Молится ли дьявол? Сергей Кузнецов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
То, какой будет наша молитва – христианской или же демонской, – решать только нам.

Мы приведем три примера из Писания и поразмыслим о том, как нам не уподобляться молитве дьявола.

Во все времена вопрос молитвы был одним из тех, которые привлекали наибольшее внимание как в святоотеческой среде, так и в среде богословов и церковных мыслителей нового времени. ­

В святом Евангелии о молитве часто говорил Господь наш Иисус Христос, Который и дал нам подлинный ее образец, известный под названием Господней молитвы или же молитвы «Отче наш». Из Евангелия нам известно, что Сам Спаситель часто молился, подавая таким образом пример своим ученикам, а в их лице и всем нам.

«Молитва есть общение и единение человека с Богом», – пишет преподобный Иоанн Лествичник и тем самым выражает превалирующее и даже устоявшееся понимание молитвы. И действительно, молитва – это дело сугубо личное, интимное, это место встречи двоих, где третьи лица – это лишь те, за кого мы молимся. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6, 6), – говорит Спаситель.

Однако понимание молитвы исключительно как обращения к Богу, сопровождаемого внешними формами и движениями, является совершенно пустым и лишенным христианского духа. А этот дух, как мы знаем, зиждется на понимании человеческой личности как личности, созданной по образу и подобию Бога, усыновленной Богу и купленной некогда дорогой ценой (ср. 1Кор.7, 23). Именно поэтому святые отцы часто говорят о таком понятии, как «дерзновение в молитве» для того, чтобы отличать молитву христианина от молитвы других людей и не сводить ее к речитативу и бездумному повторению слов, которое часто больше похоже на некую магию, нежели на богообщение.

Итак, молиться может только личность. Но в этом мире мы с вами не единственные личности, которые могут мыслить, общаться, стремиться к чему-то, творить и попросту жить. Как мы знаем, Церковь признает существование бестелесных духов, которые некогда были созданы благими, но отпали от Творца, движимые гордостью и тщеславием и, в конце концов, стали теми, кого апостол Павел называет «духами злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). И если понимать молитву как общение с Богом, признание Его могущества и своего недостоинства, то мы нисколько не погрешим против истины, если скажем, что молиться могут не только люди, но и демоны.

В Священном Писании мы можем найти случаи, которые если не являются непосредственно молитвой злых духов, то, во всяком случае, внешним проявлением их молитвенного настроя. Ниже мы приведем три случая и поразмыслим о том, как нам не уподобляться молитве дьявола:

I. «И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом... увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!...И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней.И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них» (Мк. 5, 1-2, 6-7, 10-12).

Выше мы увидели образец полноценной молитвы злых духов к Господу Иисусу Христу. Эта молитва выражается внешним образом, когда демоны, которые завладели несчастным человеком, склоняются перед Христом до земли и тем самым признают Его могущество, прося и умоляя Его не наказывать их. А это значит, что коленопреклонение, поклоны и обращение к Богу еще не делают из всего этого подлинной христианской молитвы, потому что так может молиться и дьявол.

Что же отличает молитву христианина от молитвы демона? Ответ прост: любовь. «За дверьми остаются те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют в себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве», – пишет прп. Ефрем Сирин. Но подлинная любовь к Богу невозможна без любви к ближнему: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4: 20). В свете этого особый смысл приобретают слова Господней молитвы: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

II. «И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;но простри руку Твою и коснись всего, что у него, –благословит ли он Тебя?..И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя?» (Иов 1, 9-11, 2, 4-5).

Здесь перед нами пример наиболее частой молитвы – молитвы о своих нуждах. И даже несмотря на то, что, по словам апостола Петра: «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5, 8) и все нужды его сводятся именно к этому, очень часто между приведенной молитвой дьявола и нашей молитвой нет никакой разницы, даже если мы и просим чего-то полезного на наш взгляд. Все дело в том, что дьявол не слышит Бога и настаивает на своем, он уверен в своей правоте и пытается доказать Богу, что Он ошибается, и кому уж точно виднее, так это якобы дьяволу. Мы очень часто обращаемся к Богу с молитвой о своих нуждах, мы часто пытаемся навязать Богу свою волю и свое видение вещей, людей или событий и ждем, что Он обязан по первому зову выполнять все, о чем мы его попросим. А если же мы не получаем просимого, то нас охватывает злость, обида, неверие и уныние, потому что нам-то виднее, как надо. И тут мы, к сожалению, уподобляемся дьяволу и не помним слов молитвы Господней: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Если мы не хотим уподобляться врагу рода человеческого, прося Бога о своих нуждах, то нам стоит принять Его Святую волю и Промышление о мире, дать Ему право идти вперед и вести нас за Собой.

«Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: ничего не приобрел, потому что само пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, – прилепляться к Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?» – пишет прп. Иоанн Лествичник.

III. «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19). Здесь мы видим не только веру, без которой невозможна молитва (ведь если я не верю в Бога, то как я буду ему молиться?), но и благоговение, которое часто считается чрезвычайно важной составляющей в молитвенном общении с Богом. Благоговение – это глубокое почтение перед святыней, и, как мы видим, им обладают не только люди и ангелы, но и бесы.

«Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:20), – продолжает апостол Иаков и тем самым объясняет, в чем состоит то самое дерзновение в молитве, которое отличает молитву христианина от молитвы демонов. Дела, необходимые для истинной молитвы и истинного богопочитания, – это действительное исполнение божественных заповедей не из-за страха наказания, но по любви к Богу и ближнему. Без всего этого наша молитва, вера и благоговение перед Творцом ничем не лучше молитвы, веры и благоговения демонов. И в то же время, то, во что верят христиане и то, во что верят демоны – это все же разные вещи, ведь мы принимаем всем сердцем Истину о Творце, а демоны тем и живут, что стараются на каждом шагу оболгать Его. Веруют, благоговеют, но ненавидят и порицают. А то, какой будет наша молитва – христианской или же демонской, – решать только нам.

http://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/52322-molitsya-li-dyjavol