиеся у них молитве три старца бегут за ними по водам и кричат:
– Остановитесь, мы вашу молитву забыли.
Увидев их, ходящих по водам, путешественники изумились и, не останавливаясь, только сказали им:
– Молитесь, как умеете.
Старцы вернулись и остались при своей молитве».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии