Мирянин, избранный Патриархом. Екатерина Иванова
Церковное служение святителя Фотия, Патриарха Константинопольского, пришлось на вторую половину IX века — период, когда была окончательно побеждена ересь иконоборчества, но на смену ей пришла смута политическая: перевороты следовали один за другим, сын предавал мать, друг убивал друга… В этом водовороте земных страстей византийский Патриарх должен был защитить православную веру от еретических нововведений Рима, который в результате длительной иконоборческой смуты потерял духовную и культурную связь с Византией. Для этого святителю Фотию понадобились все его блестящие дарования ученого, политика и богослова. Память этого святого мы отмечаем 19 февраля.
От чтеца до епископа за шесть дней
856 год. Славное правление императрицы Феодоры увенчалось полным восстановлением иконопочитания, но закончилось печальным образом: ее сын Михаил сверг свою мать с престола и, получив неограниченную свободу, предался пороку пьянства, за что и получил неблагозвучное прозвище Пьяница. Подлинным правителем империи стал его дядя — Варда. В результате всех этих драматических событий был низложен в 858 году Патриарх Игнатий — императору Михаилу III и стоящему за ним Варде нужен был свой ставленник на Константинопольской кафедре. Патриарха Игнатия оклеветали, обвинив в заговоре, и вынудили — по некоторым сведениям, самыми жесткими мерами — подписать отречение от патриаршества. Будущий святитель Фотий — блестящий ученый, преподающий в университете логику, диалектику, историю философии, математику и богословие, чиновник и дипломат, в то время не помышлял о духовном поприще и даже не имел священнического сана. Однако выбор пал именно на его кандидатуру, и ему пришлось за шесть дней пройти путь от чтеца до епископа. Интронизация состоялась 25 декабря 858 года. Конечно, столь странные обстоятельства возведения на престол нового Патриарха усилили раскол в обществе. И хотя святитель Фотий обладал большим авторитетом, часть верующих встала на сторону гонимого прежнего Предстоятеля. По примеру борцов с ересью иконоборчества «игнатиане» в поисках истины стали искать поддержку в Риме.
Рим и Константинополь: война Соборов
Вот только Рим уже не был оплотом православной веры, как в те годы, когда императорская власть Византии железной рукой истребляла в народе почитание икон. Незадолго до интронизации святителя Фотия на римский престол взошел Папа Николай I, который стал активно проводить политику папской теократии. Он полагал, что вся власть, как духовная, так и светская, должна быть сосредоточена в руках римского понтифика, а Римская кафедра — престол святого Петра — возвыситься над всей вселенной. Папа Николай I не признал законности возведения Патриарха Фотия на престол и потребовал от императора созыва Собора. Понтифик был оскорблен не столько тем, как светская власть обошлась с Патриархом Игнатием, сколько тем, что отстранение произошло без ведома и благословения Рима.
Константинополь — скорее всего, по настоянию святителя Фотия, которого тяготила ситуация раскола — дал согласие на Собор. Он был созван, и там, в присутствии двух папских легатов, законность интронизации нового Предстоятеля была подтверждена. Папа Римский был в ярости! Он обвинил своих легатов в том, что их подкупили византийские царедворцы, и собрал новый Собор, на котором единолично низложил Патриарха Фотия. Но Восточная Церковь это решение не приняла. В этом клубке политических страстей было трудно заметить то, что смог заметить святитель Фотий, а именно, что претензии Рима на главенство имеют не сиюминутно-политическую подоплеку, а догматическое значение, касаясь сущности того, что есть Церковь. Властные амбиции Рима нарушали принцип соборности, представляли главой Церкви не Бога, а человека.
«Фотиево крещение» россов
18 июня 860 года к берегам Босфора неожиданно причалило около двухсот судов, на каждом из которых находилось около сорока человек, принадлежащих к «свирепому варварскому народу рос», как называет этих людей летопись. Пригород Константинополя был разграблен с невиданной жестокостью. Столица империи была хорошо укреплена с суши, но византийцы не ждали опасности с моря. Император Михаил III отправился со всем войском в поход против сарацин, поэтому в городе просто не осталось людей, которые могли бы противостоять набегу врага. «Жизнь наша догорала с последними лучами солнца, — вспоминал об этом событии святитель Фотий, — а заря бытия нашего поглощалась глубоким мраком смерти… вся надежда человеческая убыла из человеков и единственная надежда оставалась только у Бога». Жителям Константинополя оставалось уповать только на чудо — и Господь сотворил такое чудо по молитве верного Ему Патриарха. Святитель Фотий обошел стены города крестным ходом, непрестанно молясь об избавлении от опасности Божией Матери. Затем молящиеся подошли к морю и опустили в волны край Ризы Пресвятой Богородицы. Сразу после этого на море поднялась сильная буря, которая опрокинула несколько кораблей неприятеля. Испуганные россы отступили, а через некоторое время обратились в Константинополь с просьбой о Святом Крещении, что и было исполнено. Так состоялось первое крещение славян, которое вошло в историю под названием «Фотиево крещение». В сообщениях греческих хронистов не указывается, кто были эти воинственные россы, однако из других источников известно, что киевские князья Аскольд и Дир с боярами приняли крещение от византийского епископа в начале или середине 860-х годов, а значит, есть все основания предполагать, что Аскольд и Дир были среди тех россов, которые так и не смогли войти во врата Константинополя.
