Митрополит Митрофан: Важно уметь быть учеником
В день памяти преподобного Амвросия Оптинского митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме, освящённом во имя этого святого, в городе Доброполье. После богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сила, с которой прозвучали жизнь и проповедь преподобного Амвросия и других Оптинских старцев в предреволюционное время, оставила глубокий след в русской церковной истории. В 1990-е годы, когда Церковь начала возрождаться, люди начали узнавать эти имена. Были изданы их письма и жизнеописания. Преподобный Амвросий Оптинский был причислен к лику святых на Соборе в 1988 году вместе с блаженной Ксенией Петербургской и святителем Игнатием (Брянчаниновым). Конечно, не полюбить этих подвижников, не прилепиться сердцем к тому, о чём они проповедовали, и не восхититься тем, как они жили, было невозможно. Доброполье далеко от Оптиной пустыни, но здесь был построен храм в честь преподобного Амвросия, и уже многие годы в нём совершается богослужение.
Наверное, вы обратили внимание на то, что это был очень простой человек в житейском смысле этого слова, очень похожий на всех нас. Он был сыном пономаря. Бог дал ему многие таланты, и он самым лучшим учеником окончил сначала духовное училище, потом семинарию. А потом кем он стал? Обычным учителем. Это был XIX век, такие люди жили очень небогато и просто.
Будущий преподобный был не просто хорошим учителем, а очень весёлым, жизнерадостным человеком, душой компании. С ним было весело и интересно. Случилась с ним тяжёлая болезнь — а ему очень хотелось жить. Он Богу пообещал, что если выздоровеет, станет монахом. Выздоровел, а монахом становиться не хочет — он сам об этом рассказывал. Какое-то время колебался, ещё долго был учителем. Потом всё-таки наступили обстоятельства, при которых он решил выполнить своё обещание и пришёл в Оптину пустынь.
В этом монастыре были два очень духовно опытных мужа — Лев и Макарий. Лев был постарше, Макарий был его учеником, и вот Амвросий пришёл к ним. Они сразу в нём заметили одну черту, которая его выделила среди всех остальных, и приблизили к себе. Но что в нём было особенного? Он был готов учиться.
Давайте сейчас посмотрим на себя. Мы все себя считаем кем? Учителями. Нам всегда хочется кому-то подсказать, кого-то научить. Кто себя искренне в глубине души считает человеком, которому надо учиться? Именно это качество в Амвросии, будущем старце, заметили сначала Лев, а потом и Макарий, которые его сделали своим учеником. Им самим хотелось кому-то свой опыт передать — но кому? Дураку, который не соображает? — нет. Человеку, которого будешь учить, а он будет говорить: «Я сам всё знаю. Не надо меня учить, я и так умный»? Тому, кто сам хочет быть учителем? Тоже нет. И вот они нашли того, кто смог стать учеником.
Спаситель тоже среди многих, кто жил в Израиле, искал тех, кто у Него захочет учиться. Мы апостолов считаем своими учителями, но они не сразу стали такими, какими мы их знаем. Они — взрослые люди, у которых семьи были — какое-то время ходили за Христом, а Он их учил и воспитывал.
Учениками люди становятся не потому, что они чувствуют себя глупыми или они действительно глупы. Глупый человек чаще всего стремится учить всех вокруг себя. Ему это интересно, ему это нравится, ему кажется, что то, что он говорит и делает, это очень умные мысли, и все прям хотят обязательно это услышать, и всем прям нужен его совет и его знания. Это признак не ума, а глупости. А признак ума — это то, что человек думает о себе, что он ничего не знает, и ищет того, у кого он мог бы чему-то научиться. Апостолы такими были, и преподобный Амвросий таким был. Но бывает, человек хочет учиться, а учиться не у кого, никто тебя научить не может, приходится осваивать предмет самому. Амвросию как раз повезло, что он жил в то время, когда жили Лев и Макарий, у него были учителя. А он был хорошим учеником.
В результате простой сын пономаря, обычный учитель стал всероссийским старцем, самым известным в Оптиной пустыни. Старец — это наставник, учитель для всех. Учиться у него приезжали и Толстой, и Достоевский, и братья Леонтьевы — дипломат и философ, и многие-многие другие, весь цвет Серебряного века. А сколько ещё было людей, имён которых мы не знаем, разных сословий, состояний, званий, с которыми он был в переписке, помогая им устраивать прежде всего жизнь духовную, а не материальную! Сколько ещё было людей, которых он обратил от неверия к вере, утешил в отчаянии, помог в скорби, дал надежду и открыл удивительный духовный мир служения Богу — и которые за ним последовали, стали монашествующими! Шамординскую женскую обитель он создал, да и во многих других местах посеянные им семена приносили духовный плод. Но для того чтобы таким стать, ему нужно было самому уметь быть учеником.
Преподобный Амвросий этого не стеснялся, не боялся, он легко к этому относился. Человек, с отличием окончивший все духовные заведения, которые тогда были, и сам работавший учителем, пришёл и сказал: «Я буду учиться». Нам с вами очень полезно об этом задуматься в сегодняшний день. Мы только порог храма переступили, ещё Евангелие до конца не дочитали, не знаем, чем Послание к Коринфянам от послания к Филиппийцам отличается, а уже учителя. Уже начинаем учить соседей, родных, знакомых, часто батюшку. Проповедуют то конец света, то ещё какие-то странные вещи. Человек, ничему не научившись в храме, сам стал учителем. А какой толк от того, что он учитель? Никакого. Никого он ничему не научил и сам ничему не научился, и посмешищем стал, может быть, даже для тех, кто его раньше знал как нормального человека.
Давайте помнить слова апостола: «Братья мои, пусть немногие из вас становятся учителями в церкви, ведь вы знаете, что мы, учители, будем судимы более строго» (Иак 3:1). Стремитесь быть не учителями, а учениками — учиться у Христа, апостолов, таких святых, как преподобный Амвросий Оптинский, подлинному духовному знанию, настоящей любви и смирению. И если это произойдёт, то тогда сама наша жизнь станет примером для других людей.
Если человек добрый, ему не нужно всем рассказывать: «Смотрите, какой я добрый!» Все это и так видят. Если человек умный, ему не нужно вывешивать объявление: «Я самый умный, приходите ко мне за советом». К нему и так придут и спросят. Если человек чему-то может научить, ему не нужно кричать на всех перекрёстках: «Я учитель! Давайте, приходите ко мне учиться». К нему люди сами придут и попросят чему-то научить.
Нам нужно прикладывать усилия к тому, чтобы быть хорошими учениками, учиться тому, чего мы ещё не умеем и не знаем. Независимо от того, кто мы сейчас — священнослужители или миряне, — мы все ученики Христовы. Мы все пришли для того, чтобы у Него учиться любви и смирению, прожить эту жизнь по Его заповедям и войти в Царство Небесное. Вот это состояние ученика важно не потерять в своей душе и помнить, что оно тоже имеет великое достоинство.
Каждый из нас сегодня может воспользоваться духовным советом преподобного Амвросия Оптинского — изданы его письма и наставления. Но пусть и пример, который он нам показал сам, о котором мы сейчас вспоминаем, оставит след в нашей жизни, чтобы мы смогли найти в себе силы быть настоящими учениками Христовыми, детьми Церкви Христовой: учиться тому, чего мы не умеем, для того чтобы стать лучше.
С праздником вас всех поздравляю!
23 октября 2019 г.
http://gorlovka-eparhia.com.ua/mitropolit-mitrofan-vazhno-umet-byt-uchen...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии