Митрополит Митрофан: Святость — это норма, к которой призваны все члены Церкви

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Всехсвятский храм Горловки

В Неделю Всех святых митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию во Всехсвятском храме Горловки. По окончании богослужения он обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с престольным праздником! Сегодня, когда мы празднуем память всех святых, каждый из нас вспоминает своего небесного покровителя. Кроме этого, есть святые, которых мы особенно почитаем, которые известны всем. Есть святые, имена которых известны людям в каком-либо месте или области. Я думаю, не все знают имя Игнатия Мариупольского или Иоанна Затворника, но мы, живущие на Донбассе, хорошо их знаем, потому что это святые, которые подвизались на нашей земле. В каждом городе, в каждой стране, в каждую эпоху были люди, которые становились особенно близкими живущим там церковным общинам.

Среди имен святых есть те, которых мы не знаем, но это не значит, что они неизвестны. Это значит, что святых так много, что мы даже все их имена не можем вспомнить во время богослужения. Это значит, что святость — то не что-то уникальное, присущее какой-то одной эпохе или народу, а норма жизни, к которой Церковь стремится и к которой призывает каждого из нас.

Святость — это не какие-то особые, сверхъестественные явления в жизни человека, когда он читает мысли, или исцеляет болезни, или ходит по воде, или творит какие-то чудеса, хотя нам и известны и такие проявления особой близости святых к Богу, а норма христианской жизни. Мы сегодня участвовали в Божественной литургии. Возглас перед причащением, когда возносится вверх уже освящённый хлеб, ставший Телом Христовым, так и звучит: «Святая — святым». Святая — Тело Христово, святым — тем, кто стоит в храм и будет причащаться этого Тела и этой Крови.

Никто из нас не скажет о себе, что он святой. Это нормально. Но ведь мы понимаем, что в Церковь мы пришли и полюбили её как раз потому, что в ней есть то, чего нет во всём остальном мире. Она способна нам дать то, чего больше никто и ничто дать не может. Она способна нас научить тому, о чём сказано в Евангелии — и не только высокой нравственной норме, без которой, несомненно, ни о какой святости и речи быть не может. С человеком должно произойти ещё нечто, чтобы о нём сказали, что он святой: на него должна подействовать благодать Духа Святого, которая пребывает в Церкви.

Святость делает человека близким к Богу по-особенному, не просто как остальной мир — животных, птиц и всех людей. Она непосредственно связана с жизненным выбором человека. Святые — это не только те, кого Бог избрал как особенные цветы на поле, которые Он сорвал и сделал из них букеты. Святые и сами Бога избрали самым главным в своей жизни. Для них Бог стал не абстракцией, не философским умствованием, а той Личностью, Которую полюбили душа и сердце, в Которой они нашли смысл своего бытия.

Вот это и есть настоящая святость: когда, с одной стороны, мы видим, что человек нравственный, порядочный — такой, каким и должен быть любой человек независимо от того, христианин он, мусульманин, буддист, атеист или ещё кто-то, — а с другой стороны, он нравственен и порядочен не сам по себе, а потому что Бог для него — самое главное в жизни. Это его сознательный и самый важный выбор. В ответ на это в жизни человека происходит нечто такое, что становится заметно всем. Мы понимаем, что это не просто хороший, порядочный человек, а святой, который Богу близок, которого Бог слышит, на молитвы которого Он отвечает. Для нас это чудо, и мы говорим: вот, смотрите, как произошло! Мы пришли, его попросили, и сразу наша просьба исполнилась.

А почему же мы сами Бога просили и так не получилось? Нужно над этим задуматься. Каждый из нас призван стать близким Богу, научиться с Ним общаться. Именно для этого существует Церковь. Именно для этого в ней пребывает благодать Всесвятаго и Животворящего Духа. Святость — её главный плод, то, ради чего она создана и без чего нет никакого смысла в её существовании. Если Церковь перестанет рождать святых, это будет история про бесплодную смоковницу, на которой есть листья, но которая не приносит плодов, и о которой Господь сказал, что она никому не нужна (Мф. 21:19).

Раз мы переступили порог храма, раз это стало нашим жизненным выбором, давайте не будем забывать, ради чего мы это сделали, зачем мы все здесь, чему мы хотим научиться и к чему прийти в конце. Пусть пример и молитвы всех тех святых, чьи имена мы с вами носим, всех известных и неизвестных нам будут помощью каждому из нас! Ещё раз всех вас поздравляю с праздником, с престольным днём! Молитвы всех святых угодников Божиих пусть пребудут со всеми вами!

14 июня 2020 г.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/mitropolit-mitrofan-svyatost-eto-norma-k-...