Славянский вопрос
Воинственные славянские племена необходимо было христианизировать. Этот вопрос требовал системного решения на государственном уровне, и здесь интересы Константинополя вновь пришли в конфликт с интересами Западной Церкви. На западе, в Великой Моравии, славянские просветители Кирилл и Мефодий столкнулись с гонениями со стороны немецкого епископата. А на юге, в Болгарии, возникла ситуация, вследствие которой самому святителю Фотию пришлось вступить в богословскую полемику с представителями папского престола.
Положение дел в Болгарии было сложным. Население этой страны — славянское, но правящая верхушка имела тюркское происхождение. И если болгарские славяне были в целом готовы принять крещение от восточных миссионеров, то элита относилась к инициативам Константинополя со страхом и недоверием. Между Римом и Константинополем шла нешуточная дипломатическая война за влияние на болгарского князя, который склонялся то на сторону Рима, то на сторону Византии. Как и любой правитель, он хотел укрепить свою власть и боялся, что принятие религии от Византии лишит его политической самостоятельности. Это была далеко не лучшая ситуация для константинопольской политики, но именно этот фактор заставил святителя Фотия внимательнее приглядеться к деятельности западных миссионеров и понять, что в их вероучение вкралась чудовищная ошибка: изменение в Символе веры.
Проблема Filioque
Патриарх Фотий впервые в истории Церкви начал богословскую полемику с папским престолом относительно вставки в Символ веры, согласно которой Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. В науке эта вставка получила название filioque (лат.), то есть «и от Сына». Это добавление впервые прозвучало в 681 году на XII Толедском Соборе. Во время патриаршества святителя Фотия Символ веры с filioque приняли многие западные поместные Церкви, и именно в таком виде западный Символ веры был представлен римскими миссионерами в Болгарии. Византийский Патриарх решительно осудил это нововведение как еретическое, положив начало антилатинской полемике. В отличие от многих антилатинских полемистов, которые увлекались сугубо обрядовыми проблемами, святитель Фотий сосредоточил свое внимание на вопросах вероучения. По его инициативе в 867 году в Константинополе был созван Собор, который предал анафеме Папу Николая I, осудил учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына и объявил незаконным вмешательство Рима в дела Константинопольской Церкви.
Новый переворот
Правление императора Михаила III закончилось бесславно. Он был убит своим ближайшим другом и, говоря прямо, собутыльником, которому некогда дал права соправителя и сделал своим наследником. После смерти Михаила III его убийца взошел на престол Византии под именем Василий Македонянин. Патриарх Фотий и Патриарх Игнатий «поменялись местами»: святитель Игнатий был снова возведен на патриарший престол, а святитель Фотий попал в опалу. Рим праздновал победу. Преемник Папы Николая I — Папа Римский Адриан — торжественно предал святителя Фотия анафеме.
Однако, несмотря на постыдные обстоятельства прихода к власти, Василий Македонянин оказался хорошим политиком и очень скоро понял, что политический курс Варды и святителя Фотия необходимо продолжить. Патриарх Фотий был возвращен ко двору и, более того, стал учителем детей императора. После смерти Патриарха Игнатия святитель Фотий вновь занял патриарший престол и вторично его покинул, когда к власти пришел император Лев VII. Последние годы своей жизни святитель провел в ссылке, где работал над богословским трактатом о проблеме filioque. Именно тогда была написана его знаменитая книга «Мистагогия (тайноведение) Святого Духа» с детальным осуждением filioque.
Святитель Фотий был прославлен в лике святых как защитник Православного Востока от владычества пап и как ученый богослов, опровергающий заблуждения латинян. Это произошло в только в 1847 году, когда перед Константинополем с особой остротой встала задача противостояния католическому прозелитизму. Однако традиция церковного почитания святого Фотия восходит к гораздо более раннему периоду — IX веку.
Газета «Православная вера» № 03 (575)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/miryanin-izbrannyjj-patriarkhom
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии